Не влезай – убьет!

Почему по городу безнаказанно разъезжают запрещенные, опасные для жизни пассажиров разбитые маршрутки и как с ними бороться. Об этом – в расследовании «НВ»

 

Почему по городу безнаказанно разъезжают запрещенные, опасные для жизни пассажиров разбитые маршрутки и как с ними бороться. Об этом – в расследовании «НВ»

По Петербургу вдоль и поперек, днем и ночью ездят старые разбитые «Газели». Это видят все. И ладно бы они просто ездили – так ведь эти «ведра с гайками» перевозят пассажиров! Причем делают это совершенно открыто. Как такое получается? Ведь в Петербурге использование этих, с позволения сказать, машин в пассажирских перевозках запрещено. Власти просто закрывают на нарушения этого запрета глаза? Или на борьбу с ними не хватает сил и средств? Или всему виной прорехи в законодательстве? Попытаемся в этом разобраться.

Расследование, которое провело «Невское время», – часть масштабной акции, организованной Балтийской медиа-группой. Цель этой совместной работы журналистов БМГ – обезопасить пассажиров, избавив город от разбитых маршруток.

 

Нелегалы – вполне легальны

По самым скромным подсчетам ежедневно на улицы Петербурга выходит не менее 250 микроавтобусов нижегородского производства, давно выработавших свой ресурс и грозящих развалиться прямо на трассе во время движения. Городские власти давно поняли, что перевозить пассажиров на «Газелях» нельзя, – и поэтому отказ от них был одним из главных требований при распределении маршрутов на последнем конкурсе перевозок. Победителями этого конкурса стали 16 транспортных компаний, которые теперь осуществляют коммерческие перевозки пассажиров на основе договора, заключенного с городом. Львиную долю рынка занимают три гиганта – «Питеравто», «Третий парк» и «ПТК». Но и менее крупные компании «Газели» не используют. Откуда же тогда они?

«Газели», говорят в комитете по транспорту, используют нелегалы. Но кто такие эти нелегалы?

– Нелегальными у нас считаются перевозчики, не заключившие договор с комитетом по транспорту, – говорит официальный представитель комитета Дмитрий Игнатьев. – Точное количество таких компаний назвать сложно, их список постоянно меняется. Приблизительно речь идет о полутора десятках нелегальных фирм.

Означает ли это, что нелегалы, выходя на дороги, попросту внаглую нарушают закон самим фактом своего появления с пассажирами на улицах? Или же вся их «нелегальность» состоит в том, что они не заключили договор, а действуют как независимые частные предприниматели?

Сразу оговоримся, что фирмы эти зарегистрированы – все чин по чину. Более того, они имеют лицензии на перевозку пассажиров, выданные Северо-Западным межрегиональным управлением дорожного надзора. Однако, согласно городскому закону (закон № 19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге»), перевозить пассажиров в Петербурге могут только те фирмы, которые имеют лицензию комитета по транспорту.

Такой вот законодательный парадокс. Как он оборачивается на практике?

Нелегал выходит на маршрут, имея при себе и лицензию, и путевой лист, и талон техосмотра – так что гаишникам придраться, по большому счету, не к чему. А следить за исполнением всех городских законов – это уже за рамками сферы ответственности дорожной полиции.

И что в результате? Если какой-нибудь бизнесмен решит закупить, например, у рыбаков грузовик рыбы и начнет торговать ею прямо с кузова, не имея никаких документов, свидетельствующих, скажем, что рыба эта прошла санитарный контроль, у него ничего не получится. А вот у нелегалов от транспорта очень даже получается.

Нет, чиновники утверждают, что в городе ведется настоящая война с перевозчиками-нелегалами – вместе с ГИБДД и несколькими структурами, подведомственными ГУВД, транспортники регулярно проводят рейды по отлову нарушителей. Вот только толку от таких рейдов немного.

