Эрмитаж готовится к юбилею

Как главная сокровищница России встретит свое 250-летие, которое обойдется казне в 12 миллиардов и изменит статус музея

Как главная сокровищница России встретит свое 250-летие, которое обойдется казне в 12 миллиардов и изменит статус музея

«Эрмитаж достоин этих денег. И обижать его не будем»

В 2014 году Государственный Эрмитаж отметит 250-летие со дня своего основания. К этому событию будет приурочен ряд торжественных мероприятий – выставок, концертов, фестивалей… Также планируется завершение целого ряда крупных проектов. Их судьбу, а также статус музея в целом обсудили члены Организационного комитета по подготовке и проведению празднования юбилея во главе с вице-премьером федерального правительства Дмитрием Козаком.

– На заседании одобрен план мероприятий подготовки к празднованию 250-летия, – рассказал Дмитрий Николаевич. – План обширный и довольно финансовоемкий – выполнение этого плана будет стоить 12 миллиардов рублей. Но Эрмитаж заслуживает этих средств, и мы будем их выделять из федерального бюджета.

Дмитрий Козак также пояснил, что на прошедшем заседании было принято решение перенести ряд мероприятий в рамках празднования на более ранний срок – по мере появления дополнительных финансовых источников.

А директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнил, о каких событиях идет речь:

– Это завершение строительства второй и третьей очереди запасника Эрмитажа, завершение реконструкции восточного крыла Главного штаба, создание выставочного зала на первом этаже Малого Эрмитажа, ремонт и реставрация запасного дома с последующим приспособлением его под музейные нужды, плюс открытие выставок и издание книг. Спасибо, что нас подвигнут раньше выполнить то, что мы хотели растянуть еще на три-четыре года.

Также на заседании оргкомитета был одобрен проект нового устава Эрмитажа. Теперь предполагается, что учредителем Эрмитажа будет не Министерство культуры, а непосредственно правительство РФ.

– Это статусная вещь, – пояснил Михаил Пиотровский. – Например, во Франции есть отдельный закон по Лувру. А когда музей учреждается федеральным правительством, то можно говорить о стабильности его уровня. Ведь с одной стороны, наш музей является одним из пяти крупнейших мировых музеев, с другой – одним из главных памятников российской государственности. Это все и отражается в этих строчках: «Утверждается правительством Российской Федерации».

– Эрмитаж никогда не обижали и обижать не будем, независимо от того, кто является учредителем, – продолжил Дмитрий Козак. – Но чем выше уровень документа, тем выше его стабильность: он уже не может быть изменен росчерком пера отдельного чиновника.

В заседании участвовал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. По его словам, в новом документе есть еще одна очень важная строка.

– Устав подразумевает для Эрмитажа возможность зарабатывать внебюджетные средства, которые он может направлять и на развитие музея, и, самое главное, на стимулирование работников этого учреждения к хорошему активному труду, – отметил Георгий Сергеевич.

При этом губернатор выразил готовность поддерживать музей «морально и материально» – если понадобится.

– Я в Эрмитаже был столько раз, что сложно сосчитать, – рассказал Георгий Полтавченко. – Потому что я вырос рядом, на Невском, 5. Здесь прошло все мое детство и юность. Мы с Михаилом Борисовичем в свое время в одних и тех же местах собирали желуди. Для меня Эрмитаж – большая составляющая моей жизни и того, что в меня наш город вложил с точки зрения воспитания.

Что происходит в восточном крыле Главного штаба

Крытые дворы восточного крыла органично сочетают классическую и новую архитектуру

 

Одним из центральных событий грядущего празднования 250-летия Государственного Эрмитажа должно стать полное открытие восточного крыла Главного штаба. Хотя сегодня над зданием еще стоят краны, а во внутренних дворах полным ходом идут работы, нашим корреспондентам удалось побывать внутри и заметить, что первая очередь нового здания музея уже практически готова принять посетителей.

Масштаб пространства, которое открывается взору сразу после входа в первый внутренний двор, поражает. Исполинские врата, распахнутые в сторону гигантской лестницы под стеклянной крышей, напоминают знаменитые площади городов Европы – лестницу перед собором Сакре-Кёр в Париже или лестницу на Пьяцца ди Спанья в Риме. Те, где круглосуточно сидит и общается молодежь, отдыхают и изучают путеводители туристы, штудируют конспекты студенты – одним словом, кипит жизнь.

