Хелен и ребята

Корреспондент «НВ» выяснила, как живут иностранные студенты в Петербурге и почему они едут учиться в Россию

 

Корреспондент «НВ» выяснила, как живут иностранные студенты в Петербурге и почему они едут учиться в Россию

 

«У нас разные понятия о чистоте»

Самое, пожалуй, тяжкое испытание для иностранцев после капризного питерского климата – спартанские условия в общежитиях. Они давно стали темой баек и анекдотов в студенческой среде, но избалованным высокими бытовыми стандартами европейцам плесень в ванной, заклеенная несколькими слоями скотча (чтобы избежать тактильного контакта), почему-то не кажется забавной. Правда, деликатные гости предпочитают называть обстановку в общежитии просто «неуютной». 

Хелен Мейер приехала в Петербург из Швейцарии по программе студенческого обмена изучать менеджмент. К особенностям российского общежития относится спокойно, даже с любопытством, как истинный исследователь. Хелен и другие такие же ребята живут в вузовском общежитии, но в отдельной квартире, за железной дверью. Россиянам вход туда воспрещен. На четырнадцать человек два туалета, кухня, восемь спален. В каждой – две кровати, стол, шкаф. Частенько случаются перебои с электричеством и горячей водой. Гостей водить нельзя. За все про все каждый жилец платит 150 евро в месяц (русские студенты платят за общежитие 300 рублей).

– Не могу сказать, что у нас грязно, – делится впечатлениями Хелен. – Ежедневно приходит уборщица. Но, видимо, у нас с ней разные понятия о чистоте. 

…Иван Семиколенов выиграл от петербургского вуза грант на обучение в магистратуре в университете норвежской провинции Нурланд. Получал ежемесячно стипендию в 8 тысяч крон – около 40 тысяч рублей. Половину приходилось отдавать за жилье.

– Главная особенность местного общежития в том, что у всех есть личное пространство, – вспоминает Иван. – Здесь каждый живет в отдельной комнате – это правило. Подселить кого-то могут, но только с твоего согласия. Ситуация, что кому-то не хватило места, невозможна – об этом университет заботится заранее. За хозяйство отвечает управляющая компания, которая работает круглосуточно. Если перегорела лампочка, сломался кран или потерялся ключ от комнаты, можно позвонить в любое время, и мастер решит проблему.

Правда, у такого завидного порядка есть и обратная сторона. За нарушения тишины даже нежно любящий вас сосед, не задумываясь, вызовет полицию, которая сделает предупреждение. После трех предупреждений из общежития выгоняют.

Работа-работа, перейди на Федота

Учиться и трудиться одновременно – такую схему сегодня выбирают больше половины петербургских студентов дневного отделения. В этой ситуации их зарубежным товарищам приходится уповать только на маму с папой. Согласно миграционному законодательству России, иностранные студенты могут работать только во время каникул, а также в свободное от учебы время при вузе (например, лаборантом или ассистентом преподавателя). Это требование значится в списке общих правил пребывания иностранных граждан на территории РФ, с которым приезжих студентов знакомят, что называется, под расписку. 

– Не знаю, как справляются те, кому родственники не помогают, – недоумевает Пунтарика Чайакуп, магистрант одного из петербургских университетов, приехавшая из Таиланда. – Полученный мною грант покрывает расходы на обучение, а стипендия стандартная – 1000 рублей в месяц. Живу исключительно за счет родителей.

Конечно, можно подрабатывать неофициально – работодателей, готовых на это пойти, хватает. Однако за нарушение миграционной политики грозит административное наказание в виде штрафа, а то и вовсе депортация. 

При этом, например, в Норвегии приезжие студенты имеют право работать вне кампуса 20 часов в неделю во время учебы, а во время каникул – полноценную рабочую неделю. Этим правом они активно пользуются, подрабатывая в основном официантами, экскурсоводами, уборщиками и продавцами-консультантами. Минимальная ставка – 130 крон в час, то есть за месяц можно заработать больше 10 тысяч крон (около 

50 тысяч рублей). Правда, с учетом норвежских цен этих денег хватит разве что на еду. 

Учимся вместе, отдыхаем врозь

Зулиха Зарраб родом из Марокко. Русские слова произносит с характерной восходящей интонацией, чуть растягивая гласные. За три года учебы в Петербургской педиатрической академии на великом и могучем научилась изъясняться почти свободно, только иногда спотыкается на ударениях. На мою просьбу встретиться и рассказать о своем студенческом опыте откликнулась с неожиданным энтузиазмом: как оказалось, друзей у девушки в Петербурге совсем немного, а свободное время она проводит в основном за учебниками.