Корреспондент «НВ» побывал на рейде и своими глазами наблюдал, как нелегальных извозчиков нещадно задерживают, а их микроавтобусы отправляют на штрафстоянку. Казалось бы, маршрутные «Газели» после таких рейдов давно должны исчезнуть как класс. Но нет – достаточно выйти на любую оживленную трассу, и тут же мимо проедет ядовитой раскраски «Газель», облепленная плакатами с указанием маршрута движения, как новогодняя елка игрушками.

Мы решили выяснить, насколько вольготно чувствует себя на трассе водитель-нелегал. Результат эксперимента превзошел все ожидания: шофер «Газели» прекрасно знает, что его работа незаконна, но даже риск попасть под рейд и на некоторое время лишиться машины не заставит его отказаться от этого выгодного бизнеса!

 

«Не хочешь – не езжай»

Около половины десятого утра на площади перед торгово-развлекательным комплексом «Феличита» в Невском районе пустынно. Среди нескольких десятков автомобилей, на которых в гипермаркет приехали ранние покупатели, выделяются семь стареньких «Газелей». Две маршрутки стоят «под парами», остальные замерли в ожидании на парковке. Водители тут же занимаются мелким ремонтом – один ковыряет отверткой ручку на двери, ведущей в салон, второй пытается заставить работать дворники на лобовом стекле…

– Садись, уважаемый, через четыре минуты поедем, – водитель широким жестом приглашает меня воспользоваться услугами его маршрутки.

– А ты сам-то не боишься на этой «Газели» ехать? Не развалится по дороге?

– Не должна, – водитель равнодушно пожимает плечами, всем своим видом показывая: мол, не хочешь – не езжай.

– Я тут недавно телевизор смотрел. Так там сказали, что «Газели» вообще запрещены, – решил я зайти с другого фланга. – Тебя не останавливают?

– Я вчера не работал, но ребята говорят, что рейд был, много маршруток поймали! – оживляется собеседник (видно, что эта тема его волнует). – Вообще, сейчас «Газели» потихоньку убирают. Но до конца года надеюсь доработать. А потом даже не знаю… Наверное, в официальную контору уйду. Хотя там меньше платят.

– А что будет, если тебя остановят во время рейда?

– Машину на штрафстоянку отправят. И штраф придется платить. Причем из своего кармана.

Складывается интересная картина. Некая компания нанимает на работу несколько водителей вместе с их транспортными средствами. Работники должны на собственные деньги заправляться топливом, ремонтировать микроавтобусы. Более того, в случае задержания маршрутки и отправки ее на штрафстоянку денежная ответственность тоже лежит на водителе. Фирма же занимается только тем, что выдает водителям путевые листы. Причем тоже за деньги.

– Зачем тогда тебе эта путевка, – спрашиваю, – раз наниматель ничем не помогает? Ни за что ведь платишь!

– Просто так никто не даст на маршруте работать, – мрачнеет водитель. – Могут шины проколоть или вообще машину сжечь.

 

«Раз возят – значит, законно…»

Мой собеседник – узбек, но он довольно сносно говорит по-русски. Чего не скажешь о большинстве водителей, работающих на том же маршруте.

– На пассажирских перевозках в Петербурге примерно 80 процентов ребят из Узбекистана работают, – рассказывает водитель. – Я, например, раньше водил грузовик, и только в России стал пассажиров возить. В принципе, та же категория – «Д», но нервотрепки гораздо больше. Права у нас свои, и российские получать не надо. Я вот сейчас хочу пойти в «Питеравто». Но там, правда, нужно еще будет сдать экзамен по основам безопасности движения. Есть в официальных компаниях такой отдел – я однажды видел: маленькая комнатка с парой столов. Кто сдал – идет работать, кто не сдал – платит. На самом деле практически все за деньги этот экзамен покупают…

Любопытная информация. Впрочем, мы сейчас не о проблемах официальных перевозчиков. Здесь нам важнее другое: из слов нашего собеседника следует, что в фирме, где работает он, ни о каком экзамене по безопасности движения и речь не идет.

