В каком городе мы живем?
Накануне выборов представители партий, претендующих на депутатские мандаты, размышляют о «петербургском духе»
Накануне выборов представители партий, претендующих на депутатские мандаты, размышляют о «петербургском духе»
Послезавтра состоятся выборы в Госдуму РФ и Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В рамках спецпроекта «НВ» политики, представляющие семь партий, которые идут на эти выборы, уже делились своими рецептами борьбы с коррупцией («НВ» от 17.11), взглядами на то, какой должна быть миграционная политика («НВ» от 26.11), предлагали методы решения транспортных проблем Петербурга («НВ» от 30.11). В ходе обсуждения этих вопросов партийцы, отозвавшись на нашу просьбу, пытались быть максимально конкретными и конструктивными. У кого как это получилось – судить вам (мы оставляли выступления без резюме и комментариев). Сегодня же мы коснемся такой, казалось бы, неполитической темы, как «петербургский дух». Цель этого опроса – попытка узнать, что за люди представляют партии на грядущих выборах.
«Наша страна доживет до своего понедельника»
Алексей Воронцов, КПРФ, профессор, доктор философских наук, лидер списка кандидатов в депутаты ЗС Петербурга:
– Последние два десятилетия отечественная культура подвергается серьезным испытаниям. Происходящее в нашем городе это наглядно подтверждает. Чиновники обращаются с Петербургом, как Тарас Бульба с сыном: я тебя породил, я тебя и убью (я тебя на свой лад выверну). Ловкие портные перешивают топонимику, а заодно – всю историю. По существу же в России происходит невиданная доселе культурная деградация: за первое десятилетие нового века утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, в Москве и Петербурге уничтожено несколько тысяч исторических зданий.
Культура, тем более духовность означают формирование петербуржца как носителя особого типа петербургской культуры, петербургской духовности. Человека, который, по Пушкину, «духовной жаждою томим», для которого культура – образ жизни, духовность – кантовское «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». То, что происходит, – всего лишь следствие. Причина – в государственной культурной политике, в существующей ныне рыночно-капиталистической системе, порождающей и постоянно воспроизводящей социально-культурные контрасты, нищету не только материальную, но и духовную, «новых бедных», люмпенизированную интеллигенцию. Свой разрушительный вклад вносят перманентное реформирование образования, оболванивающее молодых людей, телевидение, ставшее едва ли не основным проповедником насилия и аморальности. Те, кто сегодня правит бал, добились главного. Исчезла любовь к книге как к чуду. Человек вкусил «сладкую свободу нечитания», как говорит Евтушенко. Резко ограничены возможности нищающего населения посещать театры, выставки, клубы, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции по причине платности услуг. В стране формируется элитарная культура, доступ к которой имеют лишь наиболее обеспеченные.
Особенно чувствительный удар нынешний режим нанес русской культуре, русскому языку. Язык – голосовая оболочка времени. Возвращение к словарному запасу Эллочки-людоедки, к ненормативной лексике, внедрение в обиход блатного языка, языка криминального мира, кем-то сознательно раскручиваемого «олбанского языка» – все это следует квалифицировать как национальное преступление. В нашем замечательном городе русскость беспощадно вытесняется. Следы открытого, вызывающего или скрытого, замаскированного насилия повсюду. Достаточно пройти по Невскому проспекту и посмотреть на названия многих офисов, ресторанов, кафе и других увеселительных заведений. Почти не встретишь некогда привычных по студенческим годам чайных, блинных, пирожковых и даже столовых, пельменных. Появился новый, какой-то рыночный язык.
Сложившееся положение дел очень тревожит нас, коммунистов. Мы будем последовательно добиваться принятия законов «О русской культуре», «О защите русского языка», «О творческих союзах». Ситуацию еще не поздно исправить – для этого требуется лишь воля властей и целенаправленная политика наподобие той, которую мы наблюдали в советский период.
В конце 60-х годов века минувшего режиссер Станислав Ростоцкий снял фильм «Доживем до понедельника», посвященный сложным нравственным проблемам учительства и советской школы. Фильм оптимистичен и не оставляет у зрителя сомнений в позитивном решении этих проблем. Глубоко убежден: наша страна доживет до своего понедельника, когда наш город вернет себе былую славу культурной столицы, а возрождение отечественной культуры станет желанной реальностью.
«Этот город прогнал своего губернатора»
Оксана Дмитриева, «Справедливая Россия», депутат Госдумы РФ, второй номер списка кандидатов в депутаты ЗС Петербурга:
– Конечно, у петербуржцев есть особый менталитет! В Петербурге низка поддержка «Единой России». И еще Петербург – город, который смог прогнать своего губернатора.
