ZAZ: «Творец должен быть недисциплинированным»

Французская певица Изабель Жеффруа, она же ZAZ, рассказала «НВ» о том, как ей удается сохранять свою индивидуальность, и о своих поездках по России

 

Французская певица Изабель Жеффруа, она же ZAZ, рассказала «НВ» о том, как ей удается сохранять свою индивидуальность, и о своих поездках по России

Год назад ее разухабистый босоногий хит Je veux («Я хочу») произвел настоящий фурор в интернете. Миллионы людей, как по команде, принялись добавлять в блогах и социальных сетях ролик, в котором ничего невероятного вроде бы не показывали. Просто улыбчивая француженка пела на улице хриплым, как у Эдит Пиаф, голосом и очаровывала толпу зевак своей естественностью, бурлящей энергией и безбрежным обаянием. Благодаря ZAZ (сценический псевдоним Изабель Жеффруа) французский шансон, зачахший в элитарных кабаре и замках аристократов, внезапно возродился в парижских подворотнях и вновь покорил мир. Накануне долгожданных петербургских концертов 1 и 2 ноября самая востребованная певица Франции дала эксклюзивное интервью собкору «НВ» в Париже.

– Изабель, тексты ваших песен как будто написаны ребенком, который ищет абсолютной свободы. Возможно, именно по этой причине их так любят в России, стране крайностей и экстремальных идей. Что вы делаете, чтобы сохранить эту детскую непосредственность, энергию и продолжать мечтать?

– Сразу подчеркну важную деталь – я автор не всех текстов. Так, песня Je veux была написана под мой голос Кедерин Солтани, а певец Рафаэль подарил мне еще три песни к дебютному альбому: Eblouie par la nuit, Port Coton и La fee. Слова песни Je veux просты, но, по-моему, они приобрели популярность именно благодаря своей прямоте и полному соответствию мне и моему образу. А спонтанность и свежесть, которые излучают дети, также часть и моего характера. Я стараюсь оставаться естественной во всех своих проявлениях.

 – Если бы вам нужно было дать определение слову «свобода», то какое бы оно было?

– «Оставаться самим собой». Еще в детстве, когда мне не нравилась школьная система и я в нее не вписывалась, я предпочитала сменить школу, чем подстраиваться под кого-то. Очень важно сохранять целостность. Я пою с четырех лет, и с четырех лет избыток энергии я направляю в творчество ради того, чтобы быть собой.

 – Значит, вы меняли школу, а не поведение. Ваша энергия очень заразительна – вы говорите, что в детстве были «настоящим чертиком», который никак не мог вписаться в школьные рамки. Как вы считаете, креативный человек обязательно должен быть бунтарем?

– Бунтарь – термин слишком резкий. Творец должен быть любопытным и порой, когда это необходимо, не бунтарем, а... недисциплинированным!

 – Вы начали вашу карьеру в Ангулеме, где ежегодно проходит самый большой во Франции фестиваль комиксов. Вы не думали выпустить новый альбом, но не музыкальный, а альбом комиксов?

 – А это забавно, но я никогда не думала о фестивале комиксов, хотя очень люблю комиксы и иллюстраторов. Может быть, однажды я и нарисую свой собственный комикс и украшу им обложку своего нового альбома.

 – Вы очень долго пели на улицах Парижа. Поговаривают, что вы даже нищенствовали какое-то время. Это правда?

– Обо мне часто сочиняют разные небылицы. Слухи о том, что я чуть ли не бомжевала, звучат красиво, но правдой не являются. Я действительно довольно долго выступала на улице с двумя друзьями. Но это было не от бедности, а потому, что считала этот опыт интересным. Ведь я вполне прилично закончила музыкальную учебу, но на улице я училась держаться на публике. И встречаться вечером под звездным небом – неповторимое чувство.

– Вы всегда мечтали о славе?

– У меня есть мечта, но моей мечте никогда не нужна слава. Я всегда хотела заниматься любимым делом – музыкой. И мне до сих пор сложно привыкнуть к тому, что слава пришла ко мне уже после первого диска. Как-то это случилось неожиданно. Лучшее в славе – то, что она дает большую публику, а все остальное мне не так важно.

– Когда вы поняли, что проснулись знаменитой? Что вам принесла знаменитость?

 – Я поняла это в тот момент, когда стало ясно, что я не могу просто так пойти в булочную утром и купить свежий багет. Что мне это дало? Ем меньше хлеба и худею! А если серьезно, известность мне дала самый главный наркотик для артиста – публику. Меня слушают и любят, и я все больше хочу творить. Привыкнуть же к славе мне сложно: чем больше ты на виду, тем больше тебя критикуют... Я стараюсь сохранить себя, не растворяясь только в своем имидже «заводилы» и «шутихи».

