Увезу тебя я в тундру
Республика Коми собирается стать туристической Меккой
Республика Коми собирается стать туристической Меккой
Пару лет назад на отдыхе в Тунисе во время обычного для всех туристов катания на верблюдах по Сахаре меня одолевала навязчивая идея: неужели нельзя организовать такие же развлекательные поездки у нас, в Коми? Только на оленях по зимней тундре. Экзотики не меньше, да и морозы, если тепло одеться, переносятся лучше, чем невыносимая жара. И вот сейчас эта мечта начала обретать реальные очертания – власти Коми всерьез озаботились вопросом туристической привлекательности региона.
– Достаточно скоро начнет действовать тур «Маленькая Лапландия», предлагая путешествия под Интой, – рассказал мне на днях заместитель министра экономического развития Коми Ольга Конакова. – У нас уже имеются заказные туры такого рода.
Наш регион привлекателен для туристов не только возможностью покататься на оленях, которых, кстати, никогда не видело большинство жителей республики. Ведь в последние годы в Коми появились объекты, способные стать настоящими туристическими брендами международного уровня. Это и признанные одним из семи чудес России так называемые столбы выветривания, или «мансийские болваны», на горе Маньпупунер в междуречье Ичотляга и Печоры. И строящийся финно-угорский этнокультурный парк в старинном селе Ыб, расположенном всего в 56 километрах от Сыктывкара.
Интерес туристов вызывают и трагические страницы истории края – Коми в годы сталинских репрессий была одним из самых крупных островов архипелага ГУЛАГ. Православных же паломников привлекают Троице-Стефановский Ульяновский мужской монастырь в Усть-Куломском районе, села Усть-Вымь и Ыб, где проповедовал великий святитель Стефан Пермский. А уж про туристические походы по Полярному Уралу, охоту и рыбалку в девственных коми-лесах и говорить нечего. Они уже давно привлекают любителей из других регионов России и даже иностранцев.
Список этот пополнился в прошлом месяце, когда на заседании Межведомственной комиссии по туризму при Экономическом совете РК администрации Инты и Усть-Цилемского района представили два новых туристических продукта – «Нетронутое сердце Урала» и «По пути старообрядцев».
И все-таки число активных туроператоров, работающих по региону, можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя официальный допуск к такому роду деятельности, по словам Ольги Конаковой, имеют 18 фирм. Впрочем, еще год назад их было всего три. Но большинство из тех, кто успел себя проявить в этом бизнесе, занимаются совсем не внутренним туризмом – основной доход они имеют от продаж путевок в привычные для россиян Турцию, Египет, Тунис и Таиланд.
– Проблемы у тех, кто занимается внутренним туризмом, разные, – говорит Ольга Конакова. – В основном это инфраструктура и дороги. Например, любителям экологического туризма очень трудно добраться до турбазы «Желанная». Там имеется прекрасная гостиница, но езда по 130 километрам грунтовой дороги может отбить всякую охоту к такого рода отдыху.
Стоит подлатать эти километры, и «Желанная» станет очень желанной для сыктывкарцев и гостей столицы. Ведь чтобы приятно провести выходные дни в самом сердце Урала, достаточно в пятницу вечером сесть на поезд на станции Микунь, утром выйти на станции Верхняя Инта, а оттуда уже рукой подать до уникальной девственной природы и гостиничных номеров со всеми удобствами вплоть до сауны и интернета. Но одна из двух основных, по Гоголю, бед России для Коми с ее огромной территорией беда особая.
Другая проблема – гостиницы. Заместитель министра признается:
– Не секрет, что у нас не всегда нормально накормят, а бытовые условия должны быть, как говорит наш глава республики Вячеслав Гайзер, на уровне «трех финских звезд».
В Сыктывкаре, правда, уже сейчас есть несколько гостиниц такого уровня, вот только красоты Полярного Урала и многие другие достопримечательности региона расположены далеко от столицы Коми. Особенно труднодоступными остаются «столбы выветривания» на Маньпупунере. Пока добраться до них можно либо на вертолете, что стоит весьма дорого, либо придется пешком отмахать 36 километров в течение двух дней по бездорожью только в одну сторону, на что способны лишь очень подготовленные туристы. Правда, сейчас власти Коми работают над тем, чтобы удешевить вертолетный тур и в то же время обустроить пеший маршрут…
Конечно, вряд ли туристическая отрасль по доходам и налоговым поступлениям в бюджет когда-нибудь сравняется с нефтегазовой или лесной и лесоперерабатывающей промышленностью. И все-таки глава Коми Вячеслав Гайзер поставил целью сделать ее приоритетной. Ведь внутренний туризм даст новые рабочие места, причем в основном в сельских районах, где очень серьезно стоит проблема безработицы. А одно место в туристической отрасли создает дополнительно от восьми до десяти рабочих мест в смежных: гостиничном сервисе и производстве продовольственных товаров, строительстве дорог и перевозке пассажиров.
Поэтому, убеждена Ольга Конакова, в обозримом будущем туристическая отрасль займет в экономике региона свое достойное место и Коми обязательно станет туристической Меккой.
прямая речьГеннадий Марковский, председатель Федерации туризма Республики Коми:
– У нас нет Черного моря, поэтому не следует ожидать массового потока приезжих, но все-таки туристическая отрасль в Коми вполне перспективна. Регион обладает для этого многими ресурсами. Но они до сих пор не оценены в конкретных цифрах. Нам важно понять, какую долю рынка может занять туризм, а вот такой маркетинговой работы, насколько мне известно, до сих пор не сделано. Поэтому невозможно точно сказать, сколько нам нужно гостиниц и маршрутов. Другая проблема – подготовка кадров. В этом плане что-то где-то как-то делается, а вот целенаправленной политики не ведется. Третья проблема – сертификация и паспортизация объектов. Наша федерация уже не первый год поднимает этот вопрос, но пока он никак не решается.
справка «нв»Республика Коми – перспективный регион Российской Федерации на северо-востоке европейской части страны.
Общая площадь – 416,8 тысячи квадратных километров (2,4 процента площади России), население – 951 тысяча человек.
Транспортную сеть в Республике Коми составляют 2,3 тысячи километров железнодорожных путей, 4,1 тысячи километров внутренних водных судоходных путей и 11,8 тысячи километров автомобильных дорог.
Кратчайшее расстояние до Сыктывкара по автомобильным дорогам от Москвы – 1410 км, от Петербурга – 1524 км. До столицы Коми можно добраться ежедневными прямыми авиарейсами и поездами. Время в пути от Москвы 1 час 40 минут на самолете и 26 часов на поезде. От Петербурга соответственно 2 часа и 36 часов.
Климат на большей части территории умеренно-континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным летом.