Власть шаговой доступности

Реформа местного самоуправления, навязанная сверху и проведенная всего пару лет назад, показала свою полную несостоятельность

 

Реформа местного самоуправления, навязанная сверху и проведенная всего пару лет назад, показала свою полную несостоятельность

 

В российском анклаве законодательная новация привела только к росту чиновничьего аппарата.

– Мы говорили об этом всегда, – говорит депутат Балтийского городского совета кандидат юридических наук Юрий Губин, – прежде чем экспериментировать на людях, попробуйте на животных. С самого начала было понятно: чтобы сделать власть доступной, надо ее снабдить вполне конкретными полномочиями и деньгами. Однако представители партии власти так радовались новым вакансиям, что на такие мелочи не обращали никакого внимания. В результате власть стала в шаговой доступности, но перестала быть властью, поскольку за каждой копейкой все равно нужно обращаться наверх. 

Однако в результате единодушного «одобрям-с» в 2009 году небольшая Калининградская область, и без того изолированная от остального государства, размежевалась на 90 новых самостийных территорий. 

– Самое страшное, что первый уровень властей оказался независимым от второго, – посетовал активист общественной организации «Наш край» Сергей Митрофанов. – Нарушена система должностной субординации. Глава города не подчиняется главе района. Каждый из них – отдельный князек в своей вотчине и может творить что хочет. То есть для Калининградского региона стала типичной такая ситуация: рядовой житель приходил решать свои проблемы, а его чиновники одной управы отфутболивали в другую, оттуда обратно. В результате проблему протекшего крана или крыши может решить только губернатор или как минимум областной министр. 

В самой губернатории такому режиму «ручного управления» оказались также не рады. Глава Калининградской области Николай Цуканов не однажды заявлял о необходимости возврата к прошлой системе местного управления, призывал территории активнее проводить референдумы по реставрации прежней системы власти. Однако особенности любого плебисцита по данному поводу имеют свой юридический казус. Жители каждого получившего независимость поселения теперь должны голосовать самостоятельно, и даже если в одном из самых малых сел не зафиксируется подавляющая поддержка поставленного вопроса, референдум будет считаться несостоявшимся. 

– За два года у проведенной реформы появились и свои сторонники, – констатирует Юрий Губин. – Во-первых, это расплодившиеся чиновники, которые, разумеется, не склонны к громким демаршам, но тем не менее задействуют свой ресурс, чтобы не допустить возврата к старой вертикали. Это же для них потеря теплых рабочих мест. Какой бы ни был заброшенный поселок, а зарплата будет все равно. Это социальная статья. Во-вторых, в ряде поселений против возврата к старой системе само население. Потому что появились толковые управленцы, которым народ доверяет и которые на фоне системного кризиса в других городах начали наводить порядок. Но таких – единицы, и их бюджеты не являются экономически устойчивыми системами, они точно так же напрямую зависят от дотаций.

Глава исполнительной власти Балтийского района Татьяна Бондарчук еще зимой предложила оптимальный выход из непростого положения для заведомо несогласных.

– Основной затратной местной статьей является содержание чиновников Балтийска и Балтийского района, – сообщила «НВ» Татьяна Бондарчук. – Мы в начале года вышли с предложением об объединении функций первого и второго уровня, с соответствующим сокращением администраций. Нас поддержали жители, подписавшие подобное обращение во все инстанции. За три дня более трех тысяч балтийцев поставили свои подписи под таким письмом. Однако против выступило депутатское большинство Балтийска, посчитав, что тогда городской совет станет формальным органом. Поэтому в одном здании у нас по-прежнему две администрации, и порой действительно неискушенный в законодательстве посетитель не знает, кому задавать вопросы и с кого спрашивать. А жаль, ведь уже в этом году на оптимизации аппарата могли бы сэкономить порядка 15 миллионов рублей. Деньги совершенно нелишние для нашего дотационного бюджета, однако амбиции некоторых товарищей мешают совершить вполне разумный и ожидаемый шаг.

Тем не менее процесс реставрации прежней системы местной власти под настойчивым напором губернатора Николая Цуканова все-таки сдвинулся с мертвой точки. В минувшее воскресенье сразу в двух муниципальных районах на востоке области состоялись референдумы по актуальному для жителей вопросу. И если в Гусевском муниципалитете, откуда родом Николай Цуканов, было заранее ясно, что все пройдет по губернаторскому плану, то в Черняховске, как и ожидалось, несколько чиновников на местах сделали все, чтобы сорвать мероприятие, не допустив необходимой явки.

– По последним данным, в двух поселениях – в самом Черняховске и Свободнинском – необходимая для референдума 50-процентная явка была достигнута, – сообщила «НВ» редактор местной газеты Елена Зубчевская. – А вот в Калужском и Каменском этого не произошло, хотя пришедшие абсолютным большинством поддержали воссоединение, однако необходимого для легитимности кворума не было. То есть, по сути, на сегодняшний день результаты референдума заморожены. Надо будет районным властям еще раз пытаться провести в этих населенных пунктах голосование.

Во сколько обойдется обратный переход к старой и хорошо зарекомендовавшей себя системе управления на местах, сегодня никто и предположить не решается. 

– Может, хотя бы законодатели нынешнего созыва, прежде чем принимать знаковые правовые акты, научатся предполагать последствия этих шагов, – надеется Юрий Губин. – Миллионы выброшены на реформу, и еще столько же придется выбросить на антиреформу. При этом жизнь простых граждан от таких маневров лучше наверняка не станет.

прямая речь

Сергей Ковальчук, политолог:

– Самой большой проблемой сегодня является даже не раздутый штат чиновников, а обилие неграмотных специалистов среди этой гвардии. На самом деле где взять-то компетентных? Ладно бы сидели и ничего не делали в своих поселениях, а то ведь принимают эпохальные решения. То требуют от Москвы не забирать у них федеральные налоги, то приватизируют участки дороги. В общем, если покопаться в списке абсурдных чиновничьих порывов, то только по янтарному краю можно составить энциклопедию одной из русских бед. Сегодня отсутствует система массового повышения квалификации чиновников на местах. И это скоро станет нашей самой главной проблемой.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.