Человек-шедевр
Не стало Татьяны Лиозновой. Остались ее великие фильмы
Не стало Татьяны Лиозновой. Остались ее великие фильмыВ жизни порою случаются странные совпадения, почти мистические… В минувший четверг днем у автора этих строк случился диалог с университетским коллегой, в котором он произнес фразу: «Что это вы сидите задумавшись, прямо как Ефремов в «Трех тополях на Плющихе»? А дальше мы начали вспоминать любимые фрагменты и фразы из этого фильма. Дошли даже до того, что попытались напеть ту самую «Нежность», которая впервые прозвучала много-много лет назад с экрана и навсегда осталась в сердцах миллионов наших соотечественников. Что бы потом ни происходило с этим двумя взрослыми людьми, сидевшими в такси…А вечером того же четверга пришла эсэмэска: «Татьяна Михайловна Лиознова умерла». И сразу стало как-то пусто на душе.
Вечером на экране, не стыдясь своих чувств, великие актеры вспоминали Лиознову и едва сдерживали слезы. Они понимали, что от нас ушла та, которая любила и понимала их, давала им уникальную возможность стать иными, чем в жизни.
Фильмы Лиозновой – очень «режиссерские»: ее роль в создании шедевров трудно переоценить, и это отмечают практически все, с кем она их создавала. Но не только в этом величие режиссера – Татьяна Михайловна, как блестящий тренер футбольной команды, умела раскрыть лучшие качества своих «игроков». Обратите внимание: именно в ее «команде», в ее фильмах сыграли, пожалуй, лучшие свои кинороли такие выдающиеся артисты, как Тихонов и Броневой, Евстигнеев и Плятт, Табаков и Куравлев, Ефремов и Доронина, Муравьева и… даже Кобзон. И эти роли были для многих из них очень нетипичными.
Ее дорога не была усыпана цветами и не сопровождалась громом оваций от начала и до конца. Поработав ассистенткой у своего учителя Сергея Герасимова еще на съемках «Молодой гвардии», право на первую постановку она получила только десятилетие спустя. А далее были поиски своей темы, своего героя, своих актеров. Всего девять (!) фильмов поставила Татьяна Лиознова. Но каких! Пожалуй, она первая в нашем кино смогла доказать, что команду «Мотор!» на съемках может давать и женщина. Это уже вслед за ней пришли и Шепитько, и Муратова, и Литвинова.
У нее был дар организатора и воля, но эту волю трудно назвать «мужской». Она умела убеждать мужчин именно как женщина. И она не боялась пускаться в неизведанное, меняя жанр каждого своего последующего фильма на прямо противоположный. Так, после суровой саги о летчиках «Им покоряется небо» Лиознова сняла лирический шедевр «Три тополя на Плющихе». И уж совсем никто не ожидал, что после этой мелодрамы она возьмется за телефильм, который станет мифом всей нашей культуры, всей нашей жизни и навсегда впишет ее имя в пантеон великих творцов экранных иллюзий.
«Семнадцать мгновений весны» – это даже не шедевр, это гораздо большее для тех, кто жил в одно время с создательницей этой картины. Это наше коллективное бессознательное, наша российская матрица души.
О том, как снималась эта картина, сняты фильмы, написаны книги. Вокруг нее сами по себе складываются легенды и мифы. Про обилие анекдотов о полковнике Исаеве я и вовсе молчу. Есть в этой картине что-то настоящее и непостигаемое, то, что знала и чувствовала только Татьяна Михайловна Лиознова. Потом в ее биографии были и «Мы, нижеподписавшиеся», и «Карнавал», и даже – «Конец света с последующим симпозиумом». Но вершинный успех «Мгновений» оставался непревзойденным. Выдать полтора десятка часов такой душевной и напряженной экранной жизни, какая была у Штирлица, – это творческий подвиг Лиозновой, который до сих пор ни один мастер нашего кино не может превзойти.
А четверть века назад Татьяна Михайловна совершила еще один человеческий и профессиональный поступок. Решив для себя, что новое время и новое мышление она понять не может, Лиознова оставила и режиссуру, и родной ВГИК, где преподавала. Но само время не отпускало ее, требуя творца «Мгновений» на экран, в кадр. Она как могла с этим мирилась, но не уступала ни пяди своей территории души, которую когда-то магическим образом сотворила в пространстве своих лент про любовь и нежность людей друг к другу.
