«Пираты» Ледовитого океана

Норвежская береговая охрана с архангельскими и мурманскими рыбаками не церемонится

Норвежская береговая охрана с архангельскими и мурманскими рыбаками не церемонится

В понедельник норвежские власти предъявили обвинение трем членам экипажа российского рыболовецкого судна «Сапфир-2», задержанного в районе архипелага Шпицберген 28 сентября. Траулер – уже шестое наше судно, задержанное властями скандинавского королевства за последние три месяца. Но никогда до сих пор они не действовали столь жестко…

Российские и норвежские СМИ уже окрестили траулер «вторым «Электроном». Напомним, шесть лет назад капитан рыболовного судна «Электрон» Валерий Яранцев оказался в центре международного скандала из-за того, что «сбежал» в наши территориальные воды прямо с норвежскими инспекторами на борту. С тех пор подданные короля Харальда не раз арестовывали российских рыболовов, но последнее задержание, по мнению российской стороны, переходит все границы.

28 сентября около 17 часов российский траулер «Сапфир-2», принадлежащий на паях шести архангельским рыболовецким колхозам и мурманской компании «Рыбпроминвест», как обычно, работал на промысле – экипаж ловил треску. Рыбаки только опустили трал и вытащили его с первыми тремя тоннами рыбы. В этот момент к судну приблизился корабль норвежской береговой охраны «Нордкап». С него спустили катер с инспекторами, которые подошли к борту судна с плановой проверкой.

– Мы не ожидали ничего плохого, – вспоминает капитан траулера Владимир Писаренко. – Как положено, я предупредил о визите инспекторов рыбоохранное судно Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства «Анграпа», дежурившее в этом районе.

Три часа восемь норвежцев обследовали орудия промысла, оборудование для переработки рыбы, регистрирующие документы. Все происходило в спокойной обстановке, пока инспекторы не поняли, что к судну приближается «Анграпа». Тут норвежцев как подменили.

По международным соглашениям, работа на судне, заподозренном в нарушении правил рыболовства, должна вестись инспекторами с обеих сторон. Но норвежцы не захотели общаться с экипажем «Анграпы». Они начали разговаривать в откровенно приказном тоне, заставили капитана Владимира Писаренко поднять трал (хотя у рыбаков еще не был обработан улов, а это является нарушением правил рыболовства).

Экипажу было объявлено, что судно арестовано за сброс дохлой трески (что запрещено по экологическим требованиям). Норвежцы заявили, что у них есть запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, как вместе с рыбными отходами за борт, возможно (!), выбрасывают несколько (!) рыбин.

Капитану было предложено вести судно в норвежский порт Тромсе для дальнейших разбирательств. Владимир Писаренко связался с «Анграпой» и доложил о случившемся. Начальник рейса российского рыбоохранного судна Владислав Хаматов, недоумевающий, почему его подчиненных не пускают на борт траулера, приказал ему не исполнять распоряжений норвежцев и заглушить двигатель, чтобы «Сапфир-2» лег в дрейф. Тут норвежцы окончательно утратили хладнокровие.

– Это территория Норвегии и здесь действуют наши законы! – кричал старший группы норвежских инспекторов капитану российского траулера «Сапфир-2» в ответ на попытку напомнить, что судно идет под российским флагом, а стало быть, территория траулера – территория РФ.

В итоге подданные короля Харальда решили применить силу. Они запретили комсоставу траулера покидать свои места, изъяли все документы вплоть до судового журнала и отключили систему дальней связи, но ненадолго упустили из виду ультракороткие волны. За эти десять минут Владимир Писаренко связался с тремя другими траулерами, ведущими промысел в том районе.

Норвежцы, которым так и не удалось заставить экипаж траулера подчиниться, решили, что «Нордкап» потащит «Сапфир-2» в Тромсе на буксире.

Тем временем к месту инцидента подошли российские траулеры «Капитан Долгих», «Капитан Дураченко» и «Капитан Громцев». По словам Владимира Писаренко, сначала они маневрировали, чтобы поднять волну и не дать норвежским инспекторам забросить швартовы с «Нордкапа». Но безуспешно. Затем «Капитан Дураченко» и «Капитан Громцев» шли рядом с бортами «Сапфир-2» и мешали буксировке. А «Капитан Долгих» и вовсе лег поперек курса «Нордкапа» и перегородил ему путь. Тем не менее норвежцы смогли сманеврировать и обойти помеху.

В 22.10 «Анграпе» удалось связаться с норвежцами. Владислав Хаматов предложил береговой охране прекратить буксировку до прибытия на борт «Сапфира-2» российских инспекторов. Подданные короля Харальда отказались. Не объяснили они и причины задержания судна, сославшись на то, что всю информацию уже передали российским пограничникам. «Анграпа» шла за нашим траулером до норвежской экономической зоны, где вынуждена была повернуть назад.

Случившееся вызвало возмущение не только мурманских и архангельских судовладельцев, но и федеральных чиновников. Так, Росрыболовство распространило официальное заявление, в котором говорилось, что в шести последних случаях задержания наших рыбаков в зоне Шпицбергена норвежская береговая охрана ведет себя так, будто они там хозяева.

