То потухнет, то погаснет
Почему, несмотря на рост тарифов на электроэнергию и заверения чиновников о принятых мерах, горожане все чаще сидят без света
Почему, несмотря на рост тарифов на электроэнергию и заверения чиновников о принятых мерах, горожане все чаще сидят без света
Минувшие выходные энергетических аномалий не обещали: не было ни морозов за минус 30, ни штормовых ветров, ни ледяных дождей, ни гроз. И тем не менее Петербург и часть Ленобласти за два дня пережили три локальные энергетические катастрофы. В субботу без света остались жители Приморского района, а в воскресенье электроэнергия исчезла в Мурино. Но самое масштабное и длительное отключение было в Купчино – в воскресенье вечером из-за аварии на подстанции «Южная» без электричества остались жители полутора сотен домов, и последствия аварии удалось устранить только в понедельник, к середине дня. Иными словами, те обещания, которые давала городская власть города и менеджеры от энергетики после памятного блэкаута, случившегося 20 августа 2010 года (когда были обесточены даже метро, электрички и петербургская телебашня), оказались фикцией.
Можно не сомневаться, что те же самые менеджеры из «Ленэнерго» и «Магистральных электрических сетей Северо-Запада» (МЭС) и теперь будут давать обещания – уже новому губернатору Петербурга. А еще будут снова жаловаться на изношенность сетей и нехватку средств. И вместо того чтобы заплатить за брак в своей работе, за проблемы людей полноценными штрафами и компенсациями за ущерб, они в очередной раз продавят повышение тарифов и выбьют ассигнования из бюджета.
…Как все происходило в Купчино – об этом говорит весь город.
– Свет пропал около половины восьмого вечера, – рассказал корреспонденту «НВ» житель Фрунзенского района Денис Сергеев. – Сначала я подумал, что полетел щиток. Выбежал на лестницу – там тоже темно. Стали выходить соседи. Оказалось, что света нет во всем доме. Смотрим в окно – вокруг тоже все здания обесточены. Так и просидели до позднего вечера при свечах, а потом уж и спать легли.
Масштабы аварии ремонтники смогли оценить только в процессе восстановления системы. Если сначала аварийщики давали оптимистичные прогнозы (электричество в дома обещали вернуть через полтора-два часа), то ближе к полуночи жильцам стало ясно: блага цивилизации им станут доступны только к утру. В лучшем случае.
По официальной версии, работу подстанции «Южная» удалось восстановить к трем часам ночи. Но, по нашим данным, еще в понедельник утром электричества не было как минимум в нескольких зданиях. В одном из расположенных в Купчино военных НИИ даже распустили сотрудников по домам.
Предварительные причины сбоя уже установлены. По данным экспертов «МЭС Северо-Запада» (филиал Федеральной сетевой компании единой энергетической системы), в чьем ведении находится подстанция «Южная», блэкаут спровоцировало «отключение вводного выключателя».
– Из-за этого отключился трансформатор и четыре секции шин, – сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель «МЭС Северо-Запада» Елена Гресь. – Сразу после инцидента ремонтные бригады «МЭС Северо-Запада» в количестве более 40 человек незамедлительно приступили к ремонтно-восстановительным работам, которые проводились под руководством генерального директора «МЭС Северо-Запада» Валерия Агеева.
Как видим, в энергетической компании не склонны считать аварию чем-то серьезным.
Обвиненный в сбое вводный выключатель, как выяснилось, «имел конструктивные недоработки». Энергетики оправдываются тем, что это оборудование впервые применяется в регионе, а также обещают «в ближайшее время провести всю необходимую работу с производителем для выявления и устранения недоработок».Энергетики даже не посчитали нужным объяснить, почему выключатели вышли из строя, когда потребление электроэнергии было еще, по сути, на летнем уровне. Мол, сломались – и ладно, на то оно и железо, чтобы ломаться, мы же не специально…
Кто эти выключатели проверял, кто за них отвечает, как они поведут себя зимой?..
Или еще один вопрос: почему Купчино не было запитано по резервной схеме? В любом крупном городе каждый дом, каждый промышленный и социальный объект должен получать электроснабжение минимум от двух источников – это предусматривалось еще создателями советской энергетики инженером Генрихом Графтио и академиком Глебом Кржижановским. Где этот резерв?
Энергетики ссылаются на случайность…
Три аварии за два дня – случайность? Второй крупный блэкаут за год с небольшим – недоразумение? А что сказать о печально знаменитой подстанции № 145 в том же Купчино? В ее ремонт было вложено 800 миллионов рублей, и открывать эту подстанцию приезжала лично Валентина Матвиенко, обещавшая, что отныне в Купчино всегда будет свет. 145-я, напомним, сломалась через неделю после пуска. Это тоже непредвиденный случай?
Нет, все эти аварии – закономерность. Они будут происходить раз за разом, потому что никто не несет за них ни материальной, ни уголовной ответственности. На все беды у энергетиков один ответ: сети изношены, подстанции разваливаются, денег не хватает… При этом только в России берется плата за подключение новых потребителей – по 40 тысяч рублей за один киловатт мощности. Только у нас уже построенные и заселенные дома по два-три года не получают электроснабжения по постоянной схеме – энергетики находят миллион предлогов, чтобы брать с жилых домов «промышленные» (намного более высокие) тарифы, а перевод дома на постоянную схему считается одной из самых взяткоемких операций. Но денег для ремонта «изношенных» сетей все равно не хватает...
Возможно, лучшим средством профилактики новых блэкаутов был бы многомиллионный штраф, взысканный с руководства городских энергетических монополий, плюс выплаты по судебным решениям в пользу тех, кто доказал причиненный отключениями ущерб? Ведь пока «эффективные энергетические менеджеры» не начнут отвечать рублем за свои просчеты и брак в работе, аварии будут неизбежны.