Их не догонят!..

Почему угонщики в Петербурге чувствуют себя столь вольготно и каковы шансы вернуть украденную машину? Как на этой проблеме наживаются мошенники и что для ее решения делает полиция?

 

Почему угонщики в Петербурге чувствуют себя столь вольготно и каковы шансы вернуть украденную машину? Как на этой проблеме наживаются мошенники и что для ее решения делает полиция?

Угонщики чувствуют себя в Петербурге превосходно. Камер наблюдения они не боятся, их схемы четко отработаны, а в полиции считают дела об угонах безнадежными… Мы попытались выяснить, насколько реально вернуть угнанный автомобиль. И пришли к неутешительным выводам: потерпевший скорее попадется на удочку мошенников и расстанется не только с машиной, но и с деньгами, чем вернет свое авто.

Петербурженка Ирина Яковлева привыкла оставлять свою иномарку под окнами собственной квартиры в Невском районе. Так поступают большинство автомобилистов, живущих в окрестностях станции метро «Проспект Большевиков». Парковок здесь практически нет, а места в многоярусных паркингах давно раскуплены. И вот одним не очень прекрасным утром, это было в середине сентября, Ирина вышла из дома и – не увидела своей машины.

– Сразу поняла, что это угон, – рассказывает она. – Тут же сообщила об этом нашему участковому. Он пришел, записал данные. Сказал, что нужно достать записи с камеры видеонаблюдения, установленной у подъезда.

Соблюдя все необходимые формальности, участковый ушел. На прощание он сообщил, что в ближайшее время на Ирину должен выйти следователь, который и будет заниматься делом об угоне.

С тех пор прошло полтора месяца. Следователь... так и не проявился. А видеозапись, о которой говорил участковый, оперативники доставать и не думали. За них это сделала сама Ирина. Но оперативники, до которых она сама (!) дозвонилась,  даже не попросили потерпевшую принести эту запись в отдел. Несмотря на то что на кадрах хорошо видно угонщика…

Впрочем, ничего другого я и не ожидала, – говорит наша героиня. – Знаю, что угонами у нас не занимаются…

Мошенники. Две схемы «разводки»

Но вот несколько дней назад Ирина обнаружила в своем почтовом ящике необычное письмо – некая фирма предлагает свои услуги в поисках угнанного автомобиля. Не за спасибо, разумеется. Свои услуги «поисковики» оценили в 15 тысяч рублей задатка плюс треть стоимости автомобиля, если его удастся найти и вернуть.

О том, что это распространенная практика, свидетельствует тот факт, что такое же предложение и примерно в то же время получил один знакомый Ирины, у которого тоже угнали машину. Разница только в том, что ему позвонили по телефону.

– Если к вам обращаются с предложением найти машину за вознаграждение через письмо, то это типичный «развод», – говорит частный детектив Андрей Фомин, уже более трех лет специализирующийся на розыске пропавших автомобилей. – Получив несколько тысяч, мошенники даже не думают ничего искать. А вот второй случай – когда машину предложили найти по телефону – внушает больше доверия. Например, наше детективное агентство именно так и работает – мы выходим на непосредственный контакт, затем заключаем договор и начинаем поиск. Но гарантии в любом случае никто никогда не даст. Деньги же в любом случае нужны – на оплату информаторов. Они ведь тоже есть хотят.

Схема же классической «разводки», как рассказывает Андрей Фомин, выглядит так. Свой человек в отделе угонов сообщает мошенникам приметы пропавшего автомобиля, включая даже самые незначительные вроде небольших царапин, чтобы клиент поверил, что в этой конторе дело поставлено серьезно. Более того, рассуждает потерпевший, эти люди, судя по всему, уже знают, где моя машина, и просто предлагают выкуп. И человек зачастую соглашается заплатить и 15–20 тысяч задатка, и более существенное вознаграждение за возвращение машины. Но до возвращения, как уже было сказано, дело не доходит, а мнимые детективы пропадают.

– Впрочем, сегодня на такую примитивную схему уже мало кто поведется, – продолжает наш эксперт. – И поэтому мошенники придумали другой вариант. Ни о каких задатках они уже речь не ведут, а просто предлагают выкупить автомобиль тысяч за сто-двести – в зависимости от его цены. После того как хозяин соглашается (это ведь получается куда меньше, чем цена его машины), ему предлагают наладить телефонную связь с поисковиками через новую SIM-карту, мол, вдруг этот ваш номер на прослушке у полиции.

Замена SIM-карты – один из психологических ходов мошенников. Так они дают понять растерянному человеку, что настроены решительно и в полицию потерпевшему лучше не обращаться.