 – Помимо Франции вы уже побывали во многих странах. Можете ли вы сказать, что путешествия являются для вас источником вдохновения? Какие страны вас больше всего привлекают в данный момент?

– Путешествия для меня – это прежде всего встречи и знакомства с новыми людьми. Именно это я и люблю больше всего. Страна, которая меня больше всего притягивает, – это страна, куда я поеду в ближайшее время. И в данный момент, кстати, это Россия!

 – В 2008 году вы совершили поездку по Сибири, какие воспоминания у вас остались? Что вам запомнилось больше всего?

 – В Сибирь меня пригласил «Альянс франсез», и это было настоящее приключение. Я пела в городах не только свои, но и все песни знаменитых французских певцов, которые помнила: Пиаф, Азнавура... У меня было такое ощущение, что в России их знали даже лучше, чем я. А все потому, что французский шансон не был первым музыкальным стилем, который я открыла для себя: он пришел уже после блюза и даже рэпа. И если я олицетворяю этот стиль в глазах русских, то для меня самой это стало неожиданностью. Сибирь на меня произвела сильное впечатление: после Франции она кажется просто бескрайней. Понятия о расстояниях совершенно другие. Россия вообще для меня – это олицетворение простора и тайны.

 – Вы владеете иностранными языками? Или вам достаточно музыки, посредством которой можно передать многие мысли и чувства?

 – Ай-ай-ай, мне стыдно, но я не говорю ни на одном иностранном языке... Обещаю, что обязательно выучу! Вы правы, музыка – это то, что объединяет людей, это настоящее средство коммуникации. И я счастлива, что владею этим языком и людям интересно то, что я на нем говорю.

– Вы много играли просто на улицах Монмартра. Почему? Есть ли у вас любимое место в Париже?

– У меня нет особого одного любимого места или любимых мест. Я всегда ищу атмосферу улицы, праздника. Улица – место прохожих и встреч. Когда я пою просто на улице, на площади, просходит что-то необыкновенное, создается живая нить, связывающая меня с незнакомыми мне людьми. И больше всего мне нравится, как люди реагируют на мои песни.

 – Говорят, что, когда удовольствие становится работой, люди начинают уставать даже от процесса творчества. Как вы противостоите стрессу и усталости во время турне, чтобы не терять творческого запала? Что вы делаете между концертами?

 – Сейчас у меня период очень сложный, но и очень богатый на события и впечатления: турне в поддержку альбома, вот интервью с вами (смеется). Конечно, я люблю петь, но и усталось порой тоже дает о себе знать. Чтобы отдохнуть, я стараюсь самоизолироваться от общества. Короче, ухожу в себя и медитирую.

 – Важно ли для художника иметь политическую ориентацию? Может ли он своим творчеством способствовать реформам в обществе? У вас есть подобный опыт?

– Нет, у каждого должно быть свое мнение и соображения по этому поводу. Если вдруг ты становишься публичным человеком, это еще не значит, что следует занимать какую-то политически активную позицию. Это обычно получается нелепо и плохо всеми вопринимается... С другой стороны, если видишь несправедливость, то и молчать не нужно, потому что ничего иначе не изменится.

  – Какие у вас планы на 2012 год? Есть ли уже наброски новых песен?

 – В 2012 году я возьму таймбрейк, мне нужно передохнуть, вздохнуть и выдохнуть. Мне просто необходима эта пауза, чтобы попытаться посмотреть на себя со стороны, проанализировать то, чего я достигла, и попробовать что-то новое. Может, буду играть в театре или даже займусь рисунком, а потом дам несколько концертов и выпущу мой новый альбом. Несколько песен к нему уже написано!

справка «нв»

Изабель Жеффруа – настоящее дитя Франции. Родилась в Туре, училась в Школе современной музыки Бордо, начала карьеру, выступая в ансамблях Ангулема, а с 2006 года – парижанка. Большую часть своих тридцати лет она поет. Поет везде – в группах, с друзьями на улицах Монмартра, а теперь в лучших концертных залах мира. После выхода первого и единственного альбома ZAZ в 2010 году ее надтреснутый хрипловатый голос полюбился не только французам, но и жителям Испании, Германии, Восточной Европы и Южной Америки. По словам Изабель Жеффруа, ZAZ – это прозвище, псевдоним и целая вселенная. Она говорит, что хочет совершить путешествие по своей жизни от последней до первой буквы алфавита, а потом вернуться обратно, завершив круг.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.