«Тренировки похожи на приготовление котлет»

Тамара Москвина сравнила подготовку к новому сезону с замешиванием фарша, а контрольные прокаты фигуристов – с примеркой

Тамара Москвина сравнила подготовку к новому сезону с замешиванием фарша, а контрольные прокаты фигуристов – с примеркой

Неутомимый оптимист и выдающийся тренер мирового масштаба Тамара Москвина летом отметила свой 70-летний юбилей, но, к радости огромной армии российских поклонников фигурного катания, продолжает успешно тренировать. Сейчас Тамара Николаевна работает в Петербурге с двумя спортивными парами: Кавагути – Смирнов и Гербольдт – Энберт. И если серебро чемпионата Европы и 4-е место на чемпионате мира опытным Юко Кавагути и Александру Смирнову явно не приносят удовлетворения, то молодые Гербольдт и Энберт, впервые заявившие о себе на европейском уровне, могут быть собой довольны. В любом случае и тем и другим с тренером повезло сказочно.

– Тамара Николаевна, с каким настроением вступаете в новый спортивный сезон?

– Нахожусь в предвкушении: как будут приняты новые программы? К слову, пока еще нет ясности, в каких именно соревнованиях будут участвовать спортсмены. Дело в том, что сейчас начала работать новая система жеребьевки на этапы Гран-при.

– На ваш взгляд, соотношение сил в мировом фигурном катании как-то изменилось за это лето?

– Трудно сказать. Да, некоторые спортивные пары закончили свою карьеру. Кто-то травмировался. Какие-то пары распались. Кто-то сделал новую программу. Однако, чтобы сделать выводы, нужно увидеть живые выступления на каком-нибудь турнире. Только тогда можно будет сопоставить уровень тех и других спортсменов. Сейчас же приходится судить о конкурентах лишь по публикациям в прессе и по видеороликам, выложенным в Сеть. Что можно сказать? Например, китайцы Пан Цин и Тон Цзянь не будут выступать на этапах Гран-при, потому что они поженились. Канадская пара Джессика Дюбе – Брис Дэвидсон распалась, но девочка тут же начала кататься с другим партнером. Вот успеют они подготовиться для борьбы на серьезном уровне или нет? Только рассматривать каждую пару и гадать о том, как они будут выглядеть, не в моих правилах. Зачем тратить время?

– А в вашей жизни за нынешнее межсезонье произошло что-то примечательное?

– У меня наконец-то заболела коленка. Но и это событие я встретила с оптимизмом. Не удивляйтесь! Просто знаю, что в жизни черные полосы обязательно чередуются с белыми. И раз у меня сейчас маленькая черная полоска, то скоро непременно начнется и белая. Это бодрит.

– Что успели за лето? Где побывали? Как готовились?

– Летом на отдых у моих фигуристов было три недели – думаю, что этого вполне достаточно. Потом мы отправились в среднегорье Италии на двухнедельный сбор. И затем на две недели – в Латвию, под Ригу. В Петербурге с ребятами сходили на новые театральные постановки в Александринке и в Михайловском, потому что им нужно быть в курсе последних достижений в хореографии.

– Как оцениваете спортивную форму Юко Кавагути и Саши Смирнова?

– На этот вопрос я смогу ответить только после первого официального турнира. Наблюдая лишь за тренировками, объективных выводов сделать нельзя. На занятиях что-то получается, что-то настраиваем – идет каждодневная кропотливая работа. Можно сравнить этот тренировочный процесс с приготовлением котлет: сейчас мы что-то раскатываем, добавляем специи, фарш. О конечном же результате речи пока нет. Как можно на этом этапе сказать, какими получатся котлеты?

– Для короткой программы выбран «Блюз» Джо Сатриани. Почему именно эта мелодия?

– Ее предложил нам постановщик Петр Чернышов. Мы тогда рассматривали и другие варианты, но ребята выбрали именно эту музыку. Мне она тоже понравилась. Тем более что блюзовая интонация помогла нам создать в короткой программе новые образы и выглядеть по-другому. Вообще, мы стремимся к тому, чтобы ребята постоянно развивали свой творческий потенциал. Чтобы всегда публика и специалисты говорили: «О! У них есть что-то новое!» Всегда нужно удивлять публику. Интерес к спортсменам не должен ослабевать.

– Почему тогда произвольную программу вы оставили прежней?

– В прошлом году ребята так и не смогли ее откатать в полном объеме. Сезон у нас получился коротким из-за операции Юко на плече. Поэтому решили, что новое в данном случае не будет лучшим. Ведь если у вас есть хороший костюм, который вы в прошлом году не надели достаточное число раз, то почему бы вам не выйти в нем и сейчас?

– Но ведь известно, что судьи тоже «падки до новенького»?

– Мы этого не боимся. Произвольная программа все равно будет смотреться по-другому.

– Довольны ли вы результатом контрольного проката в Москве?

– В первом прокате, организованном только для специалистов, участвовали Катарина Гербольдт и Александр Энберт. Кавагути и Смирнов пропустили этот прокат – Юко… укусил шмель, и ее организм отреагировал нетипично: поднялась температура. Пришлось даже недельку полежать в больнице, чтобы убедиться, что никаких вирусов у нее нет. Вообще Юко мне по секрету сообщила, что если бы такой случай произошел с ней в Японии, то там к этому отнеслись бы как к серьезному событию. А у нас так: «Ну подумаешь, шмель! Все пройдет!»

На втором же московском прокате, который уже был открыт для публики, Кавагути и Смирнов выступали и показали содержание своей программы на начальном этапе. Это полезно. Специалисты высказали мнение о том, все ли элементы соответствуют требованиям правил. А мы понаблюдали, как катаются члены сборной, и сделали для себя кое-какие выводы. Называю это этапом примерки.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.