 – Ну обратится человек, и что? – рассуждает Андрей. – Поймают преступников или нет – еще большой вопрос. А если вспомнить, как полиция «работала» в случае с той же Ириной, этот вопрос становится еще больше…

Словом, получив заманчивое предложение о выкупе, мало кто звонит в полицию.

– Затем, – продолжает детектив, – назначается место встречи, где владелец машины якобы сможет ее увидеть и договориться о деталях выкупа. Но, приезжая на место, человек никого там не находит и уходит ни с чем.

Это еще одна психологическая уловка. Потерпевший начинает нервничать, гадать. Что произошло? Почему никто не приехал? Какой смысл его обманывать, если он еще ничего не заплатил? И так далее. То есть человек уже попросту опечален, что сделка, на которую он настроился, сорвалась. И тут через пару дней – опять раздается звонок.

 Здесь человеку предлагают приехать уже в другое место, и очень быстро, рассказывает Андрей. Пострадавший в панике собирается, хватает деньги, бежит на встречу. Ура! Сейчас он встретится-таки со своей любимой машинкой! И на этот раз все вроде бы идет нормально. Его встречают, везут в банк. Причем все это время человек общается по телефону с мнимыми угонщиками. И даже в банке, где он остается один, связь не выключается. Так мошенники гарантируют себе безопасность, ведь даже если клиент позвонит в полицию с другого телефона, они услышат это в «прямом эфире» и успеют сделать ноги.

Ну а дальше все проще. Автовладелец переводит определенную сумму на указанный счет в качестве залога. Когда деньги переведены, связь прерывается, а водителя, который привез пострадавшего в банк, уже и след простыл. Схема распространенная и, к сожалению, часто срабатывающая. В итоге люди остаются и без автомобилей, и без денег.

Воры. Или к нотариусу, или на запчасти

Настоящие же воры, которые возвращают машины за выкуп, действуют немного по-другому. Владельцу назначается встреча, на которой ему действительно демонстрируют его машину, – она обычно проезжает мимо. А сделка заключается в присутствии нотариуса, удостоверяющего, что стороны не имеют друг к другу претензий.

– Да, здесь все обставлено официально, – рассказывает Андрей Фомин. – Человек платит деньги за розыск автомобиля, за юридическое сопровождение… Да можно какие угодно услуги прописать – не подкопаешься. И если угонщика не взять с поличным, предъявить ему что-то очень трудно.

По данным детектива, сейчас в Петербурге орудуют не меньше двух десятков подготовленных банд угонщиков, в каждую из которых входит специалист по электронике, психолог, юрист…

Но, конечно, далеко не всякая машина угоняется с целью дальнейшей операции с выкупом. Куда чаще авто уходит в какой-нибудь дальний регион (так, как правило, поступают с дорогими машинами) или (так, собственно, чаще всего и бывает) идет на детали, которые реализуются через многочисленные автосервисы.

– Сколько времени прошло с момента угона машины у Ирины? Месяц? – интересуется детектив. – Она может забыть про свой автомобиль. Думаю, он давно превратился в груду запчастей, которые разошлись по всему городу.

Словом, с ворами и мошенниками более-менее разобрались. Ну а что же частные детективы и полиция?

Частные детективы. Шансы – 18–20 процентов

– В нашем деле все держится на информаторах и личных качествах сотрудников, – резюмирует детектив Андрей Фомин. – Я сам раньше в милиции работал, как раз угонами и занимался. У меня в фирме есть ребята и из «убойного». У всех огромная агентурная сеть «на земле». Да и в полиции есть свои люди, которые дают нужные данные. А у действующих оперативников сейчас зачастую таких сетей нет. Так что работают они, по большому счету, вслепую.

Разница в качестве информационных каналов частных сыщиков и полицейских в принципе понятна. Детективной деятельностью сегодня занимаются бывшие оперативники, забравшие с собой всю свою агентуру. Делиться за «спасибо» с коллегами ценными источниками никто из них, естественно, не желает. А многие из нынешних полицейских свою сеть либо не успели наработать, либо даже и не пытались этого сделать.

 К сожалению, шанс, что украденную машину отыщут полицейские, – не больше 3 процентов, и это не может порадовать автовладельцев. У нас, частников, он повыше – процентов 18–20. Но тоже, как видите, не ахти. И это, кстати, беда всех больших городов, не только Петербурга.

Полиция. Профилактика и поиск по горячим следам

– Мы очень обеспокоены ситуацией с автоугонами, – призналась корреспонденту «НВ» официальный представитель Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Татьяна Зыбина. – Причем в последнее время наблюдается значительный рост краж. Анализ показывает, что наибольшее количество угонов происходит с 6 часов вечера до 6 утра с внутридворовых неохраняемых территорий. По числу краж лидируют автомобили семейства ВАЗ, а также «Шевроле Лачетти» и «Форд Фокус».

