Репин положил начало Дням Петербурга в Котке

В Морском центре финского города Котка открылась выставка из собрания Русского музея. Она посвящена Илье Репину – русскому художнику, последние 30 лет жизни которого прошли в поселке Куоккала, после Октябрьской революции находившемся на территории независимой Финляндии

 

В Морском центре финского города Котка открылась выставка из собрания Русского музея. Она посвящена Илье Репину – русскому художнику, последние 30 лет жизни которого прошли в поселке Куоккала, после Октябрьской революции находившемся на территории независимой Финляндии.

Морской центр «Велламо» – достаточно невысокое сине-зеленое здание из стали, стекла и дерева, стоящее непосредственно в порту города Котка и слегка в стороне от других городских зданий. По задумке создателей оно своей формой имитирует волну цунами, а разноцветные панели на его стенах украшают портреты моряков и скрещенные мачты кораблей. Внутри этого центра, открытого в 2008 году, находятся два музея – федеральный морской, в котором выставлены яхты – чемпионы регат и катера разных моделей, и краеведческий, в котором представлены предметы быта и одежда жителей этих мест. Оба музея – высокотехнологичные, полностью оборудованные для людей с ограниченными физическими возможностями, – вплоть до аппаратуры, позволяющей транслировать речь экскурсовода на слуховые аппараты. Итак, на стыке территорий этих двух музеев, в дальнем конце здания, открылась выставка живописи из петербургской сокровищницы под названием «Репин и его знаменитые ученики». И финны не скрывают, что эта выставка нацелена не в последнюю очередь на то, чтобы поднять интерес к музеям, снизившийся спустя три года их работы.

Экспозиция включает как картины Ильи Репина, так и его учеников – Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Ивана Куликова, Николая Фешина, Анны Остроумовой-Лебедевой и Филиппа Малявина (кстати, именно картина Малявина «Бабы», а не какая-либо из работ Репина, почему-то вынесена на афишу выставки). Они занимают один большой вытянутый по форме зал, в центре которого – огромный фотопортрет Репина и снимок «Репин на берегу Финского залива», сделанный, по мнению исследователей, когда художник позировал перед фотоаппаратом для фигуры студента – этот образ он потом использовал в картине «Какой простор!».

Открывать выставку приехали лично директор Русского музея Владимир Гусев и посол РФ в Финляндии Александр Румянцев, а со стороны Финляндии в церемонии приняли участие мэр Котки Хенри Линделёф и бывший премьер-министр страны, а ныне кандидат в президенты Пааво Липпонен. Обширное дипломатическое присутствие было вызвано тем, что в рамках открытия выставки проходил международный семинар, на котором обсуждались перспективы сотрудничества Южной Финляндии и Петербурга, а также подписание договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургским академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Институтом Репина в Котке. Кроме того, по словам мэра Котки Хенри Линделёфа, выставка Русского музея положила начало традиции ежегодного проведения Дней Петербурга в Котке и Дней Котки в Петербурге.

– Мы с Петербургом сотрудничаем очень активно, но если говорить о культуре, то открытие этой выставки – уникальное мероприятие в сфере культурного взаимодействия наших городов, – сказал господин Линделёф. – Благодаря этой выставке поднимается статус города, поскольку мы обретаем новое культурное звучание в рамках коридора Хельсинки – Котка – Петербург. На следующий год мы планируем провести Дни Котки в Петербурге, они пройдут в Академии художеств. Будет и культурная программа – в частности, выступит наш симфонический оркестр, и бизнес-программа – приедут представители наших предприятий.

Также мэр Котки рассказал, что следующая выставка, которую планируется провести в Морском центре через два года, будет посвящена творчеству финского художника Альберта Эдельфельта, учившегося в Петербурге.

– В Русском музее нет его произведений, но сохранилась объемная переписка, большое количество документов, – пояснил корреспонденту «НВ» столь неожиданный выбор Владимир Гусев. – Есть мастерская Эдельфельта в Петербурге, которая также хорошо сохранилась. Кроме того, у нас в музее много художников его круга, так что мы можем сделать хорошую выставку. Мы знаем, в каких частных коллекциях находятся его работы, знаем, что есть огромный материал в архиве Хельсинки. Из него можно узнать много интересного из истории петербургских и финских культурных связей. А на будущее я предложил привезти в Морской центр «Велламо» Ивана Айвазовского (поскольку тут находится Музей моря), Алексея Боголюбова (он интересен тем, что учил живописи и рисованию принцессу Дагмару и благодаря ему формировалась коллекция Александра III, которая стала основой коллекции Русского музея, а Александр III приезжал с супругой отдыхать в свой деревянный дом поблизости от Котки). Оказывается, через мужа сестры с Эдельфельтом был связан Павел Филонов, и мы предложили сделать выставку Филонова. Так что интересных связующих нитей очень много.

Действительно, в процессе сотрудничества по культурным вопросам обнаруживались самые неожиданные исторические эпизоды: например, Пааво Липпонен рассказал, что его дед держал в Выборге гостиницу, в которой надолго останавливался художник-баталист Юрий Репин, сын знаменитого Ильи Ефимовича.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.