В «Балтийском доме» показали душевный стриптиз
На сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Бог резни» в постановке режиссера Анджея Бубеня по пьесе французской актрисы и драматурга, летописца предвыборной кампании Николя Саркози Ясмины Резы
На сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Бог резни» в постановке режиссера Анджея Бубеня по пьесе французской актрисы и драматурга, летописца предвыборной кампании Николя Саркози Ясмины Резы.
Петербург ее знает по давнишнему спектаклю «Арт», шедшему на сцене БДТ. Для России пьесу перевел Дмитрий Быков, которому не занимать остроумия и точного ощущения сегодняшнего дня. Французские реалии он мастерски перевел в российские. Не в том смысле, что изменил место действия, а в том, что показал: проблемы, которые тревожат человечество, несмотря на разницу в языках, менталитетах, политических обстановках etc, одни и те же. Текст у Быкова получился очень смешным и иногда трагичным.
В серой комнате с белесыми матовыми экранами вдоль стены стоит длинный-длинный черный стол. На полу – темно-серый ковер. Ярким цветовым пятном, сильно привлекающим внимание, оказывается одинокий букет желтых тюльпанов. Художники спектакля Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили оставили героев спектакля, две семейные пары, разбираться между собой в комнате, не похожей на жилую. Она напоминает комнату для допросов из американских фильмов. Кажется, что какая-то из пар подсадная, которая провоцирует оппонентов на откровенность. А в это время за белыми экранами стоят те, кто хочет услышать все, что творится в душах этих людей. Такими невольными «полицейскими», наблюдающими «дознание», становятся зрители спектакля.
Все начинается с благопристойного составления письма в страховую компанию: сын одной пары, Аннет и Алена Рей (Алла Еминцева и Валерий Соловьев) выбил в драке два зуба сыну Вероники и Мишеля Валлон (Регина Лялейките и Леонид Алимов). Взрослые люди собрались поговорить и все решить мирно. Их встреча обернется истерикой, раздеванием, попойкой, слезами, разве что до драки не дойдет. Пьеса, балансирующая на грани современной социальной драмы и бульварщины, бьет по самым низменным инстинктам человека: она дает понаблюдать, как срываются маски, какими уродливыми выглядят обнаженные души этих красивых и хорошо одетых людей – типичных представителей европейского «среднего класса». Разбуженный бог резни беспощаден к человеку, он заставит его опуститься на самое дно нечистоплотного сознания. Парадоксально (и это определенно заслуга бесконечно упертого оптимиста Бубеня), но после спектакля, который, как рентгеновский снимок, показал вне наши не очень здоровые внутренности, выходишь из зала с улыбкой. Аннет в финале хватает букет тюльпанов и неистово лупит ими об пол: это последний аргумент против семьи Валлон. Слов больше нет. Усталая четверка оседает кто на полу, кто на столе, кто на стуле… Сказать, что они после этого душевного стриптиза переродились, нельзя. Но в их уставших лицах явственно читалось перемирие. Только диалог, только переговоры, даже самые жесткие и безжалостные, способны усыпить бога резни.