Все начальники автоколонн, продолжает свой откровенный рассказ шофер маршрутки, давно приучены хорошо жить за счет его земляков. И постоянно поднимают план дневной выручки. В итоге – водители проводят за рулем гораздо больше времени, чем это положено по нормам безопасности, они стараются совершить как можно больше рейсов, нарушают правила, чтобы заработать побольше денег.

При этом наш водитель признался, что техобслуживание своей «Газели» он проводит не каждый день, как это положено при перевозках пассажиров, а «как придется». Что видавшая виды машина ночует не в специальном боксе, а в одном из дворов Купчино, прямо под окнами квартиры, в которой живет водитель и еще несколько его соотечественников. Что работает он не менее 12 часов в сутки, а обедает за рулем.

Рассказывая все это, водитель ловко объезжает попутные машины, то и дело резко бросает свою маршрутку к обочине, если замечает клиента, и успевает при этом брать деньги и выдавать сдачу. Впрочем, все это видит каждый, кто пользуется услугами петербургских маршруток.

В таких условиях к концу дня водитель выматывается настолько, что с трудом различает дорогу и дорожные знаки. Удивительно, но пассажиры совершенно не задумываются о том, какой опасности они подвергают свои жизни, садясь в салон. Большинство опрошенных корреспондентом «НВ» граждан вообще не знали, что «Газелям» в Петербурге запрещено перевозить людей! Общий тон высказываний: дескать, раз возят, значит, законно.

Спасение пассажиров – дело рук…

– Рейды по выявлению незаконных маршруток мы проводим не реже раза в неделю, – сообщил корреспонденту «НВ» первый заместитель начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Управления на транспорте МВД России по Северо-Западу Андрей Умнов. – Нельзя сказать, что их не становится меньше, но полностью избавиться от нелегалов, использующих «Газели», не удается из-за дыр в законодательстве. Например, некие организации выдают водителям путевые листы, но привлечь нельзя, ведь «путевки» – это не государственные бумаги.

Кстати, купить путевой лист сегодня в Петербурге вообще не проблема. Для этого достаточно минут десять порыскать по интернету и скачать установленную форму, а затем распечатать ее на обычном принтере. (Тут можно вспомнить, как однажды остановленный автоинспектором маршруточник… съел свою «путевку» на глазах у изумленных пассажиров.)

Словом, единственное, что могут в такой ситуации сделать сотрудники центра, – отправить транспортное средство на штрафстоянку. Но в итоге все ограничится лишь тем, что водитель заплатит за эту штрафстоянку – и снова отправится на маршрут. А фирме-перевозчику и претензии-то предъявить сложно – ведь все маршрутки принадлежат наемным работникам. А те, в свою очередь, как один утверждают: мол, знать не знали, что работают на перевозчика, не имеющего договора с городом.

То, что незнание закона не избавляет от ответственности, – известно. Но какова эта ответственность…

– Что-то изменится лишь в том случае, если внести определенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях и начать изымать маршрутки нарушителей в пользу государства, – продолжает Андрей Умнов. – Но как это сделать – вопрос.

Значит, порядок в сфере пассажирских перевозках зависит от петербургских парламентариев? Депутаты Законодательного собрания могут волевым решением поставить шлагбаум всем нелегалам на дорогах и тем, кто их объединяет, но… не видят в этом смысла.

– Запретительными мерами мы ничего не добьемся, – считает депутат городского парламента Игорь Риммер, член комиссии по вопросам правопорядка и законности. – Во-первых, это почти невозможно сделать физически. А                                                                во-вторых, даже если волшебным образом завтра с наших трасс пропадут все нелегальные маршрутки, это будет катастрофа. Официальные перевозчики просто не смогут обеспечить нужды петербуржцев. И мы получим толпы людей, стоящих у обочин в попытках уехать.