Конечно, прямо в Эрмитаже достать из сумки бутерброд и перекусить, сидя на ступеньках, не получится: контекст не тот. Но определенную фривольность сотрудники главного петербургского музея его посетителям разрешить готовы.

– Мы предполагаем, что здесь можно будет присесть, отдохнуть, оглядеться, – рассказывает заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. – В принципе, здесь можно повесить экран и устраивать видеопоказы. Или проводить театральные представления.

По его словам, внутреннее пространство восточного крыла Главного штаба будет включать зоны как платного доступа, так и бесплатного – музеи, кафе и так далее. После того как завершится ремонт, во дворы можно будет попадать и с набережной Мойки, и с Дворцовой площади.

Кстати, еще одна интересная деталь: система из пяти дворов, соединенных вратами, имеет в центре ось, которая направлена строго на шпиль Петропавловской крепости. Из этих пяти дворов два уже готовы, один находится в стадии отделки, а еще в двух вовсю кипит работа.

Под первым, большим двором, сейчас уже готов гардероб, яркие красные стены сразу настраивают посетителей на просмотр современного искусства.

Первым же экспонатом, который увидят посетители, будет «Красный вагон» Ильи Кабакова – знаменитая инсталляция-символ перемены эпох. Сейчас вагон уже на месте: он стал первым «новоселом» среди произведений искусства. Остальные пока ждут завершения ремонта и окончательной проверки систем климат-контроля и безопасности.

– «Красный вагон» символизирует собой Советский Союз, – поясняет Дмитрий Озерков. – Эпоха конструктивизма – лестницы, дальше сталинский вагон – эпоха сталинизма, дальше мусор современного искусства, который символизирует крах 1991 года. Вы мысленно поднимаетесь по конструктивистской лестнице, прыгаете в прекрасное будущее и проваливаетесь в бездну contemporary art. Для нас это произведение символизирует промежуток с 1917 по 1991 год, когда мы не имели прямого контакта с Западом и возможности естественного приобретения произведений современного искусства.

Другими знаменитейшими экспонатами современного искусства, которые к 2014 году «переедут» в восточное крыло Главного штаба, станут «Танец» и «Музыка» Матисса, «Композиция VI» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича. Сюда же переберется и коллекция графики Дмитрия Пригова, которая демонстрируется сейчас на Венецианской биеннале. Также планируется, что со временем в восточное крыло переберется весь третий этаж Эрмитажа. Знаменитые импрессионисты, ради которых многие туристы специально едут в Эрмитаж, будут находиться также в этом крыле. Обилие помещений позволит шире показывать коллекцию, одновременно открывая взору публики больше произведений.

Еще один плюс восточного крыла – возможность показать публике крупные произведения современного искусства. Для таких экспонатов был создан специальный большой зал (в части здания, выходящей на Мойку), возникший в результате разбора перекрытий (в этой части они не были историческими). Пространство организовано очень мобильно и позволит в будущем демонстрировать живопись, скульптуру и даже видео.

– Мы не хотим создать просто еще один музей современного искусства, – поясняет общую идею проекта Дмитрий Озерков. – В каждом городе есть такой музей – здание из стекла и бетона, такая большая витрина, в которую напихано всякого контемпорари-арта. У нас была идея сделать изначально эрмитажный проект в эрмитажном духе и вкусе, который связан прежде всего с почтением к городу как к культурному центру, с почтением к зданиям Росси, к культу собирательства. Это ни в коем случае не ретроградский, а просто умный подход. Сейчас каждый может купить произведения современного искусства, расставить их и сказать: «Готово». Но это будет лишь еще один музей современного искусства. Сегодня эрмитажный стиль определяется понятием диалога. Мы не говорим: «Это искусство». Мы говорим: «Давайте обсуждать». Разговор начинается на уровне диалога эпох и коллекций. И в восточном крыле уже само старое россиевское здание находится в диалоге с современной лестницей, которая его бережно обходит, – уже в этом есть диалог.

Действительно, прогуливаясь по анфиладе дворов, то и дело встречаешь небольшие «витрины» в полу, позволяющие осмотреть оригинальную кладку, вкрапления архитектуры разных эпох. Но они смотрятся органично, не нарушая единого стиля пространства.

Планируется, что первая выставка в стенах восточного крыла Главного штаба будет открыта уже через несколько месяцев.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.