All inclusive в школе?

В недрах комитета по образованию сейчас активно рассматривается программа, позволяющая детям с ограниченными возможностями учиться вместе с остальными школьниками

В недрах комитета по образованию сейчас активно рассматривается программа, позволяющая детям с ограниченными возможностями учиться вместе с остальными школьниками. Соответствующую концепцию инклюзивного обучения разработал совет по образовательной политике при ведомстве. Суть проблемы и предложения размещены на официальном портале комитета по образованию http://www.k-obr.spb.ru. Изучить ее может любой желающий. До 1 февраля чиновники с нетерпением ждут от горожан активного обсуждения проекта. Затем, говорят в комитете по образованию, документ будет обсуждаться в Смольном и дорабатываться. В чем именно заключаются предложения чиновников, выяснил корреспондент «НВ». 

Точных дат, когда дети-инвалиды будут обучаться за одними партами с остальными детьми, в комитете по образованию пока не называют. По словам начальника отдела инновационных образовательных технологий комитета Натальи Зенич, говорить о полномасштабном внедрении программы пока рано. Ведомство только приступило к разработке тех шагов, которые обеспечат повсеместное внедрение инклюзивного образования в школах Петербурга.  

– Эксперименты в городе в целом и в районах шли с 2006 года, – рассказала Наталья Зенич. – Была создана городская среда для детей с кохлеарным имплантатом. На базе Невского района в 593-й школе проводится эксперимент по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, есть несколько интересных наработок на уровне коррекционных образовательных учреждений — школа № 25 Петроградского района и знаменитая школа имени Грота. Результаты этих экспериментов и тех материалов, которые были созданы, и позволили нам перейти к обобщению опыта.

Чиновники предлагают три варианта работы с детьми-инвалидами.  Для школьников с ограниченными физическими возможностями специалисты предусматривают совместное обучение со здоровыми детьми в обычной школе.  Для тех, кто по своим особенностям не сможет выдерживать общеобразовательную школу, предполагается внеклассная работа, то есть общение со здоровыми детьми после уроков. Третья форма – сетевое взаимодействие общеобразовательной и коррекционной школы. Когда ребенок может получать образование в обычной школе, а всю необходимую ему помощь (например, массаж или занятия с логопедом) — в коррекционной. 

Внедрению программы, считают в комитете, на сегодня мешают две вещи:  нехватка финансов и недостаточная квалификация педагогов. 

– С нашей точки зрения, между словами «интеграция» и «инклюзия» нет противоречий, – говорят в комитете по образованию. – «Включенное» образование все равно будет очень и очень разным.  

Другого мнения придерживается уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова, которая знакома с этой темой не понаслышке. 

– Мы стараемся разделять инклюзию и интеграцию, – делится с корреспондентом «НВ» детский омбудсмен. – Инклюзивное обучение рассчитано на детей с сохранным интеллектом  и подразумевает совместное обучение в школе, а интеграция – на детей с нарушением психики, умственно отсталых, которые должны учиться в коррекционных классах, а со здоровыми детьми общаться после занятий.

И все же, говорит Светлана Агапитова, начинать инклюзивное обучение нужно не со средней школы, а еще с детского сада. Кстати, в Петербурге насчитывается пять дошкольных образовательных учреждений, где есть совмещенные группы здоровых малышей и детей, больных ДЦП. (Для сравнения: в северной столице есть всего одна школа № 593 Невского района, в классах которой применяется инклюзивное обучение.) Психологи придерживаются такого же мнения. По их словам, «привыкание» к детям с ограниченными физическими возможностями у здоровых ребятишек нужно начинать с 3–4 лет, когда психика ребенка более подвижна. Тогда к школьному возрасту он будет относиться к ровеснику, больному ДЦП, как к себе подобному. 

И еще. В комитете по образованию считают, что проблема внедрения инклюзивного образования кроется также в родителях детей, которые выступают часто против совместного обучения. Хотя проведенный в одном из таких садиков опрос показал: 80 процентов родителей здоровых детей за доступное образование. Кстати, высказать свои предложения и замечания по разработанной комитетом концепции петербуржцы могут  по адресам: kobr@gov.spb.ru или nyzenich@gmail.com.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.