Здесь была императрица
Вчера в музее-заповеднике «Царское Село» открыли первые отреставрированные интерьеры Агатовых комнат, где от придворной суеты так любила отдыхать Екатерина Великая
Вчера в музее-заповеднике «Царское Село» открыли первые отреставрированные интерьеры Агатовых комнат, где от придворной суеты так любила отдыхать Екатерина Великая
В обновленном виде предстали Агатовый кабинет и Библиотека – эти покои императрицы закрыли для посещений в 2010 году. На торжественную церемонию их открытия после реставрации прибыли заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. На реставрацию помещений, не имеющих аналогов ни в России, ни в мире, ушло около 100 миллионов рублей. К сентябрю 2013 года мастера планируют привести в порядок остальные пять интерьеров павильона.
Агатовые комнаты – одна из «жемчужин» музея-заповедника. Личные покои Екатерины II дошли до наших дней практически в первозданном виде. Такими эти стены видела императрица, из этих окон любовалась озерами и парком, по этому паркету ходила. Здесь так тихо, поэтому кажется, что слышно даже ее дыхание. В отличие от роскошных залов дворца, эти комнаты камерные. Сюда императрица допускала только избранных, здесь рано утром она любила просматривать государственные бумаги, отвечала на письма, занималась литературными трудами.
В последний раз комнаты, расположенные на втором этаже павильона, который императрица использовала для отдыха и развлечений, привели в порядок сразу после Великой Отечественной войны. Из всех построек царскосельского комплекса этот павильон пострадал не так сильно – во время войны немцы устроили здесь казино. Отделка дошла до наших дней такой, какой ее создал архитектор Чарльз Камерон. В соответствии с его проектом стены кабинетов сначала углубили на девять сантиметров, а потом покрыли известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике русской мозаики. Чтобы сохранить уникальные помещения в первозданном виде, осенью 2010 года павильон все же решили закрыть и провести комплексную реставрацию. До этого она проводилась лишь однажды – в середине XIX века под руководством реставратора Ипполита Монигетти.
Работы по восстановлению взяла на себя Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой в свое время воссоздали Янтарную комнату. Чтобы отреставрировать помещения, пришлось вновь обратиться к уральским яшмовым карьерам. По правилам, вводить другие материалы реставраторы не имеют права.
Им удалось достать исторический материал: это так называемая уразовская яшма, кошкульдинская, калканская, ревнёвская. Теперь они воссоздают интерьер в том же камне, с которым работали и мастера XVIII века.
Реставраторы признаются, что не знают других интерьеров, где было бы представлено столько видов декоративной отделки: тут и твердый камень, и мрамор, и деревянная резьба, и живопись, и позолота, и паркет. На каждый вид работ пригласили лучших специалистов петербургской школы.
Реставрация продолжалась чуть больше года. Теперь посетители Агатовых комнат смогут увидеть и оригинальную облицовку стен кабинета, выполненную багрово-красной яшмой, – во времена постройки яшму, напоминавшую своим цветом сырую говядину, называли «мясным агатом».
Впереди у специалистов еще много работы: по плану к следующей осени должны быть готовы Большой зал, Яшмовый кабинет, Лестница, Овальный зал и Кабинетец. На весь комплекс реставрационных работ уйдет 270 миллионов рублей.