Вот так…

Впрочем, у сопредседателя общероссийской общественной организации «Город и транспорт» Владимира Федорова на сей счет другое мнение:

– Общественный транспорт и коммерческие перевозчики, имеющие договор с городом, способны перевезти в полном объеме всех желающих. А побороть нелегальные маршрутки петербургская власть может только одним способом – их тотальным отловом. И даже не надо принимать никаких дополнительных законов. В каждой «Газели» можно найти нарушение, наличие которого запрещает дальнейшее использование транспортного средства. Кроме того, даже самый упрямый гастарбайтер, если останавливать его маршрутку чуть ли не прямо при выезде со штрафстоянки и загонять обратно, откажется от затеи выходить на линию. Нужно сделать этот бизнес нерентабельным – и он пропадет сам собой.

Игорь Риммер со своей стороны видит иное решение проблемы – вывести нелегалов из тени и предоставить одинаковые возможности всем транспортным компаниям. Но в том-то и дело, что нелегальные перевозчики в официальной работе и в обновлении парка совершенно не заинтересованы. Сейчас они хорошо зарабатывают, не платя никаких налогов и не тратя ни копейки на обновление автопарка, оплату штата механиков, врачей.

Получается, что чиновники, полицейские и законодатели никак не могут и, кажется, даже не хотят найти общий язык и действовать в интересах горожан сообща. А дельцам от нелегального маршруточного бизнеса только этого и надо.

Выходит, единственное, что может убрать пассажирские «Газели» с улиц, – это твердая воля самих горожан? Не будет клиента – не будет и маршруток-нелегалов. Но для этого сначала необходимо отладить как часовой механизм систему официального общественного транспорта. Ведь даже самому сознательному пассажиру все равно, на чем ехать, в том случае если он серьезно опаздывает.

 

краш-тест Выживает только водитель?

Перед выходом в продажу любое транспортное средство должно проходить специальное исследование – так называемый краш-тест, показывающий, насколько машина безопасна при аварии. Пассажирские «Газели» его тоже проходили. Вот только результаты эксперимента могут ввергнуть в глубокий шок тех горожан, которые считают все рассказы об опасности этих микроавтобусов пустыми байками. На скорости всего в 60 километров в час микроавтобус «Газель» с пассажирами, попав в лобовое столкновение даже с неподвижной преградой, неминуемо превращается в братскую могилу. Единственный, кто имеет хорошие шансы уцелеть, – сам водитель. Ведь только его кресло оборудовано ремнем безопасности.

 

круглый стол «Газель» можно спугнуть только серьезными штрафами

 

Участники круглого стола, состоявшегося в Балтийском медиа-центре, считают, что проблему можно решить системными силовыми проверками и многократным повышением штрафов за нелегальный извоз.Высокий градус дискуссии на круглом столе задал главный редактор «НВ» Михаил Иванов:

– Я вижу разбитые ржавые маршрутки даже на правительственных трассах. И если городская власть не справится с такой пустяковой, на мой взгляд, проблемой, как изгнание «Газелей» с рынка пассажирских перевозок, то она тем самым распишется в своем полном бессилии.

По оценкам председателя городского комитета по транспорту Станислава Попова, сегодня на улицах Петербурга «бомбят» до 450 «Газелей», причем не все из них являются нелегальными.

– Дело в том, что в Ленобласти запрета на этот тип машин нет, – отметил чиновник. – А ведь из пригородов в Петербург ведут десятки маршрутов.

Василия Киселева, руководителя Ассоциации перевозчиков пассажиров, маршрутки с областными номерами, которые работают в Питере, доводят буквально до белого каления:

– Шоферы маршруток с региональным кодом 47, которые оккупировали городские дороги, – настоящие бандиты. Их не штрафовать надо, а сажать.

Станислав Попов в свою очередь пообещал уговорить своего коллегу из областного комитета по транспорту последовать примеру Петербурга и запретить «Газели».

Тем временем к поимке нелегалов активно подключились и дорожные инспекторы. Заместитель начальника регионального управления ГИБДД Александр Гусев в ходе работы круглого стола доложил:

– Нелегальными перевозчиками у нас ежедневно занимаются три-четыре наряда, а памятки розданы всем подразделениям.

