Лучшие фильмы года позволили лучше понять страну

Объявлены лауреаты премии Гильдии кинокритиков и киноведов

Объявлены лауреаты премии Гильдии кинокритиков и киноведов. 

Сразу скажем: обладателем главной награды стал фильм Андрея Звягинцева «Елена». А лучшей актрисой года – Дарья. Дарья Екамасова. За роль Варвары в картине Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», в которой режиссер, не снимавший кино тридцать лет, мощно рассказал не только о непростой доле русской крестьянки, но и о гибели российского крестьянства в революционные годы. Режиссера чуть ли не хором принялись упрекать, что слишком уж мрачна и беспросветна история его героини, но такова наша история, из нее, как из песни, слов не выкинешь. Смирнов повествует о тех давних событиях, последствия которых ощутимы до сих пор, просто и честно, опираясь исключительно на доступные всем архивы и свидетельства очевидцев. Алексей Серебряков удостоился «Белого слона» за лучшую мужскую роль второго плана, сыгранную им в этом же фильме.

А лучшим актером назвали Антона Шагина. За роль в фильме «В субботу». Эта картина Александра Миндадзе – еще одна печальная повесть о страшной трагедии ХХ века – чернобыльской. Режиссер не стремился сделать блокбастер на манер голливудских крупнобюджетных картин. Страшные события показаны глазами преуспевающего номенклатурного комсомольца (Антон Шагин), который, получив смертельную дозу радиации, на пороге смерти внезапно отчетливо понимает, что жил в мире обмана и фальши. 

Лучшую женскую роль второго плана, по мнению критиков, сыграла Елена Лядова в «Елене» Андрея Звягинцева.

Все вышеназванные победители – молодые театральные актеры: Лядова играет у Генриетты Яновской в МТЮЗе, Шагин – ведущий артист московского «Ленкома», Екамасова работает в «Театре Doc» Михаила Угарова. 

Лучшими художниками названы Юрий Хариков и Владимир Родимин. «За фантастическую красоту съемок» «Белого слона» удостоился оператор-постановщик Александр Ильховский, за лучшую киномузыку – Леонид Десятников. Все они работали на футуристической драме Александра Зельдовича «Мишень», снятой по оригинальному сценарию Владимира Сорокина.

Марине Потаповой достался «Белый слон» за лучший сценарий, по которому режиссер Сергей Лобан снял обаятельное, раскованное, артистически-свободное «Шапито-шоу» – хит ММКФ и «Киношока». В прокате почти четырехчасовой, но совершенно неутомительный фильм (с просмотра зрители выходят абсолютно счастливыми) появится в январе. 

Из дюжины дебютных фильмов прошедшего года единодушный успех у профессионалов и зрителей завоевал скромный «Портрет в сумерках». За крошечный бюджет на два цифровых фотоаппарата две отважные женщины – режиссер Ангелина Никонова вместе с продюсером и актрисой Ольгой Дыховичной – сняли современную городскую драму о необычной любви в духе знаменитого «Ночного портье» Лилианы Кавани. Лента уже наполучала множество призов на европейских кинофестивалях, «Белый слон» подтвердил репутацию лучшего из дебютов.

На 14-й церемонии состоялась и вручение новой награды. Альтернативный старому Союзу кинематографистов молодой Киносоюз учредил свой приз, для которого всеобщим голосованием выбрали имя «Элем», в честь знаменитого режиссера Климова, руководителя СК в перестроечные годы. Путем честных выборов на сайте Киносоюза большинством голосов лучшим признали Алексея Попогребского за фильм «Как я провел этим летом». Алексей очень радовался почетной награде, но «Лето» для него уже в прошлом. Этой зимой Попогребский начинает работу над масштабной картиной в жаре фэнтези с бюджетом в 7 миллионов евро.

Подводя черту, определенно можно сказать: лучшие фильмы 2011 года позволили зрителям лучше понять свою страну и о многом задуматься. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.