Как пройти на стадион
Попасть на «Газпром-Арену» болельщики смогут на автобусах-челноках или на своих двоих
Попасть на «Газпром-Арену» болельщики смогут на автобусах-челноках или на своих двоих
До открытия футбольной арены на Крестовском острове, судя по мучениям проектировщиков, которые никак не могут довести до ума раздвижную крышу, еще далеко, но уже подготовлена схема транспортного обслуживания стадиона.
Комитет по транспорту разработал три маршрута, по которым автобусы-челноки будут забирать болельщиков от станций метро «Василеостровская», «Петроградская» и «Чкаловская» и отвозить их на разворотное кольцо на Крестовском проспекте. Но есть опасение, что с оперативным (в течение часа-полутора) развозом 60 тысяч человек автобусы не справятся. Во-первых, для этого необходимо вывести на футбольную линию сотни машин, в то время как ни один официальный перевозчик Смольного не имеет в резерве и десятка исправных автобусов. Во-вторых, пропускная способность двух автомобильных мостов, ведущих на Крестовский остров, невелика, в дни матчей на подходах к ним образуются большие пробки, а значит, о быстром способе доставки болельщиков придется забыть. Что же делать?
Специалисты транспортной отрасли, например заместитель генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Елена Ногова, сожалеют о том, что в 2007 году на Крестовском острове демонтировали трамвайные линии, хотя строительство «Газпром-Арены» уже началось.
– В советские времена с доставкой даже 100 тысяч болельщиков на стадион имени Кирова легко, за час, справлялись трамваи, – вспоминает Елена Георгиевна. – На «Василеостровской» и «Петроградской» за пару часов до игры скапливались не два-три трамвая, а целые поезда с пометкой «на футбол», которые отчаливали от станций метро сразу после загрузки, через каждые две-три минуты. Город мог себе позволить снять с маршрутов сотни машин, поскольку матчи проводились не в часы пик, а трамваев было много. В 1980-е годы суммарный трамвайный городской парк превышал 2500 вагонов (сейчас лишь 700 вагонов), каждый вагон мог вместить 200 человек – в два раза больше большого автобуса. Даже на 100-тысячный аншлаг требовалось не более 500 вагонов, но ведь ходили еще и специальные футбольные автобусы от «Петроградской».
Болельщики «Зенита» со стажем вспоминают, что в ту пору в Ленинграде существовала развитая и продуманная трамвайная инфраструктура: две конечные станции в ЦПКиО и Приморском парке Победы, вспомогательные разворотные кольца на Барочной и Пионерской улицах и целый трампарк № 6 имени Скороходова на Петроградской стороне. А сама рельсовая сеть была столь развита, что после футбола на трамвае с одной пересадкой можно было доехать с Крестовского острова хоть на Гражданку, хоть в Сосновую Поляну.
Новые времена диктуют новые ценности. Трампарки в центре города Смольный при губернаторе Матвиенко отдал на откуп бизнес-центрам и девелоперам, а рельсы на Крестовском демонтировали, чтобы шум не мешал живущим здесь состоятельным людям. Повторюсь: полотно демонтировали уже после того, как Кисё Курокава выиграл международный архитектурный конкурс на строительство нового стадиона на Крестовском острове.
Но хватит о былом. Итак, городской комитет по транспорту обещает поставить на линии в дни матчей до 50 автобусов вместимостью 150 пассажиров каждый. Таким образом, единовременная загрузка всех машин составит 7,5 тысячи человек. Негусто, даже если каждая «гармошка» сможет сделать за час три-четыре ходки туда-сюда. Но в нынешнем городском трафике это сделать невозможно, будь ты даже Шумахером. Вы попробуйте сегодня добраться от «Василеостровской» до будущего стадиона за 10 минут даже в 10 часов вечера – не получится. А ведь эта станция метро – один из трех будущих сборочных автобусных пунктов. Правда, по заказу транспортного комитета специалисты НИПИ ТРТИ ведут предпроектные разработки по организации линии легкого метро от «Старой Деревни» через Крестовский остров до «Приморской». Однако напомним, что разговоры о таком транспорте Смольный ведет еще с 2001 года, со времен губернатора Яковлева, а 20-километровую надземную линию, которая соединит китайскую «Балтийскую жемчужину» с Фрунзенским районом, губернатор Матвиенко когда-то пообещала ввести в эксплуатацию в 2010 году.
