Вологодчина вспомнила продуктовые талоны
Необычный юбилей – 30-летие талонизации – отметили в Вологодской области
Необычный юбилей – 30-летие талонизации – отметили в Вологодской области
К 30-летию талонизации несколько местных коллекционеров подготовили выставку, рассказывающую о всевозможных талонах и «приглашениях на покупку», ходивших на Вологодчине в разные периоды ее истории. Сейчас, когда у нас многие с ностальгией вспоминают застойное житье, неплохо вспомнить, насколько светлым оно было на самом деле.
Первые талоны так называемой брежневской эпохи появились в Вологодской области в декабре 1981 года, когда в российской провинции возник очередной дефицит на продукты питания. Причем эскиз для первой партии талонов заказали профессиональному художнику, а обычно бдительные товарищи из обкома КПСС чего-то не досмотрели, что в итоге и привело к настоящей «идеологической диверсии»! На «масляном» талоне был нарисован бочонок «Вологодского масла», на «колбасном» – разрезанный посередине аппетитный батон сервелата. Тут же посыпались жалобы «от трудящихся». Мол, в городе и так непростое положение с продуктами питания, а горисполком своими «провокационными рисунками» еще больше накаляет страсти. А может даже насмехается над гражданами, которые настоящий сервелат видят лишь во время «колбасных поездок» в Москву и Ленинград.
Разгорелся большой скандал. Увольнять никого не стали, но двум местным чиновникам влепили «строгача». Талоны же с провокационными рисунками больше не печатались, а им на смену пришли маленькие и безликие прямоугольники бумаги с одним лишь названием того или иного продукта, которых тем временем становилось все меньше и меньше.
А вскоре в области появились нормы на отпуск водки и сигарет. По талонам стали выдавать растительное масло, соль, спички, туалетное мыло, стиральный порошок, крупы, конфеты, яйцо, чай... В отдельных районах перечень нормированных товаров мог незначительно меняться, но смысл оставался тот же, и главной темой большинства обывательских разговоров стал насущный вопрос – где и как выгоднее отоварить свои талоны?
А тут еще появились «приглашения на покупку» ставших дефицитными утюгов, телевизоров, мужских костюмов, мебели... Выдавали их именинникам, а отоварить талон (выбрав, естественно, только один из обозначенных товаров, да и то только тот, что был в наличии) разрешалось исключительно в день своего рождения, плюс-минус неделя. Вот только на практике повезло лишь январским, февральским да отчасти мартовским гражданам. На «апрельских» и всех последующих дефицитных товаров по таким приглашениям, быстро ставшим объектом спекуляции, просто не хватило.
Зато появились научно обоснованные нормы (говорят, этим занимались целые исследовательские институты) ежегодного индивидуального потребления носков, рубашек, колготок, простыней, наволочек, электрических лампочек, тарелок... В обиход вошли потребительские карточки с отрывными талонами. В вологодском райцентре Шексна, к примеру, на взрослого мужчину полагалось две рубашки, четыре пары носков и треть простыни ежегодно. А вот в Харовске «по нормам» выдавалась одна рубашка, но зато целая пара ботинок в год.
Апофеозом распределительного безумия стало введение в некоторых районах области талонов на хлеб. Острословы грустно шутили, что скоро могут появиться талоны на воздух и супружеские отношения.
Молодому поколению, не заставшему эти времена, трудно поверить в подобное, но уже через десять лет, в 1991 году, весь Советский Союз, по сути, превратился в одну большую талонную империю. Причем кроме «общих» талонов на масло, колбасу, сахар, чай и мыло – каждый регион в силу географической специфики был вынужден лимитировать и другие товары. В Грузии ввели талоны на... картошку, в Благовещенске – на рыбу, в Брянской области – на уксус, в Запорожской области – на мед.
И лишь либерализация цен да «беспощадные гайдаровские реформы» помогли стране, хоть и дорогой ценой, выбраться из глубокой ямы повального дефицита.