Название первого полнометражного фильма Татьяны Лиозновой сегодня, в печальной ситуации, звучит символически, как формула, – «Память сердца». Теперь нам придется хранить ее самим, в отсутствие той, которая навсегда оставила ее нам запечатленной на пленке. Светлая вам память, Татьяна Михайловна!
фильмография «Три тополя на Плющихе»
Актеров Татьяна Лиознова подбирала довольно долго. Проба за пробой – неудачные, удачные... Артист Вячеслав Шалевич очень хотел сыграть главную роль – таксиста, – но она в итоге досталась Олегу Ефремову. Шалевич же в итоге сыграл… мужа главной героини. А вот на роль Нюры Татьяна Доронина была утверждена в один момент, хотя до нее пробовались очень и очень многие.– Подбирая актрису на роль главной героини, я прежде всего просила исполнить песню «Нежность», поскольку ее было необходимо спеть в картине, – рассказывала Татьяна Лиознова. – Для меня это было крайне важно, потому что в этой песне раскрываются характер героини: ее наивность, чистота, привязанность, вкус – все, что невозможно выразить словами. Но из актрис, пришедших на пробы, практически никому не удалось сделать это как надо. Дорониной я сказала: «Можно подготовиться. Вы завтра приходите и споете». На что Таня ответила: «А я и сейчас готова». Она отвернулась к окошку, постояла несколько секунд, повернулась обратно и спела. Вот так Доронина и попала на эту роль. Этот самый знаменитый эпизод в фильме, когда во время дождя шофер останавливает такси, а Нюра запевает «Нежность», придумала сама Татьяна Михайловна. Труднее же всего давался эпизод, когда Нюра едет в поезде, возвращаясь домой к своему неласковому мужу. Но эти кадры как раз были вырезаны из фильма. На Международном кинофестивале в Аргентине в 1968 году фильм был удостоен первой премии – «За реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность». «Семнадцать мгновений весны»
По сути, этот фильм – заказ КГБ. И Лиознова выполнила этот заказ блестяще. Первым зрителем картины был Юрий Андропов. На дачу главе КГБ возили по две-три серии. Перед выходом картины он попросил изменить в фильме две детали: исключить из титров фамилии консультантов с Лубянки, так как это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении в Германии. Первое пожелание Татьяна Лиознова выполнила легко, а второе… К счастью, режиссер вспомнила, что у нее есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Удалось вмонтировать эту сцену в уже готовую серию.
Одним из самых горячих поклонников фильма был Леонид Брежнев. Однажды генсек позвонил актрисе Екатерине Градовой, игравшей радистку Кэт, стал расспрашивать ее о здоровье, о детях и… успокаивать. Растроганный Леонид Ильич не видел разницы между артисткой и ее героиней.
В дни, когда советское ТВ показывало этот сериал, на каждом заседании кубинского правительства не досчитывались нескольких ключевых министров: они смотрели «Семнадцать мгновений весны»! Тогда Фидель Кастро потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства всех 12 серий сразу.
Эпизода, в котором Штирлиц празднует 23 февраля (на фото), в книге Юлиана Семенова нет. Нет и сцены встречи с женой. Эти сцены решила добавить в картину сама Татьяна Лиознова.
На протяжении фильма Штирлиц время от времени держит в руках брелок. Это игрушка, оставленная в кафе… его сыном, который, по первоначальному замыслу, пришел на свидание со своим отцом вместе с мамой. Но потом Лиознова решила переснять сцену – уже без ребенка.
Если будет ребенок – не будет жены, – объясняла свое решение режиссер. – Ребенок перетянет на себя все внимание.
Так что ребенка в фильме нет, а его игрушка осталась.
Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация, – рассказывала Татьяна Лиознова. – Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники. Иной раз от увиденного становилось дурно – я выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок…
Несколько актеров с равным успехом могли справиться с ролью Штирлица, но некоторые уже создали подобные образы на экране, и режиссеру не хотелось повторения. Долгое время главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, актер, известный по роли Остапа Бендера в фильме Гайдая. Но в итоге выбор пал на Вячеслава Тихонова – во многом потому, что он… в это время был свободен и от других съемок, и от работы в театре.
С выбором композитора сомнений почти не было – Микаэл Таривердиев. Но кто исполнит песни? Перепробовали всех лучших певцов Советского Союза: Трошин, Мулерман, Лещенко, Магомаев… На последнем вроде и остановились. Лиознова пояснила Муслиму Магометовичу, что в фильме нужна не демонстрация голосовых данных, а внутренняя энергия, нерв. Магомаев сказал: «Наверное, не справлюсь». Однако начали запись. Последнюю пробу записал блестяще, но… перепутал слова в заключительном куплете. А на следующий день – давно запланированный вылет в Италию, и поправить ничего не успевали. И тут возник Иосиф Кобзон. Против него категорически возражал Таривердиев, говорят, по личным мотивам. Когда записывался Иосиф Давыдович, Лиозновой приходилось расставлять на лестничных клетках кордоны, извещавшие о приближении Таривердиева.
За картину Вячеслав Тихонов получил звание Героя Социалистического Труда, а Лиозновой дали орден Октябрьской Революции. В указе значилась удивительная формулировка: «За активное участие в создании картины».
«Мы, нижеподписавшиеся» Семь лет не снимала Лиознова в 1970-х – она всегда мучительно долго, придирчиво выбирала сценарий новой работы. Драматург Александр Гельман написал злободневную пьесу, разоблачающую изъяны нашей жизни – очковтирательство, приписки, чиновнический произвол. И Лиознова решила обратиться к этому материалу. На съемки она пригласила Куравлева, Муравьеву, Яковлева, Янковского, Лучко… Появляется в кадре и Иосиф Кобзон (певец играет сам себя) – главный герой сталкивается с ним в коридоре железнодорожного вагона (все действие двухсерийной картины происходит в этом вагоне). Этот эпизод – импровизация Лиозновой. Она случайно встретила Кобзона на киностудии – и буквально заставила его сняться в эпизоде, который тут же придумала сама. «Карнавал»– Решение пригласить на главную женскую роль Иру Муравьеву пришло ко мне неожиданно, хотя я уверена, что все неожиданное – тщательно спланированное, – вспоминала Лиознова. – Как-то я рассказывала Ире про новую задумку фильма. И вдруг поймала себя на мысли: чем больше я делилась с Ирой планами о будущем «Карнавале», чем больше проигрывала, как нужно делать фильм, тем яснее понимала: Ира создана для этой роли.В 1982 году, по результатам опроса журнала «Советский экран», за роль Нины Ирина Муравьева была признана лучшей актрисой года, а фильм стал рекордсменом по посещаемости – его посмотрели более 30 миллионов зрителей.
32-летней москвичке Ирине Муравьевой надо было перевоплотиться в девчонку из провинции. Но еще больше Лиознову волновал другой вопрос: как снимать кадры, где Нина Соломатина рассекает на роликах. «Я смогу, я сумею», – убедила Муравьева. Чтобы актриса всеми днями и ночами училась кататься на роликах, к ней приставили специального тренера.У меня после занятий были и синяки, и ссадины, – вспоминает Муравьева. – Но прилично кататься я научилась. Мне даже пришлось в кадре специально делать вид, что я плохо стою на роликах.
Татьяна Михайловна как-то обмолвилась: – «Карнавал» чем-то похож на историю моей собственной жизни.Юная Таня Лиознова, как и юная Нина Соломатина, бросилась в омут неизведанной творческой жизни. Но в отличие от своей героини выплыла, реализовала свой талант.
1958 год. «Память сердца»
1961 год. «Евдокия»
1963 год. «Им покоряется небо»
1965 год. «Рано утром»
1967 год. «Три тополя на Плющихе»
1973 год. «Семнадцать мгновений
весны»
1980 год. «Мы, нижеподписавшиеся»
1981 год. «Карнавал»
1986 год. «Конец света с последующим симпозиумом»