Чтобы снизить риск угона, в ГИБДД рекомендуют «быть бдительными, пользоваться услугами охраняемых автостоянок и устанавливать дополнительные противоугонные системы».

В первую очередь эксперты советуют никогда не оставлять в замке зажигания ключи. Рекомендуют поднимать все стекла в салоне даже в том случае, если водитель отходит от автомобиля на несколько секунд. Спасти от угона может блокиратор руля. Ну а парковать машину инспекторы советуют не во дворе, а на той стороне дома, которая выходит на большую оживленную улицу или проспект.

У автомобилистов многие из этих советов вызывают разве что усмешку. Снять блокиратор руля, например, не проблема. А с какой стороны дома  оставлять машину, значения не имеет: угнать автомобиль – это в любом случае минутное  дело.

Но так или иначе, в ГИБДД говорят, что они вынуждены делать ставку на профилактику. Тем же, кто уже лишился машины, автоинспекторы не помогут – розыском занимается специальное подразделение ГУВД.

– Шанс вернуть украденную машину есть только в том случае, если сообщение об угоне поступает сразу же. Например, когда автомобиль увели у вас из-под носа, – признался «НВ» наш источник в ГУВД. – Тогда объявляется план «Перехват». На все посты сразу же рассылается ориентировка на автомобиль. Наряды сразу же выдвигаются к гаражным кооперативам, куда угонщики могут отогнать автомобиль, осматривают близлежащие автомастерские. Но если воры успели-таки спрятать машину, то шансы практически нулевые. Причина? Угонов много, а сотрудников в отделах мало. Люди и так задерганы до невозможности. Большинство лучших профессионалов давно сменили работу – занимаются либо частным поиском, либо работают на крупные компании, специализирующиеся на разработке противоугонных систем. Я вот тоже из органов уйду, если поступит выгодное предложение. На нашу зарплату особенно не пошикуешь. Зарплата следователя отдела по борьбе с угонами в среднем не превышает 20 тысяч рублей.

Странная логика… Люди, которые за наши деньги носят погоны и оружие, фактически самоустраняются от своих прямых обязанностей. Шансы практически нулевые, говорят они. Но зачем тогда ваш отдел и вообще полиция? Спору нет, повышать зарплату – и даже не столько зарплату, сколько статус полицейских – необходимо. Но сдается, что зачастую наши доблестные автосыщики просто относятся к своей работе спустя рукава и компенсируют недостаток заработка, скажем так, отнюдь не ударной работой по поиску автомобилей. И низкие зарплаты – не оправдание.

 

страховка 15 тысяч в год? А если не угонят?..

Как бороться с угонами, человечество до сих пор так и не придумало – на каждую хитрость производителей противоугонных систем у воров находится свой адекватный ответ. Зато давно известно, как компенсировать пропажу, – в этом должна помочь страховка. И никаких проблем?

– Страхование от угона – очень распространенная практика, – рассказала корреспонденту «НВ» специалист одной из известных страховых компаний Ольга Кругляк. – Сумма страхового взноса зависит от множества факторов. Это и возраст машины, и ее марка, и опыт водителя, и объем двигателя, и многое другое. Естественно, чем дороже автомобиль, тем больше вам придется заплатить за его страховку. Но зато в случае угона компания выплатит гражданину оговоренную сумму, на которую он сможет приобрести себе новое авто.

Корреспондент «НВ» обзвонил несколько крупных страховых агентств и высчитал примерную стоимость страховки от угона для среднего автомобиля. Импортная машина 2010 года выпуска, которую водит 30-летний мужчина со стажем вождения более двух лет, обойдется примерно в 15 тысяч рублей в год. Получить на руки страховую компенсацию пострадавший сможет в случае предоставления в страховую компанию справки из полиции о возбуждении уголовного дела.

Впрочем, у тех, кто застраховал свою машину, в случае чего тоже могут возникнуть проблемы. Но это тема для отдельного расследования.

курьез Чудеса случаются, но…

Иногда чудеса все-таки случаются. В начале 2000-х у петербуржца Алексея Баранова угнали «Жигули». Через пять лет в его квартире раздался звонок – сотрудник правоохранительных органов радостно сообщил, что машина нашлась. Но вот только, во-первых, ехать за ней пришлось бы аж в Ингушетию, а во-вторых, после серьезной аварии автомобиль утратил всякий товарный вид. Алексей рассудил, что транспортировка авто и его последующий ремонт обойдутся слишком дорого, – и плюнул на это дело.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.