Деревня-мечта осталась лишь мечтой
Строительство масштабного проекта «поселка будущего» в Вологодской области велось в основном на бумаге
Строительство масштабного проекта «поселка будущего» в Вологодской области велось в основном на бумаге
Поселок малоэтажного жилого домостроения близ деревни Марфино стали строить на Вологодской земле в 2007 году. И с самого начала проект находился на повышенном контроле у региональных и районных властей. Ведь поселок задумывался как своеобразная деревня будущего, этакая наглядная картинка достижений вологодской строительной и социальной индустрии. На этом примере власти хотели показать, как должна и может жить российская глубинка XXI века – с комфортными и качественными домами, отличными подъездными дорогами, новыми школами и магазинами. Причем показать не столько проверяющим из числа высоких гостей, сколько самим селянам. На фоне все еще актуальнейших для российского села проблем – высокого уровня бытового пьянства, слабой инициативности самих жителей и тотального пессимизма – коттеджный поселок в Марфино должен был наглядно демонстрировать: вот, смотрите, эти люди не побоялись изменить свою судьбу, поверили в позитивные перемены и теперь живут не хуже городских. А то и лучше!
Причем проект должен был охватить все слои потенциальных застройщиков – как сельских «льготников», которым предполагалось построить бесплатные квартиры, так и людей побогаче, способных своими силами решить вожделенную жилищную проблему. Последним фактически бесплатно выделялись земельные участки и были обещаны все необходимые инженерные сети.
Было у проекта и еще одно предназначение – на нем задумывали «обкатывать» новейшие строительные технологии. Тем более что Вологда уже много лет позиционирует себя как один из законодателей моды в жилищном строительстве Северо-Запада (не случайно именно в этом городе уже много лет подряд проводятся выставки-ярмарки «Свой дом» и всероссийские лесные форумы, где жилищная тема также является одной из основных).
Но на практике все заявленные новые технологии нередко оборачивались приглашением обычных бригад шабашников, громко именовавшихся субподрядчиками и не особо заботившихся о качестве работы. Поэтому первые новоселы, уже въехавшие в марфинские дома для «льготников», стали жаловаться на тонкие стены и холод в квартирах. А еще на так и не построенную дорогу, на отсутствие нормального транспортного сообщения с Вологдой, на фантомные магазин и школу, которые давно должны были появиться в поселке, но пока существуют исключительно на бумаге да в воображении местных чиновников. В ответ на это власть имущие лишь заученно твердили: мол, по объективным причинам реальный график строительства существенно отстает от запланированного, потерпите немного, скоро все наладится.
Но октябрьская сводка «с полей» поубавила оптимизма и у них. К концу текущего года из 142 домов, запланированных к строительству в Марфино (более чем на 500 квартир), должно быть готово около ста. А по факту в эксплуатацию введено только 36. Еще около 80 зданий отнесено к разряду строящихся (причем иногда таким «объектом разной степени готовности» признают просто расчищенную от дерна площадку), но понятно, что накопившееся отставание по вводу жилья здесь уже не наверстать.
А недавно инспектировать ход строительства в Марфино снова приезжал вологодский губернатор Вячеслав Позгалев. При подъезде к деревне его автомашина чуть не застряла в огромной луже, находившейся на месте все такой же фантомной дороги. Поэтому эпитетов по отношению к своим подчиненным главный областной чиновник не жалел:
– Этот участок планировался нами как пилотный проект по развитию малоэтажного домостроения. Предполагалось, что с точки зрения социального обустройства он также будет являть собой образец современного деревенского поселка. Но нужно сказать прямо: в своем нынешнем виде проект провалился. Вологодский район занимается им кое-как, областной департамент строительства не занимается вообще, и все находится в вялотекущем состоянии. Все здесь держится пока только на энтузиазме будущих жителей! Не годится такому серьезному делу быть лишь дорогой чиновничьей игрушкой: захотел – взял, захотел – бросил. Надо немедленно поправлять дело!
Неудовольствие губернатора вызвало и то, что проект, изначально рассчитанный на сельских жителей, постепенно превратился в дачно-городской. Из тех 80 новоселов, что уже въехали в построенные дома, – большинство жители Вологды с городской пропиской. Дома в Марфино – это для них просто дополнительное жилье.
По итогам публичной губернаторской «порки» районные и строительные чиновники уже отрапортовали, что допущенные ошибки они признают и ситуацию в ближайшее время обязательно поправят. По крайней мере попробуют поправить. Строителям дано предписание в «наикратчайшие сроки» сделать асфальтированный выезд из поселка на региональную трассу и приступить к возведению в Марфино долгожданного торгового центра. Первые же марфинские новоселы тем временем намекают, что для активизации работ было бы не худо поменять у поселка и его… название. Мол, Марфино – несчастливый топоним! В качестве подтверждения своих слов они ссылаются на историю одноименного строительного района на Северо-Востоке Москвы, который активно пиарил бывший столичный градоначальник Юрий Лужков. В том Марфино были идентичные проблемы, но вологодские власти говорят, что это всего лишь совпадение, и от былых планов построить под Вологдой деревню будущего по-прежнему не отказываются.
прямая речь «Выяснилось, что это маниловские прожекты»
Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики:
– История пригородного поселка Марфино – наглядный пример того, как правильная и в общем-то здравая идея разбивается о реалии современного российского бытия. Но валить всю вину за провал проекта только на районные власти и «самоустранившихся» чиновников департамента строительства я бы не стал. Косвенно виноваты в сложившейся ситуации и руководители вологодской городской администрации. Еще весной они активно лоббировали концепцию строительства близ областного центра нескольких благоустроенных поселков-анклавов по западному образцу, откуда граждане будут ездить в центр на работу и обратно на собственных автомобилях. Потом, правда, выяснилось, что это маниловские прожекты – подведение многокилометровых инженерных сетей к выбранным «в поле» земельным участкам может на 40–50 процентов увеличить себестоимость такого жилья. Сейчас о той концепции в городе как бы и не вспоминают, но несколько месяцев до этого потенциальные марфинские инвесторы и дольщики находились в подвешенном состоянии – отсюда, в частности, и столь существенное отставание от графика строительства. Между тем то, что региональные власти публично признали свои ошибки в реализации проекта, причем сделали это не когда-нибудь, а накануне выборов, когда принято соблюдать своеобразное табу на любой негатив, как минимум заслуживает уважения.