«Цыган – это состояние души»

Музыкант Владимир Устиновский готов помочь своим талантливым соплеменникам

 

Музыкант Владимир Устиновский готов помочь своим талантливым соплеменникам

 

Цыганскую музыку любили литераторы и композиторы, купцы и ремесленники, ею восхищались аристократы. Не утратили популярности цыганские коллективы и в наше время. В составе ансамбля «Цыганский двор» профессионалы высочайшего класса. Хоровое, многоголосное пение, блестяще поставленные танцевальные номера – в ансамбле хранят лучшие традиции этого древнего народа. Бессменный руководитель коллектива Владимир Устиновский – скрипач-виртуоз, удостоенный звания заслуженного артиста России за огромный вклад в развитие и популяризацию цыганского народного искусства. 

– Владимир Константинович, в последнее время цыгане на улицах Петербурга почти не встречаются. Чем это вызвано? Цыган действительно стало меньше? 

– Нет, их больше, потому что мы демографическую проблему решаем гораздо лучше, чем, скажем, русские. (Смеется.) Еще наши предки вовремя расставили приоритеты: детей должно быть в доме много. Порой байку можно услышать о том, что цыгане детей крадут. Зачем красть? Они их рожают. А то, что мы, цыгане, обрели более цивилизованный внешний вид, то, что стало меньше цветастых юбок и попрошаек, – так и слава богу! Мы – я имею в виду «Цыганский двор» – много ездим по стране, просто так по перронам не болтаемся, хотя это может быть одним из видов бизнеса. (Смеется.) И действительно, стало меньше так называемых, как у нас говорят, таборных цыган. Вот раньше на станции Пери жил цыганский барон. Кстати, открою вам маленькую тайну: на самом деле у нас нет такого слова «барон». Есть «баро» – большой, главный, старший. Ну а кто-то бароном назвал – цыганам понравилось. Говорят, у нас сейчас – баронесса… С ней я не знаком, зато с балканским цыганским царем знаком, его зовут Борис. Наш ансамбль был у него в гостях, в городе Стара-Загора. Он устроил потрясающий фестиваль цыганского искусства всех балканских государств. Да и не только балканских. Были приглашены и испанцы, и чехи, и словаки, и поляки, от России – мы. Представляете, в общей сложности выступили две с половиной тысячи артистов! Концерт проходил в летнем театре, с двенадцати часов дня и до двенадцати ночи. А нашему ансамблю еще и повезло побывать дома у цыганского царя. Все прошло очень интересно. И вообще, нам, цыганам, очень удобно общаться, разъезжая по миру. Мы понимаем друг друга, говоря не по-английски, а по-цыгански. Конечно, не дословно, а как, скажем, русский понимает белоруса. 

– Существуют ли «общецыганские» проблемы, которые можно и нужно решить сейчас? Может быть, с помощью искусства?

– Они, безусловно, существуют. И я, честно говоря, не признаю никакого другого способа воздействия, кроме как личный пример. У нас некоторые умники иной раз выступают на радио, телевидении – какой-нибудь тридцатилетний депутат Думы, обремененный доверием народа, знает буквально все! Я боюсь таких людей. Если ты все знаешь, то с тобой уже не интересно, ты смотришь на всех как на что-то второсортное. Мой дед прожил сто одиннадцать лет и не стеснялся спрашивать: «Правильно я считаю или нет?» А тут тридцатилетний все знает! И поэтому, переводя разговор на свою тему, хочу сказать, что если бы у властей предержащих было желание помочь создать студию (мы обойдемся скромными помещениями – нам не нужны хоромы!), где бы цыгане смогли обучаться искусству, было бы хорошо. У меня есть возможность парочку самых талантливых учеников, тех, кто подает надежду, взять с собой на гастроли, например, в Сингапур. И, я вас уверяю, они бы в табор уже не вернулись, им стало бы интересно что-то другое. А двоих других я бы взял с собой в Японию или Штаты. Они бы потом всему табору рассказали, как там выступали. Только личным примером можно повлиять на человека. А ведь среди цыган масса талантливейшей молодежи! 

