«Ленэкспо» расширится до Пулково
Главному выставочному центру Петербурга уже тесно на Васильевском острове, новый конгрессно-выставочный центр сейчас строится у подножия Пулковских высот
«Ленэкспо» давно уже стало таким же брендом Петербурга, как Стрелка Васильевского острова, Эрмитаж и белые ночи. К сожалению (или, наоборот, к счастью), нынешняя площадка «Ленэкспо» стала уже тесна для растущего выставочного бизнеса северной столицы. Новый конгрессно-выставочный комплекс строится силами ЗАО «Экспофорум» перед Пулковскими высотами: там хорошая дорожная сеть, в нескольких минутах езды аэропорт, а главное – огромный запас места, позволяющий построить павильоны не хуже, чем на всемирной выставке в Шанхае. Старая (на Васильевском острове) и новая площадки будут работать в одной связке, дополняя друг друга.
В любом бизнесе если не все, то почти все зависит от людей, от того, кто стоит во главе дела. «Ленэкспо» вот уже 25 лет возглавляет Сергей Алексеев, который фактически и заложил основы выставочной индустрии Петербурга и всего Северо-Запада.
Когда он принял хозяйство, в стране вообще не было опыта рыночной организации выставок. Главная на тот момент заслуга Алексеева – он сумел сохранить выставочную площадку, не позволил ее растащить, раскупить под коммерческую застройку. Затем компания вышла на самоокупаемость, реконструировала старые павильоны, построила новые, в том числе 8-а, в котором уже пять лет проходит Петербургский международный экономический форум.
Впрочем, большой прибыли «Ленэкспо», по словам Сергея Алексеева, не дает – высокие цены на аренду площадей отпугнули бы многие малые и средние фирмы. Кроме того, государственные или связанные с ними компании, пользуясь своим статусом, добиваются различных скидок и льгот. Тогда как кредиты в банках на строительство новых павильонов «Ленэкспо» берет на рыночных условиях, как какой-нибудь магазин. Хотя во всем мире выставочные центры получают льготы и прямые дотации от центральных и местных властей, поскольку даже одна удачно проведенная выставка может обеспечить заказами десятки предприятий, привлечь миллионы долларов инвестиций. Так, по данным экспертов, проводимая в «Ленэкспо» судостроительная выставка «Нева» приносит петербургским верфям до 40 процентов всех заказов. То же самое с «Агрорусью», с другими ярмарками и выставками.
Но Россия по объему выставочной деятельности всего лишь на восьмом месте в мире, в Петербурге выставочных площадей в 3,3 раза меньше, чем в Москве. Подряды на организацию российских выставок за рубежом распределяются по конкурсу – выигрывает тот, кто предложил меньшую цену. Позорным называет Алексеев уровень проведения Российской национальной выставки в Чикаго, где вместо заявленных 130 участников реально приехали лишь 30 – да и те в основном с плакатами. Зато бюджет сэкономил на этом средства…
Впрочем, за 25 лет руководства «Ленэкспо» Сергей Алексеев, который также является президентом Российского союза выставок и ярмарок и вице-президентом Всемирной ассоциации выставочной индустрии, решал и не такие проблемы, поэтому надежды превратить выставочную отрасль в мотор российской экономики он не теряет. Ведь главное в любом деле – человеческий фактор.