Словом, болельщикам не на колесах для гарантированного попадания на стадион придется рассчитывать на два вида транспорта – метро и собственные ноги. И запастись терпением, поскольку идти на футбол даже от ближайшей станции метро – «Крестовский остров» достаточно долго – полчаса. Пеший маршрут от станции «Старая Деревня» до стадиона займет минут 40–50, от «Чкаловской» – более часа. Но уж лучше идти, чем «с комфортом» стоять в пробке на личном автомобиле без всяких гарантий, что сумеешь заехать на Крестовский остров хоть через Лазаревский, хоть через Большой Крестовский мосты.
– Поездка на матч на личном автомобиле станет серьезной проблемой, – соглашается заместитель генерального директора ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» по проектированию Владимир Павлов. – Заторы могут начаться на подъездах к Крестовскому острову, снять и предупредить их способны только дорожные инспекторы. В дни матчей они попросту не должны пускать на территорию острова автомобили без сезонных парковочных пропусков на футбол на лобовом стекле. Но есть ли смысл обязательно ехать на матч на автомобиле, когда есть метро и автобусы? Насколько я знаю, на Крестовском острове создается автобусное кольцо.
Между тем по рекомендациям Международной федерации футбола (ФИФА), предъявляемым к аренам класса «элит» вместимостью 68 тысяч человек (именно столько будет вмещать «Газпром-Арена»), в непосредственной близости от арены должны быть оборудованы плоскостные автостоянки, рассчитанные на 1,5–1,7 тысячи мест и 400 больших автобусов. Кроме того, на расстоянии не далее чем полтора километра от арены должны располагаться парковки на 15 тысяч машиномест. Где найти столько свободного места в Приморском парке Победы?
– Никакой вырубки деревьев или намыва территории под парковку не будет! – уверяет «НВ» заместитель генерального директора ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» Владимир Павлов. – Парковочная проблема решается в два этапа. На первом, который завершится весной 2012 года, мы спроектируем зону контроля доступа, где разместятся двухуровневый паркинг и вся система пропуска болельщиков, включая КПП для автомобилистов. По рекомендации ФИФА в так называемой примыкающей зоне, в непосредственной близости от границ насыпного холма, должна функционировать плоскостная стоянка на 1659 машиномест. На Крестовском острове это реально сделать, соорудив двухуровневую парковку на участке между островной кольцевой дорогой и стадионом, который находится на развилке между Северной и Южной дорогами, а также местной КАД. А дальней парковкой для 15 тысяч автомобилей может стать 7-этажный паркинг, который разместится слева на подходах к арене. Это место, кстати, зарезервировано проектом планировки территории задолго до идеи реконструкции стадиона имени С.М. Кирова.
К сожалению, абонементы на ближнюю парковку вместимостью 1659 машиномест рядовым болельщикам вряд ли достанутся: их распределят между «серебряными», «золотыми» и другими категориями VIP-посетителей, а также отдадут официальным делегациям и чиновникам. А вот идея 7-этажного паркинга вместимостью 15 тысяч мест в километре от главного входа может и провалиться – оказаться убыточной. Многоуровневые паркинги – удовольствие очень дорогое, они заполняются в Питере на 20–25 процентов. Но если владелец места в таком дорогом гараже пользуется им каждый день, то болельщик «Зенита» нуждается в услугах паркинга всего два-три раза в месяц, в дни домашних матчей. Вряд ли найдется много желающих купить такой обременительный автомобильный абонемент.
Впрочем, заказчик – комитет по строительству Смольного – вряд ли интересуется рентабельностью будущего многоэтажного паркинга на Крестовском. Главное для города – выполнить парковочные требования ФИФА к стадионам, претендующим на проведение одного из полуфиналов чемпионата мира по футболу. Все мы надеемся, что Петербург в 2018 году получит право на такой важнейший матч.
