Вузы тоже хотят послать на три буквы!

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил ввести ЕГЭ вместо государственных экзаменов, которые сейчас сдают выпускники вузов

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил ввести ЕГЭ вместо государственных экзаменов, которые сейчас сдают выпускники вузов.

Эта идея давно бродит в умах чиновников Министерства образования и науки. Более того, она уже внесена в официальный документ под названием «Стратегия инновационного развития до 2020 года», который подготовило, правда, другое министерство – Минэкономразвития. Согласно задумке стандартизированный ЕГЭ наши выпускники будут сдавать по аналогии с экзаменами, которые сдают те граждане мира, которые желают учиться на магистерских программах в США. Таким образом, мы официально продолжаем дрейф в сторону разрушения фундаментальных основ отечественной системы образования на всех уровнях и пытаемся подстроить ее под американскую систему.

Мой личный опыт знакомства с теми, кто учится в подобных условиях, свидетельствует: общая эрудиция, кругозор, знакомство с достижениями мировой цивилизации – все это самые слабые места в знаниях и навыках тех, кто учится за океаном. Да, там предпочитают готовить узких специалистов, которые не видят и не знают (а главное, даже не хотят знать) ничего далее собственного носа. Наши отечественные традиции образования всегда подразумевали более широкое образование с явным акцентом на гуманитарную составляющую. Образование не было оторвано от воспитания, когда учитывалось и еще учитывается то, что называется «человеческим фактором». Выпускники наших вузов всегда были и, надеюсь, останутся личностями. Выпускники же заокеанских высших школ и колледжей чаще всего лишь профессионалы (не факт, что хорошие), и не более того.

Не стоит сбрасывать со счетов и такое преимущество отечественной системы образования на всех уровнях, как системность. ЕГЭ в школе своими играми в «Угадайку» уже нанес ощутимый удар этой системности. О какой системности знаний и взглядов может идти речь, если молодой человек или девушка двадцати лет от роду будет снова зубрить варианты ответов вместо того, чтобы попытаться понять, разобраться и усвоить знания, полученные на лекции, семинарах, практических занятиях за годы учебы?

И как, интересно, будут проверять навыки будущих пилотов? Неужели вопросом: «Куда надо тянуть ручку штурвала, чтобы пассажирский самолет взлетел вверх?» Мы и так уже получили целое поколение, лишенное систематических знаний и представлений о причинно-следственных связях в гуманитарной сфере. Интересно, доверил бы кто из наших чиновников свою жизнь хирургу, который в медицинском вузе сдавал госэкзамен, отвечая на вопрос: «Что такое бифуркация основной артерии головного мозга в условиях субарахноидального пространства лобных и теменных долей с учетом фактора субатрофии?» И – варианты ответов. И это вместо того, чтобы владеть скальпелем и знать, какую часть тела надо отсечь чиновникам, чтобы в их сознании не зарождались столь странные идеи, направленные на разрушение всего того, что создавалось в нашей стране десятилетиями талантом и трудом тысяч людей.

Cторонники ЕГЭ вопиют о том, что подобная тестовая форма проверки знаний облегчает студентам задачу сдачи финального экзамена. Это отговорки двоечников и лентяев, которые как не учились все предыдущие годы, так и не повторяют пройденное перед экзаменом.

Тезис же о коррупционной составляющей экзаменов в вузах вообще выглядит анекдотом. Мы уже видели, как ЕГЭ, введенный в школах, породил мощную волну коррупции – на всех уровнях: от тех, кто присутствует на ЕГЭ, до тех, кто зачисляет «мертвые души» в престижный московский вуз.

А что касается объективности оценок знаний «с помощью ЕГЭ», то попробуйте ответить на один из вопросов ЕГЭ по литературе. Вопрос: «Любит ли Онегин Татьяну?» Варианты ответов: да, нет, может быть, время от времени.

Тест – он и в США тест. И никогда не дает объективной картины, потому что все зависит от того, кто и как формулирует вопросы и задания. И при этом он абсолютно обезличивает отвечающего. За свою многолетнюю практику могу с уверенностью сказать, что государственный междисциплинарный экзамен – это вершина всех лет обучения. Да, он не лишен нервозности. Но именно в такой обстановке и проходят знания студента настоящую проверку. Вспомните фильм «Дорогой мой человек», в котором главный герой Владимир Устименко помогает своему другу зубрить названия костей в скелете человека накануне экзамена по анатомии. При этом в его словах нет и тени напряжения, потому что он говорит на профессиональном языке. А его друг такой возможности лишен – потому как тугодум. Устименко, как известно, стал блистательным хирургом и высококлассным специалистом, а его друг – чиновником. Не такие ли персонажи нынче бродят по коридорам московских министерств, предлагая совершенно нелепые и абсурдные идеи?

Кстати, идея разработки подобных ЕГЭ тестов уже прорабатывается в министерстве. И поэтому всей нашей высшей школе надо быть настороже, чтобы под этот шумок некие иностранные фирмы, сколотившие капитал на разработке и внедрении подобных методик оценок знаний, не получили соответствующий госзаказ за деньги российских налогоплательщиков. С тем, чтобы вновь навязать нам нечто подобное тем самым проклятым трем буквам, на которые высокопоставленные чиновники постоянно посылают российскую систему образования последние десять лет.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.