«Надеюсь на золото в Лондоне»
Легендарный пловец Владимир Сальников рассказал «НВ» о перспективах нашей сборной на Олимпиаде-2012 и проблемах развития плавания в России
Легендарный пловец Владимир Сальников рассказал «НВ» о перспективах нашей сборной на Олимпиаде-2012 и проблемах развития плавания в России
Прошедший в середине декабря в Петербурге турнир «Кубок Сальникова» стал последним в соревновательном календаре нынешнего года для российских пловцов. Порадовав любителей плавания северной столицы, спортсмены ушли в отпуск, который, впрочем, долгим не будет. Впереди самые важные состязания для представителей летних видов спорта – Олимпиада в Лондоне, до которой остается не так уж много времени. Из Пекина наша сборная по плаванию привезла всего четыре медали – две бронзы, серебро и золото, так что неудивительно, что сам Владимир Сальников, четырехкратный олимпийский чемпион, ныне возглавляющий Всероссийскую федерацию плавания, уверен – в Лондоне россияне способны превзойти результаты предыдущих летних Игр. Откуда такая уверенность, легендарный пловец рассказал «НВ».
– Владимир Валерьевич, до Олимпиады остается немного времени. Как идет подготовка к Играм?
– Все идет по плану. Программа подготовки определена, календарь соревнований и система отбора известны. В ближайшее время мы приступим к тестированию различных плавательных костюмов, в которых, возможно, будем выступать в Лондоне. Апрельский чемпионат России определит поименно состав олимпийской команды. Сейчас у нас есть 26–30 человек – уже практически готовый костяк сборной. Заключительный тренировочный сбор мы проведем в Англии за десять дней до начала Игр.
– Игры-2012 ждете с оптимизмом?
– Со сдержанным. Российские пловцы не так часто занимают места в верхних строчках мировых рейтингов, но им вполне по силам выигрывать медали Олимпиады, в том числе и золотые. Важно настраиваться на самый высокий результат.
– На какие награды могут рассчитывать российские пловцы?
– Очень надеюсь на золотые медали. Убежден, что каждый, кто собирается попасть в финал Олимпиады, вправе претендовать на пьедестал, ведь конкуренция в составе будет очень высокая. Но заранее определять кого-то в победители я не собираюсь. Мы все делаем для того, чтобы в Лондоне выступить лучше, чем в Пекине.
– А внутри нашей сборной уже есть конкуренция?
– Нельзя решить это за пару лет, по взмаху волшебной палочки. Необходима очень мощная инфраструктура, конкуренция между детскими спортивными школами, регионами, клубами. Пока же отдельные блоки общей системы подготовки пловцов в России отсутствуют. Нужна длительная скрупулезная работа. Мы ее ведем, и надеюсь, сборная будет пополняться хорошими спортсменами. Одна из программ, которую мы с успехом проводим уже второй год, – «Стану чемпионом!». Это сбор 12–14-летних пловцов, на котором спортсмены получают возможность тренироваться, а наставники – проводить селекцию. Программа дает результат. Многие дети, выступавшие в турецком Трабзоне на юношеском фестивале плавания, как раз плоды этой системы.
– Сегодняшний приоритет – Олимпиада. Другие старты сезона расцениваются сквозь призму подготовки к ней?
– Если человек поднимается на высшую ступень пьедестала почета, слышит гимн своей страны – это тоже победа. Демонстрация, что мы сильнее. Поэтому если мы ограничимся только подсчетом олимпийских медалей, давайте сократим все чемпионаты, доведем их до двух-трех дистанций, где у нас будут выступать полтора человека. У каждого, конечно, мечта выиграть олимпийскую медаль, но зачем умалять важность других турниров?!
– Спортсмены, уезжавшие тренироваться за рубеж, отмечали рост своих результатов и улучшение психологического состояния. Может, лидеров сборной тоже отправить за границу?
– Практика совместных тренировок с ведущими спортсменами общеизвестна и всегда применяется. Во времена сборной СССР мы могли проводить двухнедельные сборы в США, где тренировались вместе с чемпионами мира. Это мобилизация – пересмотр своих возможностей. Когда ты видишь, что многократный олимпийский чемпион – обычный человек, который просто тренируется немножко по-другому, начинаешь спрашивать себя: «Все ли я сделал для того, чтобы хотя бы приблизиться к его уровню?» Это абсолютно нормальная практика, она дает положительный опыт. Если спортсмен действительно выдерживает нагрузки, с которыми работают его соперники, это добавляет вистов в его копилку.
– Пловцам полезно менять обстановку?
– Плавание – монотонный вид спорта. Сидеть на одном месте весьма тяжело. Особенно когда ты по шесть-восемь часов в бассейне. Перемена мест может сработать на повышение функциональной подготовки, помочь адекватному психологическому восприятию окружающей действительности.
– Недавние лидеры сборной России – Слуднов, Вятчанин, Фалько, Прилуков – сейчас отошли в тень. Какова их судьба?
– Юрий Прилуков закончил свою карьеру. Проводит турниры, выступает организатором. Вносит серьезный вклад в развитие плавания. Остальных никто со счетов не сбрасывает. Двери в сборную открыты. Есть принципы ее формирования, они абсолютно прозрачны и всем понятны. Кто выполняет нормативы чемпионатов мира и Европы, вполне может попасть в команду.
– На чемпионате Европы на короткой воде в Щецине мы собрали больше всех медалей. Но по золотым оказались только на 5-м месте. Почему?
– Те люди, которые могли бы их выиграть, отсутствовали. К примеру, Ефимова и Донец. Юлия не попала из-за проблем с визой, Станислав из-за операции. Если бы они выступали, могли бы принести еще шесть медалей в общую копилку.
– Завершился очередной Кубок Сальникова. Как он вам на этот раз?
– Когда обсуждалось проведение турнира, у меня были сомнения. Но удалось собрать команду специалистов высокого класса, они работали каждый на своем участке: судейский корпус, техническое обслуживание, вопросы транспорта. Получилось все организовать на весьма высоком уровне. Что касается результатов, то они растут. Поднимается престиж, увеличивается ответственность. Положительная динамика меня радует. Количество зрителей тоже растет, и вот теперь начинает меня пугать – заставляет думать, где мы будем их размещать в следующем году. Кое-какие задумки есть. Можно, например, увеличить программу и довести ее до уровня чемпионата мира на короткой воде. Но тогда надо расширять рамки турнира, увеличивать призовой фонд.
– А как вообще возникла идея турнира?
– Когда открывали спорткомплекс на улице Хлопина, возникла мысль, почему бы здесь не организовать турнир. Единственным противником был я сам. Подарок в виде коробочки с ленточкой и надписью «Кубок Сальникова» мне был не нужен. Поэтому пока я не понял, смогу ли сам решить определенные организационные вопросы, я тянул с ответом. Но в итоге все сложилось удачно, и я благодарен всем, кто к этому был причастен. Сегодня этот турнир – один из самых престижных в стране.
– Мировых рекордов мы в этом году не дождались. Что будет с главным призом?
– Мы отошли от вручения мотоцикла в качестве приза за мировой рекорд, перешли к более близкому к воде варианту – гидроциклу. Те, кто нам предоставил этот замечательный аппарат, готовы выставить его в качестве приза и на следующий год. Не случилось в этом, значит, будем ждать рекорд в следующем году.