«Современный петербуржец стал практичней и жестче»
Артур Пахомов, «Правое дело», лидер списка кандидатов в депутаты ЗС Петербурга:
– Петербург – город сравнительно молодой, но роль его в российской истории столь значительна и многогранна, что об этом можно говорить часами. С самого начала своего существования Санкт-Петербург был, как бы мы сейчас сказали, инновационным центром России. И это касается не только идей, но и их непосредственного претворения в жизнь.
Здесь зарождалась Российская империя, появлялись враждебные существующему политическому строю идеологии, вспыхивали и распространялись по всей стране революции. Петербургу выпали тяжелейшие испытания во время Первой мировой и Гражданской войн. Город выстоял в блокаду, а его жители стойкостью духа, несгибаемой волей к победе изумили и восхитили весь мир.
Современный петербуржец стал практичнее и жестче, но сохранил, по моему искреннему убеждению, свой особый, инновационный петербургский менталитет.
Я несколько лет работал в Москве и ощутил разницу в ментальности двух российских столиц. Москва – чрезвычайно динамичный город, москвичи успевают сделать за день раза в три больше, чем петербуржцы. Но мы более взвешенно и ответственно подходим к принимаемым решениям, чаще предлагаем новые идеи, не боимся идти непроторенными путями. И в этом есть и плюсы, и минусы. Мы призываем петербуржцев занять активную гражданскую позицию и сделать наш уникальный город безопасным и комфортным для нас и наших детей. Мы знаем, как это сделать, и поэтому идем на выборы в Законодательное собрание. Мы хотим разработать гармоничную и экономически целесообразную стратегию развития Петербурга и воплотить ее в жизнь. Хватит уже надеяться на власть и ждать подачек на точечные проекты: Петербург изначально строился по плану, а не рос хаотично. Наша задача – продолжить эту славную традицию, бережно сохранив исторический центр, и сделать родной город современным и по-европейски комфортным.
«С духовного возрождения Петербурга начнется возрождение России»
Елена Бабич, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Петербурга, кандидат в депутаты ЗС города:
– Петербуржцы и ленинградцы всегда отличались от жителей других городов России, ведь наш город изначально, по замыслу его создателя Петра Великого, строился как особенный город, непохожий на другие города России, а бытие, как известно, определяет сознание. Не случайно гости нашего города часто задают вопрос: «Как можно постоянно жить в городе-музее?»
У нас, петербуржцев, особая миссия – сохранение архитектурного, исторического облика города, а самое главное – сохранение его духа и особого петербургского стиля.
Мы первыми забили тревогу о падении культуры в нашем городе и обратились с запросом к губернатору, в котором указали, что Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России. Более трех веков в многонациональном и многоконфессиональном городе формировались культурные традиции, уклад жизни, менталитет жителей, выкристаллизовался уникальный петербургский стиль. В последние годы в наш город на работу или постоянное место жительство приезжают тысячи граждан России и зарубежья, следующие своим культурным и религиозным обычаям, входящим в жесткое противоречие с нашими нормами жизни. Это проявляется в элементах одежды, поведении в общественных местах, традициях отмечать национальные и религиозные праздники, что многими горожанами воспринимается как изменение духа Санкт-Петербурга, неприятие и неуважение традиций петербургской культуры. Действия, обусловленные незнанием неписаных норм поведения петербуржцев, приводят к межкультурному напряжению.
Мы предложили губернатору разработать свод правил поведения в нашем городе.
В результате решительных действий депутатов фракции ЛДПР принят закон «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге» и закон «О библиотечном деле в Санкт-Петербурге». 25 марта стало Днем работников культуры, 6 июня станет Днем русского языка. Для трудовых мигрантов выпускаются азбуки, позволяющие изучить культурные традиции нашего города.
Депутаты фракции ЛДПР делают все возможное, чтобы Санкт-Петербург оставался не только настоящей культурной столицей России, но и стал ее духовным центром, потому что уверены: с духовного возрождения Петербурга начнется возрождение России.