За неполные десять месяцев совместными усилиями удалось выдавить с рынка около 200 левых «Газелей», преимущественно подержанных и убитых. Изъятые машины отправлены на склады временного хранения, но владельцы вызволять их оттуда, похоже, не собираются.

– Ведро на колесах стоит не дороже 30 тысяч рублей, а за хранение на штрафстоянке можно заплатить и больше, – пояснил Василий Киселев.

Одни «Газели» уходят с городских дорог, но на их место приходят другие. И они, несмотря на пресс, продолжают рискованный, но прибыльный извоз до тех пор, пока полностью не выработают свой ресурс. Ведь после того как шофер выплатит штраф за нелегальный извоз (для физического лица – это всего 5000 рублей), он забирает своего «маршрутного коня» и отправляется «бомбить» дальше. А 5000 – это даже меньше ежедневного оброка, который шофер отдает своему бригадиру. Нелегалы хорошо изучили законы. Закон Санкт-Петербурга за запрещенную перевозку пассажиров карает очень строго: 200 тысяч рублей для юридического лица. Вот все и превратились в «физические лица», в частных предпринимателей.

– Нужно повысить штраф хотя бы до 50 тысяч! – потребовал Михаил Иванов.

– Комитет по транспорту скоро выйдет с подобной законодательной инициативой в Госдуму. Штраф для физических лиц за нелегальное обслуживание пассажиров мы предлагаем повысить именно до 50 тысяч рублей, – сообщил Станислав Попов.

Все участники встречи в Балтийском медиа-центре отметили, что необходимо резко повышать штрафы не только за нелегальный извоз, но и за отсутствие лицензии. За это нарушение сегодня нужно заплатить всего 100 (сто!) рублей. Это не административное наказание, а скорее издевка…

Сергей Тачаев

 

прямая речь

Михаил Иванов, главный редактор «НВ»:

– Когда человек голосует и садится в ржавые «Жигули», он понимает, на что идет, и берет риски на себя. Когда же он видит полную атрибутику коммерческой маршрутки, он априори ей доверяет, даже не подозревая, что это нелегальный бизнес. «Газель» – это визитная карточка левого извоза в Петербурге, кричащая визитная карточка. Хочется верить, что хотя бы к следующему году она исчезнет с городских маршрутных сетей.

Станислав Попов, председатель городского комитета по транспорту:

– Нам необходимо развивать общественный транспорт. Когда проезд в маршрутке и социальном автобусе будет стоить одинаково, а большие и комфортабельные автобусы начнут ходить с интервалами в десять минут, у людей исчезнет потребность пользоваться не только нелегальной маршруткой, но даже и официальной. Но на покупку подвижного состава для достижения этой цели потребуется 11 миллиардов рублей, которых в бюджете комитета по транспорту, к сожалению, нет.

 

взгляд 100 тв

Ларьки на колесах

Валерий Татаров, автор и ведущий программы «Нужное подчеркнуть» на 100 ТВ

Через этот бизнес Петербург уже несколько лет подвергается массовому социальному унижению, сопоставимому с сексом по принуждению. Роль пассажира всегда пассивна по отношению к роли водителя транспортного средства. По сути, в каждой незаконной «Газели» сидят 10–15 заложников водителя.

При этом разница между пассажирами и организаторами работы общественного транспорта в том, что организаторы в маршрутках не ездят. А пассажиры… Вы не хотите ехать на этой маршрутке? Вам неприятен водитель, который громко говорит по телефону на непонятном вам языке? В салоне дурно пахнет, а сальные сиденья вызывают тошноту? Не дают билеты? Машину болтает, словно на ралли?.. Но вы тем не менее едете. Альтернатива – такси. Но каждый день такси не потянуть. Вы проклинаете все, но терпите.

