Холст. Масло. Глубина 18 метров

В галерее Art Space SPb на Малой Конюшенной открылась выставка «Живопись под водой»

В галерее Art Space SPb на Малой Конюшенной открылась выставка «Живопись под водой». Ее автор – молодой художник Денис Лотарев – один из тех счастливых людей, которым удается совмещать сразу все свои любимые занятия, да еще и делать это своей работой: он занимается дайвингом и живописью, причем последние четыре года – одновременно. В этом году он заканчивает обучение в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, однако уже сейчас у него есть и свои ученики.

То, что делает Денис, – уникально: он пишет картины под водой. Спускается в акваланге в глубины Черного или Красного морей, и запечатлевает на холстах кораллы, скалы и даже затонувшие корабли – в особом, подводном, голубоватом освещении. На этикетках его картин, помимо традиционного «Холст, масло», можно заметить пометки: «Глубина 7 метров», «Глубина 13 метров», «Глубина 18 метров». Самая «глубокая» картина Дениса была написана на 25-метровой глубине. Спускаться еще ниже, по его словам, не имеет смысла: вокруг становится слишком темно и ничего не видно.

Подводное творчество ограничено еще в одном аспекте – временном: картину нужно успеть написать примерно за час, пока есть воздух в баллонах за спиной и пока не замерз. Все-таки без движения под водой, несмотря на теплый гидрокостюм, переохлаждение может наступить очень быстро. Чтобы не подвергать себя опасности, писать картины на глубину Денис отправляется не один, а всегда с помощником.

– Бывает, опускаешься в воду при температуре 27 градусов, но внезапно приходит слой воды градусов на 20 ниже – тогда за 8–10 минут просто околеваешь и можешь погибнуть, – объясняет Денис. – А еще в процессе творчества можно увлечься и забыть, где находишься, – и воздуха может не хватить: нужно же еще на обратном пути сделать компрессионную остановку.

Другая тонкость работы Дениса – в выборе цветов: работая под водой, ты видишь свою картину несколько в иной гамме, чем она окажется на воздухе. А потому всякий раз приходится иметь это в виду. Кроме того, после подъема на поверхность картины приходится «опреснять», чтобы морская соль не кристаллизировалась в холсте.

– Поливаем пресной водой из шланга, и все тут, – с улыбкой делится своими простыми секретами Денис.

Кстати, часть «секретов» Лотареву при личных встречах поведал корифей жанра – французский художник Андре Лабан, много лет работавший в команде Жака-Ива Кусто.

Удивительно, но в картинах Лотарева нет рыб: художник объясняет это тем, что, во-первых, ему просто не успеть их написать, а во-вторых – глубинный мир он видит пустым и суровым, как космос. Кстати, одна из картин Дениса так и называется – «Подводный космос» (старший коллега, известный художник Юрий Люкшин, побывавший на открытии выставки Лотарева, выделил именно эту работу, назвав ее «визитной карточкой» молодого автора). Так что Лотарев признается, что рыбы ему только «мешают». Причем однажды их появление чуть не стало причиной трагедии: как-то раз в Красном море напарник подсвечивал Денису картину, которую тот писал, и на свет фонаря приплыли восемь крылаток – безумно красивых, но столь же и опасных рыб, от укола игл которых опухают конечности и парализуются мышцы. Напарнику пришлось медленно отплывать от Дениса, уводя рыб за собой.

Петербургская выставка Дениса – только вторая в России (первая была в прошлом году в Москве), а на Украине он выставлялся в Крыму в «Ласточкином гнезде». Теперь в его планах – написать в ЮАР белую акулу (животное специально заманят в клетку). Картину потом продадут с аукциона, а вырученные средства пойдут на сохранение популяции этого вида. Ведутся переговоры с министерством культуры Украины о написании большой картины затонувшей части Херсонеса. Также планируется проект в Малайзии.

– Надеюсь, меня ждет много открытий, – говорит Денис.

Выставка будет работать до 24 января, вход свободный.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.