– Мы знаем, что ваш ансамбль – постоянный гость в Японии. А в Сингапуре вы как оказались?

– Ой, где мы только не были! Проехали 25 стран и не по одному разу. Исколесили всю Европу. Трижды были в Японии. А в прошлом году мне позвонили из Сингапура и сказали, что у них будет проходить благотворительный бал в пользу России; ну, у нас же кризис, все плохо… Меня спрашивают, сколько будет стоить наше выступление. Я говорю: «Нисколько, бал же благотворительный». (Потом многие артисты пальцем у виска крутили: ты, мол, чего?!) «Мы вам перезвоним». Мои мне говорят: жди, перезвонят! Но через полчаса перезванивают и предлагают очень хорошие условия: «Раз вы работаете у нас бесплатно, мы вам устроим шесть платных концертов». В итоге мы пробыли там две недели.

– Откуда в Сингапуре знают о существовании «Цыганского двора»? 

– Так получилось, что один человек из администрации президента Сингапура был у нас в Питере. Он приехал вместе с переводчицей. И попал на наш концерт. Причем совершенно случайно. Мы тогда выступали в Театре эстрады. Через какое-то время он нашел номер моего телефона (сайта у меня тогда еще не было). Вот он нас и пригласил. Мы и поехали. А у меня, когда мы только приземлились, первый вопрос: как с продажей? Идут ли билеты? Он говорит: «Что вы! За полгода все было продано». Видите, там интересуются цыганским искусством. 

– Почему же они пригласили именно ваш ансамбль?

– Знаете, я наберусь наглости и вспомню фразу, которую нам сказал губернатор Барселоны. У нас там были двухнедельные гастроли, и на одном спектакле, на самом последнем, он побывал. После концерта на площади Каталонии нам устроили прощальный банкет, и губернатор сказал: «До вчерашнего дня я знал один цыганский коллектив – Gipsy Kings. А теперь знаю, что он второй». Не знаю, может, это переводчик так лихо закрутил, но все-таки… Можете списать это на национальную наглость, но такого коллектива, как наш, больше нет ни в России, ни за рубежом. Потому что мы стараемся как можно меньше вторгаться в то, что рождено таким удивительно певучим, музыкальным народом, в угоду сегодняшней моде. 

– Вы говорите про учеников… Но ведь ансамбль не может быть безразмерным!

– При чем здесь ансамбль! Речь идет о студии, где бы я мог заниматься с учениками, которые впоследствии выходили бы на сцену. Я бы с радостью протянул руку тем, кто хочет проявить себя. Хочется, чтобы после нас что-то осталось, кроме записей. 

– Сколько человек может заниматься в студии? 

– Откуда я знаю! А вы можете сказать, сколько талантливых людей сейчас прошло по Каменноостровскому проспекту, пока мы с вами разговариваем?.. Главное – заинтересовать, и цыгане, которые сейчас воруют и попрошайничают, уйдут с улицы. Конечно, не все. Но, как говорят русские, лиха беда – начало! 

– Вы уверены, что они пойдут к вам? 

– Во-первых, если у меня будет помещение – студия, то тут же сработает наше цыганское сарафанное радио, потому что меня знают все питерские цыгане. Вот я тут недавно собачку выгуливал, и вдруг мимо меня проезжает на мотоцикле такой колоритный, в сапожищах и ковбойской шляпе человек. «Привет, Устиновский!» – кричит. Я говорю: «Здравствуй, брат! А откуда ты меня знаешь?» – «Да знаю я тебя! Как дела?» Я его первый раз в жизни видел. Так вот я к тому, что наше радио обязательно сработает. Ко мне в прошлом году приехала девятнадцатилетняя девочка из Костромы, чтобы я с ней позанимался. Она снимала в Питере квартиру. И мы занимались у меня дома. Ну что это такое? А когда ехали на саммит в поселок Волжский Утес, мы в тамбуре готовили песню для Ангелы Меркель на немецком языке. В тамбуре! Больше негде. Разве это дело? Благо мои ученики все на лету схватывают – это наша национальная особенность. Мы представляем такую страну, а репетируем то в тамбуре, то в номере. С таким же успехом мы могли бы работать и в кабаках. А нам сцена нужна! Вот я в 1999 году написал «Таборную оперу», по всей Европе мы ее возили. А у «Ленконцерта» денег только на два спектакля хватило. В Мюзик-холле два аншлага! Просто чиновникам ничего не хочется делать. Все хотят сидеть в кресле и получать большие деньги. 