Маршрутка – это дом терпимости на колесах. Нет, это скорее ларек – символ дикого капитализма девяностых. Ларек на колесах – вот что такое питерская маршрутка. Помните, мы брали из грязных рук ларечников неизвестно какого качества продукты? Потому что очень хотели есть. Это было унижение через еду. И риск был. Многие травились. Не всех откачивали. Но посреди великолепия продуктового выбора после стольких лет голодухи отдельные жертвы были не в счет. Теперь люди гибнут и калечатся в маршрутках. Вы что-нибудь слышали о компенсациях или акциях протеста? Лет десять прошло, как ларечный капитализм тихо выпал в осадок, но ларьки на колесах прекрасно ужились с веком инноваций и ай-пэдов. Унижение маршрутками продолжается.

Нам много лет впаривали идею транспортной безальтернативности маршруток. Но маршруток с гастарбайтерами, плохо говорящими на языке пассажиров, не знающих города, спящих в салоне, нет нигде в Европе.

Наша телепрограмма не раз и не два поднимала маршруточно-криминальную тему. Мы рассказывали конкретные истории с фамилиями, адресами и явками. Люди вечером у экрана радовались, что эта тема поднимается на ТВ, а утром снова садились в те же «ведра с гвоздями».

Неудивительно, что владельцы автопарков отгрохали в ближайших пригородах поместья по 5–10 миллионов долларов. Не верите? Поезжайте в Разлив, в Тарховку.

Между тем похоже, что система контроля за маршруточным извозом в Петербурге построена по принципу «отчитаться – сделать вид – отмазаться – ехать дальше». А своими телерепортажами о рейдах мы не только не помогаем решению проблемы, но даже вредим, создавая видимость ее решения. Задержали под прицелом телекамеры две-три маршрутки, работающие без договора. А на маршруте остались сотни…

Я не верю, что порядок с маршрутками нельзя было навести еще пять лет назад, когда проблема обострилась до массовых жертв пассажиров. Но не навели. Почему? Все уперлось в личный интерес организаторов транспортных схем и движения общественного транспорта? Другого ответа у меня нет. «Рука руку моет» и «Ворон ворону глаз не выклюнет» – вот правила этого паратранспорта… И если это очевидно не только автору и ведущему телепередач, но и подавляющему числу пассажиров, значит, конец этого восточного базара с ларьками на колесах близок. Я так думаю!..

 

взгляд «вечёрки»

 

Большому городу – большие автобусы!

Бороться за удобный общественный транспорт в Петербурге очень сложно. Поскольку правды — две. Городские власти называют нелегалами всех тех, кто возит пассажиров без договора с комитетом по транспорту, но чтобы избавиться от них, чиновникам не хватает полномочий. Для полномочных же силовых структур, подчиняющихся в этом случае федеральным нормам, нелегальными являются перевозчики, у которых отсутствует лицензия. Результат налицо. Среди официальных городских перевозчиков такой вид транспорта, как, например, «Газели», запрещен. Но сотни желтых и белых микроавтобусов по-прежнему курсируют по городу.

Мы включаемся в борьбу за удобный и комфортный общественный транспорт. Ведь нелегалы существуют только потому, что на них есть спрос. Поэтому мы говорим петербуржцам: микроавтобусы сегодня вне закона, «Газели» есть только у нелегалов, и лучше в них не садиться. Для вашей же безопасности. Большому городу – большие автобусы!

 

взгляд «смены» «Давно ли вы пользовались маршрутками?»

Этот вопрос газета «Смена» задала известным петербуржцам.

Илья Лазерсон, президент коллегии шеф-поваров Петербурга:

– Раньше по моему маршруту ходили «капсулы смерти», «Газели». А сейчас их заменили большими автобусами. Очень доволен – теперь чувствую себя в большей безопасности.

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России:

– Пока в Петербурге не появятся выделенные полосы для общественного транспорта, который будет работать строго по расписанию, маршрутки как легальные, так и нелегальные никуда из нашей жизни не уйдут.

Василий Герелло, оперный певец:

– Как раз на днях ездил на маршрутке. И понял, что это, конечно, чистое самоубийство. За рулем – лихачи, непрофессионалы. Состояние машин ужасное: настоящий металлолом на колесах. Они же возят людей, а не уголь! В следующий раз лучше пойду пешком.

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.