Долг платежом красен?
Петербуржцам предлагают компенсировать нежелание участвовать в субботниках по благоустройству города благотворительностью
Петербуржцам предлагают компенсировать нежелание участвовать в субботниках по благоустройству города благотворительностью
Одни петербуржцы не считают своим долгом содержать собственный двор в чистоте... ...а другие воспринимают Петербург как дом родной и безо всякой благотворительности ухаживают за ним
Идею выдвинул вчера на заседании штаба по благоустройству Терентий Мещеряков. На эту мысль главу Фрунзенского района натолкнули неутешительные итоги общегородского субботника – с каждым годом жители с меньшей охотой берутся за грабли. Он заметил, что те горожане, которые не хотят лично участвовать в субботниках, могли бы выделить скромную сумму на облагораживание родного двора, сквера. И даже предложил механизм: посредством SMS-сообщений или через кредитную карту. Инициатива встретила живой отклик председателя комитета по благоустройству – Андрей Подобед пообещал ее «рассмотреть и обдумать».
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
«Я не занимаюсь благотворительностью!» – эту фразу советские люди произносили громко и четко, с гордостью. И многие постсоветские тоже так говорят. Благотворительность, признаться, у нас не в чести. И не потому, что мы такие жестокосердые, хотя и это в нас есть. А просто не очень-то приучены помогать другим, тем более когда речь идет не о самых близких. Что ж вы хотите, если три четверти минувшего века само понятие это, как нам вбивали в голову, было «чуждо социальному строю СССР».
Не только общество, но и власть у нас не очень хорошо разумеет смысл и значение благотворительности. По закону она разрешает бизнесу жертвовать на эти цели только из чистой прибыли, а иначе карает за «нецелевое расходование средств». Зато «делиться» предлагает из чего угодно – хоть из прибыли, хоть из убыли. Вот и предложение петербургских чиновников, чтобы жители занялись филантропией во имя благоустройства родного города, смахивает на тот же до боли знакомый призыв: «Делиться надо».
Между тем благотворительность – это не обязательно помощь деньгами. Чтобы донести окурок или автобусный билетик до урны, не нужно ни копейки. И чтобы не плевать себе и прохожим под ноги. И чтобы не измалевывать стены домов своим первобытно-наскальным «искусством». И чтобы в палисадничке у своего дома посадить пару кустиков или деревце.
Даже у самой бедной хозяйки, если она чистюля, в доме порядок: всякая вещь на своем месте, нигде ни пылинки и в ванной свежее, душистое полотенце. Вот и в нашем городе, будь то Петербург, Новгород Великий или Череповец, будет чисто, когда мы будем воспринимать его не как населенный пункт общего пользования, а как свой собственный дом. Причем не обязательно все до единого. Достаточно хотя бы четверти жителей, считающих такое отношение к родному городу нормой жизни.
…Однажды в Вене я выкурил сигарету, и поблизости не оказалось ни одной урны.
– Что делать? – спросил я молодого парнишку, моего чичероне.
Он молча сунул руку в карман и, вытащив ее, разжал кулак: на ладони лежали три окурка.
– А что будет, если я брошу свой окурок на асфальт?
– Ничего, – сказал он. – Просто это неприлично.
Вот так. И при чем тут благотворительность?
Ирина Тищенко, редактор отдела информации
То, что идею благотворительного благоустройства высказал именно Терентий Мещеряков, меня нисколько не удивляет. Глава Фрунзенского района давно известен своим, так скажем, креативом. Но тот факт, что данный посыл благодушно воспринял и всецело одобрил председатель городского комитета по благоустройству Андрей Подобед, немного настораживает.
На первый взгляд в предложении нет ничего криминального. Те петербуржцы, у кого в кармане завалялась лишняя сотня или две рублей, может, с легким сердцем и отдали бы ее на благоустройство родного двора или сквера. И я бы, наверное, отдала. Мне не жалко. Если бы не три простых вопроса, которые появились сразу после того, как идея господина Мещерякова взбудоражила информационное пространство Петербурга.
Первый и самый главный. Неужели нашим благоустроителям мало тех миллиардов, которые они ежегодно получают из городского бюджета? В 2012 году, например, комитету выделят около 5 миллиардов рублей. На эти деньги, конечно же, трудно прожить без финансовой поддержки населения, которое, к слову, и так платит немалые налоги в ту же казну. А еще каждый месяц получает коммунальные квитанции, в которых уборка придомовой территории прописана отдельной строкой.
Второй. Вызывают сомнения и обещания главы района регулярно предоставлять фото- и видеоотчеты. Это прекрасно только в теории. А на практике у нас ведь как: чтобы добиться от чиновников реальных цифр, надо пролить не один литр пота, отмотав не один километр по коридорам различных ведомств.
И, наконец, третий. Благотворительность, конечно, дело добровольное. Но где гарантия, что молчаливый отказ петербуржцев от финансовой помощи в деле благоустройства не станет поводом для упрека со стороны городских властей? Мол, раз не хотите деньгами помогать, то и на грязь не жалуйтесь…