Убойная зебра
Почему сотни людей оказываются под колесами автомобилей на переходах – там, где по правилам дорожного движения должны быть в безопасности
Почему сотни людей оказываются под колесами автомобилей на переходах – там, где по правилам дорожного движения должны быть в безопасности
Вчера около 9 часов на Невском проспекте, возле станции метро «Площадь Александра Невского», иномарка сбила 30-летнюю петербурженку, переходившую дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Пострадавшую госпитализировали в Мариинскую больницу. Три часа спустя в другом районе Петербурга произошло еще одно ЧП: от неудачного маневра водителя «Жигулей» на Литовской улице пострадала женщина, переходившая дорогу.
Сообщения о людях, сбитых на переходах, уже давно никого не шокируют. Тот факт, что пренебрежительное отношение водителей к пешеходам – правило, а не исключение, подтверждают сухие цифры полицейской статистики. Как сообщили «НВ» в управлении ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, за 8 месяцев 2011 года от наездов на зебрах в городе пострадали 739 человек, а за весь 2010-й их было всего на 23 больше. Это и погибшие, и раненые.
Дорожной полиции только предстоит посчитать пострадавших за сентябрь, еще не закончился октябрь. А впереди ноябрь и декабрь – месяцы, когда дорожную ситуацию по традиции в разы усложняет непогода. Поэтому выводы напрашиваются неутешительные: не исключено, что число покалеченных на зебре достигнет 1000 человек.
Мне страшно делать такие предположения: за каждой единицей в статистике скрывается человеческое горе. Поэтому я специально сделала подборку самых страшных ДТП на пешеходных переходах. В 2009 году в Тосненском районе Ленобласти под колеса грузовика попали четыре ребенка. Самому старшему из них 12 лет, все госпитализированы с тяжелыми травмами. В 2010 году в Кировском районе Петербурга на проспекте Стачек иномарка сбила маму с двумя маленькими детьми. По свидетельствам очевидцев, автомобиль буквально протаранил пешеходов. В начале 2011 года иномарка на зебре убила мужчину и женщину на перекрестке Шлиссельбургского проспекта и улицы Устинова. Спустя четыре месяца на улице Константина Заслонова серьезно пострадали еще два ребенка.
От всего этого ужаса мороз по коже. Если бы все эти люди перебегали дорогу в неположенных местах (такое тоже часто случается), то о виновности водителей еще можно было бы спорить. Но здесь представлены факты, установленные сотрудниками ГИБДД и подтвержденные свидетелями. Пешеходы переходили дорогу там, где им это разрешает главный свод законов автомобилиста – Правила дорожного движения. Так что же это? Что, если не обыкновенное жлобство со стороны водителей, вошедшее в привычку? Стоишь, бывает, на зебре, ждешь, пока хоть у какого-нибудь водителя проснется совесть и он пропустит пешехода. Без толку. По моим наблюдениям, в лучшем случае это сделает один из десяти. И даже если этот порядочный автомобилист притормозит, нет никакой гарантии, что из-за его машины вдруг не выскочит другая, владелец которой куда-то очень сильно торопится.
Мне много раз приходилось уворачиваться от таких лихачей. И меня, как добропорядочного пешехода, просто бесит не только вопиющее нарушение ПДД, но и раздраженные, наглые гудки, доносящиеся из машин. Уйди, мол, не путайся под колесами. Не раз хотелось со всей злостью треснуть по капоту чем-нибудь тяжелым. А недавно наблюдала, как группа итальянских туристов пыталась перейти по зебре неширокую Малую Морскую улицу. Сначала наивные иностранцы полагали, что все машины остановятся сразу же, как только они подойдут к краю тротуара. А потом со всей страстностью итальянской натуры они недоумевали, почему автомобилисты не торопятся сбавлять скорость и тормозить. Общий смысл их фраз был понятен и без переводчика.
Так как же заставить водителей соблюдать одно из самых элементарных правил дорожного движения? Конечно, штрафовать без жалости. Денежные наказания должны быть такими, чтобы их запоминали на всю жизнь. Выявлять нарушителей помогут и камеры видеонаблюдения за дорогами, программа установки такого оборудования в Петербурге сейчас активно развивается. Не помешают и дополнительные «лежачие полицейские», дорожные знаки. Кстати, недавно подобный барьер появился на Кронверкском проспекте. Но есть и другой способ, не требующий финансовых вливаний или решений на уровне федерального правительства, – научиться уважать и ценить чужую жизнь. Неужели это так сложно?