«Сегодня – «Аврора», а завтра – опять «Даная» Рембрандта?»
После безобразной выходки хулиганов на «Авроре» «НВ» решило выяснить, как охраняются культурные объекты Петербурга
После безобразной выходки хулиганов на «Авроре» «НВ» решило выяснить, как охраняются культурные объекты Петербурга
В Петербурге около 1000 памятников культуры различного статуса и значения. Но более-менее спокойным можно быть за сохранность менее чем половины из них – тех, которые охраняются полицией. Все остальные могут стать легкой мишенью для вандалов. Что с этим делать?
Как выяснили корреспонденты «НВ», все крупные городские музеи (Государственный Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор…) охраняются двумя службами – частными охранными предприятиями (ЧОПами) и вневедомственной охраной. Сотрудники этих двух подразделений работают сообща. Но при этом частные охранники, которые патрулируют музеи, следят за сохранностью коллекций, стоят на постах у входа и выхода, в случае чего не могут задержать преступника.
– У них много обязанностей, а прав крайне мало, – комментирует ситуацию директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров. – В случае какого-либо инцидента задержать преступника могут лишь полицейские. Сотрудники ЧОПа могут лишь попытаться остановить хулигана и вызвать наряд вневедомственной охраны, воспользовавшись тревожной кнопкой.
Еще один недостаток частных охранников заключается в том, что фирмы, обеспечивающие безопасность музеев, выбираются ежегодно на конкурсной основе, а по мнению Николая Бурова, такая процедура отбора отнюдь не способствует сохранности памятников.
– По 94-му Федеральному закону мы должны ежегодно выбирать частное охранное предприятие, которое предоставит услуги за меньшие деньги, – говорит Николай Буров. – Но нам не надо дешевле – нам нужно, чтобы объект охранялся надежно.
Единственный музей, не пользующийся услугами ЧОПа, – это Эрмитаж, который располагает собственной службой безопасности, состоящей из нескольких сотен сотрудников. И речь идет вовсе не о бабушках-вахтершах – охранять сокровищницу доверят лишь хорошо подготовленным специалистам. Параллельно с ними в Эрмитаже работают и сотрудники батальона № 3 вневедомственной охраны.
– Батальон № 3 осуществляет физическую охрану, – рассказали корреспонденту «НВ» в службе музейной безопасности. – Мы же отвечаем за сохранность коллекций, пропускной режим, наши сотрудники стоят на постах и реагируют на сигналы тревожных кнопок. Сотрудники службы музейной безопасности не имеют оружия и задержать преступника могут только совместно с вневедомственной охраной.
Что же касается Исаакиевского собора, то он, равно как и другие музеи Петербурга, по оценке Николая Бурова, охраняется «не хуже, чем любые европейские музеи высшего класса». На объектах производится круглосуточное патрулирование, теленаблюдение, дежурство на постах. Но, к сожалению, по оценке директора музейного комплекса «Исаакиевский собор», это не может обезопасить культурные объекты от неприятных инцидентов – проблема в том, что вандалы приходят в музей под видом обычных посетителей, и выявить их можно только после того, как они уже приступили к открытым действиям.
К слову, тот же Исаакиевский собор неоднократно подвергался нападкам хулиганов, которые залезали на колоннаду, бегали по крышам. Примечательно, что «пираты», атаковавшие «Аврору», ранее были зафиксированы видеокамерами Исаакиевского собора в момент совершения хулиганских поступков!
Впрочем, многие специалисты считают, что под более-менее надежной охраной находится менее половины объектов культурного наследия, имеющихся в Петербурге. У большинства небольших музеев просто нет денег на технические средства защиты и нет статуса, позволяющего бесплатно пользоваться защитой вневедомственной охраны.
– В соответствии с распоряжением правительства РФ от 2009 года мы охраняем памятники регионального и федерального значения, каковых в городе и области насчитывается 155 единиц, – рассказал нам начальник отдела УВО при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Дергачев. – В 41 из них есть постоянные полицейские посты, 95 оснащены техническими средствами охраны. Еще 210 объектов культуры мы охраняем по договорам. Это библиотеки, музеи, архивы. В этом году на наших объектах не допущено ни одного ЧП.
При этом музейные работники убеждены, что никакая охрана и никакая полиция не спасут от таких актов вандализма, как атака на «Аврору». Проблема, по их мнению, не в качестве работы служб, а в головах горожан.
– «Аврора» – это не просто железка у набережной, – говорит Николай Буров. – Это крейсер-герой. Чтобы повесить на нем пиратский флаг, нужно совсем потерять голову. Если честно, мне становится немного страшновато: сегодня они полезли на «Аврору», а завтра возьмут склянку с кислотой и придут к «Данае» Рембрандта?..