Андрей Дементьев «не смог расстаться» с Екатериной II

Церемония вручения Царскосельской художественной премии собрала звездный состав лауреатов

Церемония вручения Царскосельской художественной премии собрала звездный состав лауреатов

В этом году приглашения совершить прогулку в Царское Село и насладиться золотой пушкинской осенью получило небывало большое число москвичей: среди лауреатов этого года были Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Андрей Дементьев, Никита Высоцкий… Для всех них знакомство с этой необычной церемонией, уже много лет проводимой в стенах Царскосельского лицея, в том самом зале, где Пушкин читал стихи перед Державиным, стало приятным подарком: формат награждения был камерным, лауреаты, жюри и даже зрители в большинстве своем друг друга знали, не было глупых шуток намозоливших глаза телеведущих и прочего­прочего, чем грешат многие другие премии.

Что же касается петербуржцев, они знают об этой уникальной премии уже много лет, что награждают ею за значительные достижения и подвижничество в сфере культуры, что символы премии – статуэтки Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и Екатерины Великой, что среди организаторов церемонии – писатель и художник Николай Якимчук, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов и меценат Борис Блотнер, а ведет ее интеллигентный ведущий Андрей Максимков.

Так все было и в этот раз. Только Сергей Некрасов смог прийти на церемонию лишь в самом конце: в эти дни отмечается 200летие Императорского Царскосельского лицея, и директор музея был вынужден задержаться. А выйдя на сцену, он представил публике праправнучку великого поэта – Юлию Григорьевну Пушкину, которая, кстати, в канун Дня лицея отмечает свой день рождения.

Так как этот год для премии был особенным, и даже у входа в Лицей уже монтировалась сцена для проведения празднования, со сцены звучало особенно много речей о Пушкине, лицеистах и молодежи.

Особенно много об этом говорила, принимая награду «за изящество и одухотворенность образов в театре и кино», актриса Татьяна Доронина.

– Я благодарю создателей, благодарю тех, кто породил эту великую идею пушкинского праздника, касающегося всех, во все времена, даже самые неудобные для поэзии и отрицающие поэзию, – сказала Татьяна Васильевна. – Я это говорю, имея основание: когда поэзия была на вершине любви, это было время великих сердец, великих свершений и подлинного счастья быть порядочным человеком. Потом это ушло, а главное – ушло понятие порядочности. Пришли всеядность, цинизм и желание определять все словом «цена» – вот что сегодня определяет ценность и высоту всего, что окружает нас. Но цена никак не может определить такие понятия, как «великая поэзия», «великая музыка» и «великие художественные произведения». И они перестали быть насущной потребностью, и это потеря…

В завершение своей речи народная артистка СССР прочла стихи Мандельштама и получила из рук ведущего статуэтку поэта. Также актриса приняла в дар сразу две картины художника Дмитрия Шагина – к его большой радости: попросту не смогла выбрать, так они ей понравились (каждый лауреат получал, помимо статуэтки, одну его картину). 

  Стихи со сцены звучали в тот вечер и из уст другого лауреата премии – поэта Андрея Дементьева, который был награжден «за яркую лиричность и открытую гражданственность в книгах последних лет» статуэткой Екатерины Великой.

  – Не могу расстаться с женщиной, – пошутил лауреат, не выпускавший весь вечер награды из рук.

  А вот лауреаты Анатолий Найман (ему премия присуждена «за книгу «Рассказы о Анне Ахматовой» и преданность русской поэзии») и Армен Джигарханян («за самобытный актерский почерк и уникальный путь в театре и кино»), к сожалению, на церемонию приехать не смогли. Без лауреата прошло еще одно награждение – поскольку премия присуждалась посмертно. «За воссоздание уникального памятника культуры Серебряного века – «Подвалъ Бродячей Собаки» премию присудили Владимиру Склярскому.

Подняли настроение публике во время церемонии лауреаты Леонид Лейкин, между делом заявивший, что «русские дураки – лучшие на свете», и рассказавший, что девичья фамилия его бабушки была Пушкина (известный клоун был награжден «за неустанный художественный поиск и вклад в мировую клоунаду»), а также Юозас Будрайтис (награжден «за тонкий, интеллигентный психологизм в театральных и киноработах»). Литовский актер посетовал, что в отличие от Москвы, где он проработал 15 лет, в Литве его уже никто не узнает, и пожелал двум странам дружбы и плодотворного общения.

За цикл остросовременных телепрограмм «Дом культуры», выходящий на телеканале 100 ТВ, премию получил режиссер Юрий Мамин.

– Эта премия сегодня идет вразрез с направлением, которое заняли СМИ, – сказал он. – Константин Эрнст на днях в Канне сказал довольно резкую и парадоксальную фразу, что сегодняшнее телевидение России услужливо, как проститутка, но пристально следит и вовлекает всех, как спецназ. Наверное, это соответствует истине. Но на таком фоне мне особенно дорога моя передача. Для меня «Дом культуры» – это возможность продолжить диалог со зрителем. И я доволен, что сегодняшняя премия вносит эту передачу в приоритеты. Я полагаю, что «дом культуры», который постоянно сужается до одной маленькой комнатушки, начнет все­таки расширяться.

За генерального директора Первого канала Константина Эрнста заступился другой лауреат Царскосельской премии – Никита Высоцкий, награжденный за создание центра имени своего отца и сохранение его творческого наследия. Он отметил, что благодаря Эрнсту, свет увидели и увидят много интересных проектов. Например, очень скоро выйдет картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», автором сценария которой является Никита Владимирович. Также лауреат отметил, что осознал всю важность сохранения памяти своего отца:

– И рукописи горят, и золото обдирают – когда видишь, с какой скоростью тускнеют рукописи, если они неправильно хранятся, выцветают фотографии, как воруют из музеев – понимаешь, что надо их сохранять, иначе они пропадут.

Безусловную важность этого лучше других понимала сидевшая в том же зале Нина Попова – директор Музея Анны Ахматовой. Она также получила в тот вечер премию – «за неоценимый вклад в творческую жизнь музея».

Ушло понятие порядочности. Пришли всеядность, цинизм и желание определять все словом «цена» – вот что сегодня определяет ценность и высоту всего, что окружает нас. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.