– Чиновникам только цыган не хватало! 

– До поры до времени. Приоритеты поменялись. Вот нас, например, когда я учился в «десятилетке» при Консерватории, водили на все интересные концерты, а на дневные репетиции мы просто обязаны были ходить. В те времена были другие ценности. Я хочу на примере цыганского театра-студии их возродить. И участники ансамбля могли бы мне в этом помочь. У меня есть потрясающая вокалистка – Анна Вавилова. Это уникальное явление! Она столько могла бы дать ученикам! Не так давно мы взяли одну девочку из Луги (кстати, в моем ансамбле также есть люди из Боровичей, Великого Новгорода, Костромы). Она цыганка. Так вот Анна сделала из нее отличную вокалистку. Причем вот такими урывками – то в номере, то в тамбуре…

– Как эти люди на вас вышли?

– Все по-разному. Кто-то узнал мой номер телефона и позвонил, кто-то подошел после концерта. Леша Вербицкий дождался у служебного входа в БКЗ, сказал, что хочет у меня работать. «Я, – говорит, – цыган». «Вот если ты к своему званию цыгана еще диплом приложишь, тогда будет порядок», – ответил я. Я объясняю своим ученикам: помимо того, что они хорошо поют, они должны знать ноты, музыкальную литературу и еще много чего. Ведь я играю что-то цыганское хорошо только потому, что я до этого Паганини всего сыграл. А просто так, если собирать только какие-то верхушки, ничего не получится. Леша ушел, окончил Университет культуры (вокальное отделение) и через пять лет пришел снова ко мне. «Ты, – говорит, – просил – держи!» Куда мне было деваться? (Смеется.) И Леша очень хорошо работает.

– Интересно, а как за рубежом относятся к цыганскому искусству?

– Нас удивило то, что в Японии, в городе Химедзи, есть общество любителей цыганской музыки: хор человек в шестьдесят. Сидят с гитарами, поют… Но самое трогательное то, что там был дедушка, которому лет, наверное, девяносто. Мы им просто любовались! Он так самозабвенно музицировал, так пел!.. У них и помещение нашлось, и руководитель у них есть. Я им туда кипу нот отвез. Получается, что там у них – цыганские центры, а тут мы в тамбуре репетируем! Даже диск мы сейчас записываем у моего друга, в квартире. Очень хотим выпустить очередной диск. Сами для себя, для собственной души, как говорится. Ведь в магазинах наших дисков нет. Мы их не продаем, а только дарим друзьям. Широкая же натура! (Смеется.) 

– А сколько вообще цыган в Петербурге и Ленинградской области?

– Много! Как я однажды уже сказал, цыгане – это не национальность, а состояние души. Просто сейчас уже пошло смешение. Но цыган много, а как много – Бог его знает… Можно кинуть клич, чтобы все собрались, но кому это надо? Кто будет нами заниматься? Лично я считаю, что только искусство способно отвлечь молодежь от глупости. А в чем я вижу свою задачу, я уже сказал. И если у меня ничего не получится с созданием студии, будет… обидно. 

 

 

 

досье «нв»:

•Владимир Устиновский окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки.

•Создатель (в 1987 году) и бессменный руководитель ансамбля «Цыганский двор».

•Автор первой в мире «Таборной оперы» по мотивам поэмы А.С. Пушкина 

«Цыганы».

Ансамбль «Цыганский двор»

•За годы своего существования побывал в 16 странах мира. 

•Тысячи зрителей Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Испании, 

Японии, Китая, США и других стран стали истинными поклонниками цыганского искусства. 

•Ансамбль – единственный участник культурной программы встречи президентов России и США в Санкт-Петербурге (2003), участник культурной программы саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге (2006), участник презентации Международного олимпийского комитета зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.