– Дело не в том, что русские студенты не хотят общаться, – говорит Зулиха. – Вроде все настроены дружелюбно, но почему-то сближения не получается. В общежитии одни иностранцы, я, например, делю комнату с девочкой из Кореи. С русскими однокурсниками пересекаемся только на лекциях, потом у всех свои дела. 

В этом отношении нашим студентам за границей проще – в европейских и американских вузах для иностранцев регулярно организуют студенческие вечеринки, поездки и экскурсии. Этим, как правило, занимается так называемый международный офис. 

– Не помню, чтобы хоть одни выходные я просидела безвылазно в комнате, – рассказывает Наталья Долгопрудная, студентка университета Северной Айовы. – Постоянно что-то происходило: то бейсбольный матч, то поездка в Чикаго, а однажды с лекцией приезжал сам далай-лама. 

В Штатах университеты организуют для приезжих обязательные ознакомительные мероприятия, которые длятся неделю. За это время иностранцев знакомят со всеми аспектами университетской жизни – от правил пользования библиотекой до особенностей местной кухни. Помогают также открыть банковский счет, сделать нужные прививки, а при необходимости покажут и дорогу к ближайшему продуктовому магазину. Правда, услуга платная – около ста долларов. Но зато решаются мелкие и не очень бытовые вопросы, на улаживание которых у иностранцев в России порой уходит куча времени. Не говоря о нервах.

На вопрос, зачем они к нам едут, иностранные студенты называют целый перечень причин. Престижность российского диплома этот список не возглавляет. В основном гостей привлекает относительно доступная (по сравнению с Европой и Америкой) стоимость образования и проживания, а также интерес к русскому языку и культуре.

– В Таиланде о России мало знают, – рассказывает Аман Ваттанаватин, студент филологического факультета СПбГУ. – Но мне всегда была интересна эта страна, поэтому я решил изучать русский. Сейчас пишу диплом, сравниваю русские и тайские глаголы. По окончании собираюсь вернуться домой и преподавать.

Министерство образования и науки разработало концепцию экспорта образовательных услуг РФ на период 2011–2020 годов, главная задача которой – создать условия для повышения конкурентоспособности российского образования. Однако пока наша доля в мировом образовательном пироге составляет чуть более двух процентов – таковы показатели России в международном рейтинге. 

– Качество нашего образования уже с трудом конкурирует не только с американскими или европейскими вузами, но и с престижными университетами Китая, – на условиях анонимности сообщил «НВ» бывший сотрудник одного из петербургских вузов, занимавшийся привлечением иностранных студентов. 

 

 

 

прямая речь

Сунь Янь, Китай:

– Больше всего меня поражают русские девушки. Во-первых, большинство из них курят. У нас тоже, но не в таком количестве. Причем нормальным считается делать это на глазах преподавателя, что, на мой взгляд, неприемлемо. К тому же среди студенток много беременных, только на моем отделении таких уже трое. Для Китая это просто феномен! Еще непривычно, что нет полноценного обеденного перерыва. Самая длинная перемена – 20 минут. Тут не то что поесть – до аудитории добежать не всегда успеваешь!

Мохиндер Суреш, Индия:

– Удивительно, насколько в России развито списывание! Иногда кажется, что мои однокурсники вообще думают не о том, как выучить предмет, а лишь о том, как бы поудачнее списать. В Индии это, мягко говоря, не приветствуется. Если уж жульничаешь – никому не говори, а то на тебя станут косо смотреть. А тут самый распространенный вопрос в разгар сессии: «Шпоры есть?!» Раньше не знал, что такое «шпаргалка», а теперь, кажется, могу написать целое пособие. 

Диего Перейра, Бразилия:

– Если честно, раздражает расслабленное отношение студентов к учебе. Я не могу позволить себе пропустить лекцию просто потому, что мне лень сидеть полтора часа и слушать, когда на улице хорошая погода. Это неуважение к труду преподавателя. Но, похоже, я один так думаю. Мои сокурсники прогуливают почти каждый день, да еще и просят врать, что они болеют. Я предпочитаю вообще ничего не говорить. Обманывать не хочу, но и подставлять друзей нехорошо.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.