«Газ со Штокмана придет на берег через 5 лет»

Гендиректор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель рассказал «НВ» о перспективах освоения крупнейшего в Арктике газоконденсатного месторождения

Гендиректор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель рассказал «НВ» о перспективах освоения крупнейшего в Арктике газоконденсатного месторождения

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) в Баренцевом море открыто еще в 1989 году. Двадцать лет оно считалось стратегическим резервом, но, похоже, наше газовое будущее в Арктике становится настоящим. В этом убедился спецкор «НВ» Сергей ТАЧАЕВ, побеседовав в Мурманске с генеральным директором ООО «Газпром добыча шельф» Александром МАНДЕЛЕМ.

– Александр Яковлевич, каковы разведанные запасы Штокмановского месторождения?

– Запасы составляют 3,9 триллиона кубометров голубого топлива. Таким образом, ресурсная база месторождения позволяет после выполнения третьей фазы обеспечить ежегодную добычу свыше 70 миллиардов кубометров газа. Пока все инженерные и технологические решения готовятся именно под этот объем добычи.

– Когда пойдет газ со Штокмана?

– По плану ОАО «Газпром» транспортировка первого газа с шельфа Баренцева моря намечена на конец 2016 года. Вся береговая инфраструктура будет размещена вблизи поселка Териберка Мурманской области, в 120 километрах от областного центра. Этот небольшой населенный пункт станет одной из главных баз Штокмановского проекта.

Наша компания – 100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром» – будет реализовывать вторую и третью фазы Штокмановского проекта, а также строит объекты общей инфраструктуры на все три очереди. Оператором первой фазы является компания «Штокман Девелопмент АГ», 51 процент акций которой принадлежит «Газпрому». Владельцами остального пакета в примерно равных пропорциях являются французская «Тоталь» (25 процентов) и норвежская «Статойл» (24 процента).

– С каких глубин будет вестись добыча голубого топлива?

– Средняя глубина моря в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения составляет около 350 метров.

– Реально ли дать штокмановский газ потребителям из района с приличной удаленностью от берега – свыше 500 километров – и с достаточно большой глубины уже через пять лет?

– Конец 2016 года – срок реальный, но по темпам весьма напряженный. Однако мы уверены в успехе, так как не только Россия, но и весь мир знает, как быстро умеет работать «Газпром». Трубопровод по дну Балтийского моря проложен всего за 11 месяцев, а трассу Сахалин – Хабаровск – Владивосток протяженностью 1300 километров при полном отсутствии инфраструктуры газовики протянули всего за два года. Даже в советские времена так быстро не строили.

– Бывший капитан скандально известного траулера «Электрон» Валерий Яранцев, ушедший от норвежской береговой охраны, в 2009–2010 годах был главой Териберки. В беседе с «НВ» он пожаловался, что «Газпром» слабо заботится о жителях поселка и территории, где будет расположена береговая инфраструктура по приему газа со Штокмана. Мол, пока газ придет сюда, местные жители вымрут…

– Я не раз встречался с Яранцевым. Валерий Владимирович постоянно выступал в роли просителя: постройте жилье, проложите дорогу, замените коммуникации… Но наша компания не собес и в рамках исполнения социальных обязательств выделяет средства, только когда видит не благие пожелания, а конкретный, всесторонне проработанный проект.

ООО «Газпром добыча шельф» помогала и помогает решать «кричащие» проблемы. Два года назад в Териберке сгорела котельная, и «Газпром» оперативно перечислил 20 миллионов рублей на ее восстановление. Но аварийная котельная – это одно, а ремонт ветхих жилых домов и строительство новых за счет «Газпрома» – совсем другое. Должно быть четкое понимание, что, несмотря на реализацию социальных программ крупных промышленных компаний на территориях, где реализуются их проекты, ответственность за социальное благополучие населения несет прежде всего местная власть.

– Но ведь поселок с крайне запущенной социальной инфраструктурой на побережье Баренцева моря через несколько лет, возможно, станет визитной карточкой вашей компании, как, скажем, поселок Когалым для «ЛУКОЙЛа», который вылизан и пышет благополучием. Неужели вам не хочется превратить в сказку Териберку, ведь для этого понадобится не так много средств?

– Уверен, что этот небольшой населенный пункт ждет достойное будущее. В Териберке будет построен завод по производству сжиженного природного газа. Это четыре технологические линии общей производительностью 30 миллионов тонн сжиженного газа в год. Соответственно, местный бюджет приобретет абсолютно иное качество, что позволит в короткие сроки кардинально изменить муниципальную инфраструктуру. Появятся в поселке и ведомственные объекты социального назначения, пользоваться которыми смогут все местные жители.

 

 

тем временем… Что нужно для счастья?

Будущая береговая столица Штокмановского месторождения – поселок Териберка с населением в 1000 человек – сегодня находится в плачевном социальном и инфраструктурном положении: безработица зашкаливает за 30 процентов, дорог и работающих предприятий нет, очень много домов находится в аварийном состоянии.