Сергей Тачаев
тем временем… «Зенит» посадит в Удельном парке ели
Футбольный клуб «Зенит» начинает строительство двух футбольных полей на своей базе в Удельном парке. Для этих целей в ближайшие дни начнется вырубка части деревьев на территории базы, что, безусловно, вызовет беспокойство у горожан, переживающих за судьбу знаменитого парка. Но насколько это беспокойство обосновано?
На самом деле футбольная база, как многие знают, находится вне границ парка. Эти границы (точнее, границы ЗНОП: зеленых насаждений общего пользования – парков и скверов) прописаны в специальном городском законе. В комитете по благоустройству «НВ» заверили, что с 2010 года, когда был принят этот закон, территории ЗНОП в городе не уменьшились ни на метр, в том числе и в Удельном парке, и «поступаться принципами» в этом вопросе город не намерен.
Однако горожане привыкли считать парком всю зеленую зону – и сам Удельный парк, и его окрестности. Так сложилось исторически. По преданию, сам Петр I повелел заложить на этом месте – далеко от тогдашних границ города – корабельную рощу. Правда, она никогда не считалась заповедной. Здесь строились дачи, рестораны, а позднее – учебные и научные заведения. То есть это был не парк, а именно зеленая зона, где можно и гулять, и строиться. Остро вопрос о судьбе парка стал уже в наше время, когда вокруг стали расти новые дома. Изрядный кусок территории, объявив пустырем, отдали под жилой микрорайон. Потом некорректно повели себя владельцы нового торгового комплекса: сначала застроили всю территорию, что им выделили, а потом потребовали, чтобы им дополнительно дали землю под устройство дороги и подъездов. Общественность возмутилась, но ничего поделать уже не могла. А позднее появился вообще фантастический проект проложить через парковую зону скоростную магистраль.
Однако спортивная база ФК «Зенит» не имела к этим проблемам никакого отношения, она спокойно существовала и существует в своих границах, на своей – выкупленной футбольным клубом – территории. На территории базы имеются два тренировочных футбольных поля с настоящим (то есть весьма дорогим) футбольным газоном. Ведь проводить тренировки нужно именно на том покрытии, на каком играют футболисты. Чтобы газон успевал восстанавливаться после того, как по нему побегают два десятка крепких ребят в бутсах, поле должно использоваться не более 200 часов в год (то есть по полчаса в день или два часа раз в четыре дня). Иначе газон будет быстро изнашиваться и скоро потребует полной замены. Два поля дают возможность одного часа полноценных тренировок в день – чего явно недостаточно. В общем, появилась необходимость построить еще два поля. Оба они будут находиться в пределах «исторической» территории базы, у гуляющих здесь горожан клуб ни одного метра земли не отнимает.
В чем же проблема? В том, что на месте новых полей предстоит выпилить около 300 деревьев. Часть защитников парка (хотя, повторим, база не находится на территории парка) восприняли это как посягательство на зеленые насаждения. Но эти опасения могут впечатлить лишь тех, кто не видел эти «насаждения» своими глазами. Во-первых, это так называемый «самосев», по преимуществу ольха, которая охотно растет на пустырях и считается малоценным (точнее – сорным) деревом. В живой природе задача ольхи – обеспечить условия для появления и подроста хвойных деревьев, которые потом эту ольху вытесняют. Правда, кроме ольхи под вырубку попадают и три дуба, но они согласно экспертизе КГИОП тяжело больны. Именно с учетом экспертизы и был выдан руководству базы лесорубочный билет на строго определенное количество деревьев – никакой самодеятельности или отступлений от правил дорожащий своей репутацией клуб допускать не намерен.
Взамен каждого снесенного дерева клуб посадит четыре новых. В основном это будут ели и туи. Возможно, позже появятся и молодые дубы – ведь и штатные работники базы, и футболисты хотят жить и работать на красивой, ухоженной территории, а традиция, когда знаменитые люди – императоры, политики, спортсмены – сажают «свое» дерево и ухаживают за ним, зародилась столетия назад (вспомним знаменитый дуб Петра I).
Что же в итоге? Зеленая зона, примыкающая к Удельному парку, не теряет деревья, а, напротив, приобретает новые. Более того, она гарантированно остается зеленой, ведь футбольное поле – та же поляна, к тому же на таком поле никто никогда не будет ничего строить.
Николай Смирнов