«Уродливые капиталистические веяния изменили нравственную основу личности»
Олег Корякин, «Патриоты России», лидер списка кандидатов в депутаты ЗС Петербурга:
– Я помню время, которое было еще совсем недавно, когда житель города Ленинграда воспринимался особо на всей территории Советского Союза, и, как правило, это было очень уважительное отношение, где само определение «ленинградец» несло только позитивный отклик. Ленинградец был человеком высококультурным, образованным, несущим особый потенциал. По моему убеждению, огромное влияние на негативные изменения в этой сфере оказала бездарная экономическая политика последних десятилетий, отказ от социалистического общества, движение в сторону криминального капитализма, что поставило всех горожан на грань элементарного выживания. А когда человек должен выбирать между куском хлеба и культурой, он, естественно, выбирает первое. Уродливые капиталистические веяния изменили нравственную основу личности. На второй план или даже на третий отошли вопросы получения глубокого образования, знаний в области культуры, искусства, литературы.
Политическая партия «Патриоты России» ратует за принципиальные изменения существующего строя. Ведь в условиях, когда действуют законы волчьего рынка, человек по отношению к человеку может быть только зверем – ибо это есть условие его выживания. Наша партия – за принципиальный отказ от либеральной капиталистической криминальной системы!
«Мы живем в пространстве «между небом и Невой»
Анастасия Мельникова, «Единая Россия», заслуженная артистка России, третий номер списка кандидатов в депутаты ЗС Петербурга:
– Не уверена, что могу точно ответить на вопрос, в чем заключается особый петербургский менталитет. И уж тем более, чем он отличает петербуржцев, например, от москвичей. Тем не менее я обратила внимание на то, что жители других городов безошибочно определяют, петербуржец стоит перед ними или нет. Что-то такое особенное есть у тех, кто родился в городе на Неве. Это видно по тому, как они себя ведут и разговаривают. Не случайно же про Петербург говорят, что это город, у которого есть душа. Мне кажется, все дело именно в одухотворенности петербуржцев. И это многих раздражает. Я как-то услышала реплику одной москвички, которая резко заметила, что петербуржцы – это люди, у которых вместо мозгов течет Нева. Мне было неприятно это слышать, потому что Нева – это наша душа. И она у нас в сердце. Мы живем в пространстве «между небом и Невой». Именно эта особенность связывает и объединяет нас с предыдущими поколениями. Особенно теми, кто родился и жил в Ленинграде. Даже в блокадные дни ленинградцы смогли сохранить в себе одухотворенность. Ни разу в течение этих тяжелейших для города дней не закрылась Филармония. Там звучала музыка, а люди находили в себе силы, чтобы прийти и послушать ее. Поэтому я не согласна с теми, кто говорит, что в Петербурге больше нет культуры, что петербуржцев больше ничто не объединяет, что каждый живет сам по себе, не гордясь тем, что он часть великого города. Так думают и говорят люди, которые сидят дома, не хотят ничего делать, не посещают музеи, театры и библиотеки. Я считаю, что наоборот – каждый петербуржец чувствует, что он – часть прекрасного, великого города. Поэтому я преклоняюсь перед теми, кто, работая сутками за маленькую зарплату, например, реставратором или учителем, делает все, чтобы сохранить для будущих поколений то, что создавалось в нашем Петербурге.
«Нужно защитить город от «новых вандалов» Максим Резник, «Яблоко», учитель истории, председатель петербургского «Яблока», кандидат в депутаты ЗС Петербурга:– Я счастлив тем, что мне довелось родиться в самом замечательном городе мира. Петербург ни на какой другой город не похож. Он неповторим. И я, и мои товарищи по партии будем всегда его защищать от «новых вандалов», которые ради барышей готовы его изуродовать.
Петербург – первый европейский город России, и это, безусловно, накладывает отпечаток на формирование особого петербургского менталитета. Наш город, с одной стороны, более продвинут, чем остальная Россия. А с другой стороны, он не такой «жирный», как Москва. Эти особенности, как мне кажется, делают петербуржцев более восприимчивыми к таким ценностям, как права и свободы человека, европейский путь развития России. К тем ценностям, за которые всегда выступала партия «Яблоко». Если говорить о наличии большого количества городских субкультур (молодежных, национальных, «фанатских», профессиональных и т. д.), то подобное многообразие можно только приветствовать. Не надо всех чесать под одну гребенку. Естественно, если в этих субкультурах нет агрессии по отношению к другим людям. Большое количество субкультур вполне естественно для современного мегаполиса. Однако это вовсе не отменяет наличия в Петербурге общей культурной идеи. Идея эта – сохранение неповторимой красоты нашего родного города, его защита от «новых вандалов». И она объединяет представителей разных возрастов, профессий, национальностей и субкультур.
Очень наглядно эту общую культурную идею петербуржцев продемонстрировала многолетняя и успешная борьба с «Охта-центром». За эту идею всегда выступала и будет выступать партия «Яблоко». По одной простой причине: мы любим Петербург. Очень. И не позволим его уродовать. Никому.