… а он снял только один сериал
Умер кинорежиссер Сергей Колосов
Умер кинорежиссер Сергей Колосов. Он совсем недавно отметил свое 90-летие, которое пришлось на предновогодние суетливые дни. Но даже в этой предпраздничной спешке у многих нашлись слова, чтобы воздать должное заслугам Сергея Николаевича перед нашим телевидением и кинематографом. Он прожил долгую и, думаю, счастливую жизнь. Во-первых, потому, что остался жив на войне. Во-вторых, потому, что большую часть этого жизненного пути с ним разделила его жена и муза – блистательная Людмила Касаткина. В-третьих, потому, что именно Сергей Колосов открыл для нашей культуры тот феномен, который все сегодня знают как советский многосерийный телефильм.
Не сразу и не вдруг он нашел свою нишу в мире большого кино. Сначала были московские театры, затем режиссерский дебют с фильмом «Солдатское сердце». А затем начался его роман с телевидением. Никто полвека назад не знал и не ведал: что такое многосерийный телефильм. Колосов рискнул и… выиграл. Вся страна с восхищением, затаив дыхание, смотрела премьеру первого советского многосерийного фильма «Вызываем огонь на себя». Показ начался 18 февраля 1965 года и продолжался четыре вечера подряд. Яркая и незабываемая Касаткина в роли подпольщицы Анны Морозовой, напряженная интрига, трагические судьбы людей, оказавшихся в фашистской оккупации, но не сдавшихся на милость врагу…
После громкого успеха своей первой многосерийной картины для домашнего экрана Колосов возглавил творческое объединение «Телефильм», и с той поры дело производства советского телевизионного кино оказалось в надежных руках. Лучшие режиссеры нашего кино снимали для телевидения, творя порою такие фильмы, которые нынче мы почитаем за классику и с охотой пересматриваем не по одному разу. Имена режиссеров, творивших в эти годы, – цвет советского кинематографа и театра: от Швейцера и Рязанова до Соловьева и Захарова. Впрочем, и сам Сергей Николаевич не оставлял жанр телевизионного кино, ища новые формы подачи исторического материала, смело аранжируя документальные свидетельства очевидцев. В сериале «Операция «Трест» сумел соединить просветительскую линию с острым, детективным сюжетом. Именно в телефильмах Колосова и была заложена та могучая традиция нашего телекино, где внимание к человеческим судьбам и характерам оказывалось сильнее чисто занимательных и интригующих моментов. Точнее, одно дополняло другое.
Он никогда не скрывал собственного восхищения супругой-актрисой и подарил ей несколько замечательных ролей в своих художественных фильмах «Помни имя свое», «Мать Мария», телеверсии брехтовской «Мамаши Кураж» («Дороги Анны Фирлинг»). Колосов не пытался подстраиваться под новую жизнь и новые веяния в его профессии. Он не снижал однажды достигнутой планки, снимая только то, что считал нужным. