Деньги, которые лежат под ногами
В Петербурге набирает обороты мода на тротуарную рекламу. Но насколько законен этот бизнес?
В Петербурге набирает обороты мода на тротуарную рекламу. Но насколько законен этот бизнес?
Рекламные объявления на тротуарах выводят кистью, а чаще – штампуют через трафарет. Если еще совсем недавно таких объявлений по всему городу было очень немного, то сейчас их с каждым днем становится все больше. Теперь тротуарные предложения посетить агентство недвижимости, маникюрный салон или магазин сотовой связи легко можно найти даже в старом Петербурге.
При этом «креатив» рекламщиков периодически зашкаливает. Чего стоит хотя бы предложение «Не тянуть кота за я…» (так молодежь зазывают на бизнес-семинар). Слоган кафе у станции метро «Проспект Большевиков», в котором продают шаверму, тоже «блещет» двусмысленностью: «Каждый огурец мечтает оказаться в ней!» Но рекламодателей это не смущает. Объявления на асфальте обходятся заказчику значительно дешевле любого другого вида наружной рекламы. Да и найти агентство труда не составляет: телефоны – там же, на асфальте.
По одному из них позвонил корреспондент «НВ», представившийся владельцем сети магазинов сантехники. Оператор снял трубку после первого же гудка.
– Вы занимаетесь размещением рекламы на асфальте? – сразу же задаем вопрос.
– Конечно, сейчас к нам по этому поводу очень многие обращаются, – не без гордости отвечает собеседник.
– А в каких районах можете нарисовать логотип моей фирмы?
– В любом! Хоть на Невском, хоть у Смольного нарисуем. Цена – от 200 до 300 рублей за один рисунок в зависимости от размера. Отдельно придется оплатить трафарет – он стоит 1000 рублей. Минимальный заказ – от 15 рисунков.
– А это законно, у меня не будет потом проблем?
– Ну… – собеседник на том конце провода замялся. – Все же делают, и никто пока не жаловался.
Как выяснили корреспонденты «НВ», размещение рекламы на асфальте не регулируется ни федеральным, ни городским законом о наружной рекламе. В эту «дыру» и пролезли коммерсанты.
В Москве объявления на тротуарах уже превратились в большую проблему. Еще год назад никакого бума подножной рекламы в столице не наблюдалось. А теперь – безумие какое-то, иначе не скажешь. Куда ни наступи – всюду «ясновидящие», «гадалки», интригующие предложения «вернуть мужа нетрадиционным способом». Через пару шагов – «лечение геморроя без операции», «все виды массажа», «бани и сауны». Рядом – «регистрация», «разрешение на работу». Одни объявления почти стерты ногами прохожих, другие еще не успели пострадать от подошв. Москвичи возмущаются: вся эта разноцветная безвкусная масса смотрится как грязь на тротуаре, а столичные власти впопыхах ищут способы воздействия на рекламщиков.
В Петербурге пока все относительно спокойно. Но районные власти уже озаботились решением тротуарного вопроса.
– Эту рекламу можно сравнить с объявлениями на водосточных трубах, – рассказали корреспонденту «НВ» в администрации Петроградского района. – Наказать ее распространителей и фирмы, рекламирующие таким способом себя, практически нереально. Просто не найти концов. Одни говорят, что «мы не заказывали», другие – «мы не рисовали». Как докажешь-то? Но кое-какие меры воздействия на вандалов у нас все же есть.
На указанные в тротуарной рекламе телефоны с периодичностью раз в пять минут звонит робот-автомат, монотонным голосом зачитывающий одно и то же сообщение, предупреждающее о недопустимости расписывания краской пешеходных дорожек.
Впрочем, и петербургский закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» тоже никто не отменял. По статье 18 нарушение установленных правил размещения объектов наружной рекламы карается штрафами. Для физических лиц от 500 до 1500 рублей. Для юридических – от 20 до 100 тысяч рублей. Так почему же тротуарной рекламы становится все больше?..