Бывший капитан траулера «Электрон» Валерий Яранцев, сумевший в 2005 году добраться от Шпицбергена до российских территориальных вод под пушками норвежской береговой охраны, на волнах народной любви весной 2009 года был избран мэром Териберки и до осени прошлого года занимал этот пост. За это время Яранцев написал целую программу развития территории, о которой и рассказал спецкору «НВ»:

– Общая стоимость светлого будущего составляет 500 миллионов рублей. В Териберке необходимо полностью заменить все инженерные сети: канализацию, водопровод, почистить все колодцы, а также отремонтировать все дома и дороги. 500 миллионов для бюджета Мурманской области – сумма огромная, а для «Газпрома» – вполне подъемная. Мне удалось встретиться с Алексеем Миллером и передать программу, он согласился с моими доводами, но сказал, что еще не время…

Путь в 150 километров из Мурманска в Териберку в распутицу и зимой и сегодня можно осилить только на спецтехнике, особенно на 40-километровом грунтовом участке. До 2010 года такую «дорогу» в ненастье попросту вымывало, и можно было застрять в Териберке на несколько недель. Однако компания «Газпром добыча шельф» взяла обслуживание опасного участка на себя, а спецтехника поддерживает дорогу в рабочем состоянии, чистит заносы.

 

детали проекта Месторождение сможет отапливать пол-Европы

В настоящее время на шельфах добывается треть мировых запасов углеводородного сырья. Россия приступила к освоению шельфа своих морей еще в 1999 году с проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». За пять последних лет объем добычи газа вырос там в 10 раз. Теперь наступает очередь Западной Арктики. После дополнительной геологоразведки, проведенной в 2007 году, запасы Штокмановского месторождения выросли до 3,3 триллиона кубометров топлива. Таким образом, Штокмановский проект может обеспечить ежегодную добычу не 71 миллиарда топлива, как предусматривают три его фазы объемом 23,7 миллиарда кубометров газа в год каждая, а почти 100 миллиардов кубов. Таким количеством природного газа можно отапливать пол-Европы в течение 30–35 лет. Но четвертая фаза остается в резерве и заработает, в случае если рынок потребует больше, чем проектные 70–71 миллиард кубометров. А пока все инженерные и технологические решения готовятся именно под этот объем добычи.

Средняя глубина Баренцева моря в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения составляет 350 метров, а скважина для добычи газа будет пробурена под уровнем дна еще на два километра вниз. Таким образом, глубина скважины по вертикали составит 2400 метров – прецедентов добычи голубого топлива с таких глубин в Арктике пока нет. Расстояние от Штокмана до Териберки по прямой составляет 540 километров, но каждый трубопровод, проложенный по дну, из-за гидрогеологической специфики будет иметь свою трассировку, его длина может оказаться больше 540 километров.

Проект из-за его уникальности попросту невозможно обсчитать, поэтому точные затраты на шельфе пока не сформированы. Понятно почему: в Арктике ничего подобного Штокмановскому проекту не реализовывали. Только через два-три года после начала добычи топлива на ШГКМ можно говорить о конкретных цифрах и суммах. Впрочем, вице-президент компании «Штокман Девелопмент АГ» Кирилл Молодцов отметил, что «бюджет всех трех фаз Штокмановского проекта сопоставим с бюджетами некоторых европейских государств». На подводном пути газопровода не придется устанавливать компрессорные станции

Все участники мегапроекта стараются применять в работе только самые совершенные технологические решения, использовать самое совершенное оборудование. Все риски должны находиться не в желтой, а тем более не в красной зоне опасности, а в зеленой. Газовики обязаны обеспечить в районе добычи 100-процентную экологическую и промышленную безопасность.

риски

 

Экологи предупреждают о сейсмической опасности

Будущее месторождение «Газпром» намерен эксплуатировать не менее 50 лет, и прогиб дна за этот период, по мнению участников IV Международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом», проходившей осенью 2011 года в Мурманске, может достичь 25 метров. Вот почему экологическая безопасность проекта так же важна, как и промышленная.

Другой потенциальной опасностью для разработчиков может стать гигантское скопление ила, толщина которого на дне Баренцева моря достигает 50–60 метров. При любом подводном землетрясении, при малейшем колебании дна липкая масса весом миллионы тонн, сползая по наклонной поверхности, может разрушить трубопроводы и даже добычные комплексы размером с три футбольных поля. Вот почему огромное значение будет иметь системный сейсмический мониторинг. В 2011 году правительство РФ утвердило программу строительства сейсмо-звуковых комплексов в Арктике с финансированием в миллиарды рублей. Еще до начала добычи газа на Штокмане они разместятся на Шпицбергене, земле Франца-Иосифа, на самом Кольском полуострове и на Новой Земле.

Экологи опасаются и старого и заклятого врага всех моряков Севера – больших айсбергов. В прошлом году, например, на Новой Земле откололся гигантский ледник длиной свыше 4 километров. Такая махина способна прорезать по морскому дну борозды глубиной 4–5 метров, искалечить всю систему газопроводов. Вот почему вблизи Штокмановского месторождения необходимо производить и тщательный мониторинг дви жения айсбергов.

Заместитель директора Географической службы Российской академии наук Анатолий Виноградов на конференции выразил сомнение, что экологический мониторинг в Западной Арктике ведется на должном уровне. По мнению ученого, уровень промышленной безопасности пока не соответствует масштабам освоения Штокмановского ГКМ.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.