«Они забыли, что эта территория никому не принадлежит и здесь действуют международные договоры, – отметили в Росрыболовстве. – Судовладелец имеет право выставить норвежской береговой охране иск на сотни тысяч долларов. Сколько судно будет находиться в Тромсе, неизвестно, а сутки простоя траулера обойдутся владельцам более чем в сто тысяч долларов».

«Сапфир-2» прибыл в Тромсе в субботу днем. На борт поднялась полиция, которая по местному законодательству решает в первой инстанции споры между иностранными рыбаками и береговой охраной. Стражи порядка изъяли судовые документы, которые до этого забрали инспекторы. В порт прибыли представители судовладельца, российского посольства и Росрыболовства, однако на борт их не пускали. Капитан сообщал, что норвежцы имеют намерение его арестовать, однако в конце концов полиция покинула борт, перенеся все разбирательства на понедельник.

В понедельник комсостав судна допрашивали целый день. Помимо капитана, которого обвиняют в нарушении правил рыболовства, досталось старпому и технологу. Первому за то, что записывал нервные срывы норвежцев на диктофон, а второму, – что не оказывал инспекторам содействия, хотя его об этом не просили.

Судовладелец Владимир Гигорьев считает действия норвежцев незаконными и собирается судиться с береговой охраной. Еще более резкая реакция последовала из МИДа. Норвежскому послу была направлена нота протеста, которая характеризует действия Норвегии как вызывающие и неприемлемые.

Скорее всего, российское судно будет оштрафовано, причем на не слишком значительную сумму. Однако руководство архангельского Рыбакколхозсоюза, которому принадлежит траулер, уже готово подать встречный иск против норвежской рыбоохраны. Впрочем, по остальным пяти случаям задержания в течение последних трех месяцев Норвегией российских судов решений суда до сих пор нет, и вряд ли они будут в ближайшее время.

прямая речь «Подобные случаи участились»

Андрей Крайний, руководитель Росрыболовства:

– В последнее время участились случаи ареста российских судов норвежской береговой охраной. В большинстве своем они безосновательны. Сейчас в преддверии юбилейной, сороковой сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая должна открыться в Калининграде, нужно направить все усилия на гармонизацию контроля над промыслом. Что касается задержания «Сапфира-2», то МИД уже заявил протест, что является одним из самых резких видов реакции дипломатов.

«Неудивительно, что норвежцы так себя ведут»

Валерий Яранцев, бывший капитан траулера «Электрон»:

– В зоне Шпицбергена не могут действовать норвежские рыболовные законы. Однако в 2004 году король подписал подобный указ, несмотря на то что он был опротестован многими странами, включая Россию. Так что неудивительно, что норвежцы так ведут себя с нашими рыбаками. Что касается капитана «Сапфира-2», то ему ни в коем случае нельзя было сдаваться и соглашаться идти за норвежцами. Следовало связаться со всеми российскими кораблями, находящимися в зоне, и звать на помощь. Наши корабли могли их догнать и остановить, пока они не вошли в норвежские территориальные воды.

«Ловить, чтобы выбросить? Это абсурд!»

Андрей Заика, председатель Рыбакколхозсоюза Архангельской области:

– Пока не ясно, почему эти несколько экземпляров рыбы были выброшены за борт. Это могло получиться чисто случайно, или же рыбины были повреждены и не годились для дальнейшей переработки и заморозки. В любом случае говорить, что судно ловит рыбу, чтобы затем ее сознательно выбросить, – это, согласитесь, абсурд! Тем более что на тот момент «Сапфир-2» только приступил к лову – на его борту находилось всего три тонны рыбы.

хроника Аресты стали системой

31.05.2011. Норвежцы задержали российский траулер «Изумруд». Причина – сброс рыбы за борт. Капитан и судовладелец виновными признать себя отказались.

20.06.2011. Траулеры «Анатолий Гугунов» и «Борис Зайцев» были задержаны в так называемой рыбоохранной зоне вокруг архипелага Шпицберген. Рыбаков уличили в сбросе за борт мертвой рыбы.

04.07.2011. «Изумруд» снова был задержан норвежцами. Причиной стали «неточности в отчетности» российского экипажа траулера. Кроме того, экипаж «Изумруда» подозревался норвежской береговой охраной в использовании запрещенных орудий лова.

24.09.2011. Норвежская береговая охрана задержала траулер Мурманского тралового флота «Павел Кутахов». Норвежцы заявили, что на судне было установлено оборудование для автоматического сброса излишков рыбы, которые судно не сможет обработать.

У Мурманского тралфлота, которому принадлежит «Кутахов», своя версия происшедшего.

– В момент подъема улова на борт произошел непреднамеренный прорыв мешка, что спровоцировало выброс рыбы, – рассказал директор по персоналу Мурманского тралового флота Алексей Трифонов. – Причины случившегося сейчас выясняются, однако никакой преднамеренности в действиях экипажа траулера не было.

Но, по мнению норвежской стороны, вне зависимости от причин случившегося имело место нарушение правил рыболовства. Судовладельца и капитана оштрафовали на 350 тысяч крон.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.