Слава!
Фантастическая игра Вячеслава Малафеева в историческом для «Зенита» матче в Порту не только вывела нашу команду в число сильнейших на континенте, но и подвела черту под потрясающим по своему драматизму сезоном и годом жизни питерского голкипера
Фантастическая игра Вячеслава Малафеева в историческом для «Зенита» матче в Порту не только вывела нашу команду в число сильнейших на континенте, но и подвела черту под потрясающим по своему драматизму сезоном и годом жизни питерского голкипера
Расхожая футбольная истина гласит, что вратари матчи не выигрывают. А то, что голкиперы иногда все же забивают голы соперникам, скорее исключение, подтверждающее правило. И все же очень часто именно вратари становятся последним и самым убедительным аргументом в пользу одной из команд. А то, что и один в поле воин, в Порту доказал Вячеслав Малафеев, практически в одиночку вытащивший «Зенит» в плей-офф Лиги чемпионов – впервые в истории петербургского клуба.
Вчера в редакцию «НВ» звонили взволнованные читатели с просьбой передать вратарю свое восхищение и благодарность. Одна из моих собеседниц сказала о матче, может, немного высокопарно, но очень точно: «Это был великий концерт одного солиста». Сам же Вячеслав после игры признался, что никому бы не пожелал такого сезона. И это не было лукавством или кокетством, несмотря на фантастическую статистику вратаря – 17 сухих матчей из 31, сыгранного в чемпионате России, 4 официальных матча, и опять-таки сухих, за сборную России, а также три последние из шести игр Лиги чемпионов без голов в ворота «Зенита». И все же – «никому не пожелаю такого сезона»…
…В тот промозглый мартовский день я приехала на Смоленское кладбище не как журналист. Хотелось проводить в последний путь женщину, которую знала и с которой, так уже получилось, гораздо чаще общалась, чем с ее знаменитым мужем. Приехала в небольшом раздражении, начитавшись статей охочих до слухов коллег, второй день обсуждавших якобы ставшую им известной новость о том, что Вячеслав Малафеев решил завершить свою карьеру и посвятить все свое время оставшимся без матери дочери и сыну. Завтра «Зенит» встречается на «Петровском» с «Анжи», но все уверены, что в воротах сыграет не Малафеев.
Долгое прощание подавляло. В глазах стояли охапки желтых тюльпанов, которые так любила Марина Малафеева. Я подняла голову и увидела Славу и вдруг как-то даже не подумала – ощутила: завтра против «Анжи» сыграет именно он. Несмотря ни на что. Вопреки.
Он не просто вернулся на поле, он в каждом матче доказывал любителям позлословить, что к 32 годам вовсе не достиг потолка в игровой карьере. Казалось, его вратарский талант именно сейчас начал раскрываться в полную силу, да и психологически Слава стал куда более устойчив. Невероятная уверенность в себе, какие-то железобетонные нервы дали осечку лишь однажды за весь долгий сезон, когда в московском матче с «Локомотивом» питерский «Зенит» за 45 минут пропустил четыре гола.
Вот только причина того мимолетного срыва не в тяжелом графике игр, не в выматывающих тренировках. Судьба продолжала испытывать Славу на прочность. В конце августа вратарь сборной России и ЦСКА Игорь Акинфеев, чье место в воротах национальной команды казалось незыблемым, получил тяжелейшую травму. Единственным, кто мог достойно заменить Игоря в важнейших матчах отборочного раунда чемпионата Европы – 2012, безоговорочно был Вячеслав Малафеев. В этом не сомневались ни питерские болельщики, ни наставник сборной Дик Адвокаат. В этом сомневался один московский телекомментатор, который позволил себе (пусть и в результате технического прокола) на всю страну высказать, что он думает о вратаре «Зенита» и его погибшей жене. Скандал мог разгореться нешуточный, но Слава и здесь проявил поразительную выдержку. Правда, с тех пор старается не давать интервью журналистам телеканала, где до сих пор работает комментатор-хам.
Обидчику Слава ответил как настоящий футболист. На поле. Отстояв четыре важных для сборной России матча на ноль (!), благодаря чему россияне получили путевку на Евро-2012.
– Он нас спас и выдал невероятный матч, – это сказано защитником «Зенита» Николасом Ломбертсом уже о другом матче, последнем и самом важном в этом году для петербургской команды.
В Порту у «Зенита» не получалось практически ничего. Сухая статистика свидетельствует – питерцы не нанесли ни одного удара в створ ворот. Нападающие «Порту» расстреливали Малафеева из разных позиций 9 (!) раз. Около пяти ударов могли бы стать голами, если бы не фантастическая игра вратаря «Зенита».
– Мы создали уйму моментов, но удача от нас отвернулась, – говорил раздосадованный полузащитник «Порту» Николас Отаменди.
– На мой взгляд, это не чудо, – подводил итог матча Лучано Спаллетти, лишний раз подчеркивая, что игра вратаря его команды – вовсе причуда футбольной Фортуны.
Обсуждая со мной матч с «Порту», коллега, восторгаясь Малафеевым, заметил: если бы в Голливуде снимали фильм о нашем вратаре, он закончился бы тем, что «Зенит» вместе со Славой выигрывает Лигу чемпионов, а сборная России – чемпионат Европы. Но жизнь часто куда фантастичнее киносценариев. Особенно у тех, кто никогда не сдается.
прямая речь
Вячеслав Малафеев, вратарь «Зенита» и сборной России:
– Матч был очень сложным. Уже на 10-й минуте почувствовал некоторую усталость и понял, что и дальше придется много и часто вступать в игру. По большому счету, соперник доминировал на поле, а мы все силы отдавали обороне. Но при этом защищались достаточно четко. Да, может, «Зенит» выдал не самый лучший матч в Лиге чемпионов, но нужный результат достигнут, а каким способом – второстепенно. Сложно описать, что я сейчас чувствую. Сумасшедшей радости нет, есть приятное ощущение от того, что мы сделали свое дело. И еще есть огромная усталость. Я очень устал от этого года: устал от давления, устал от всего. Может быть, я сейчас скажу странную вещь, но я никому не пожелаю такого сезона.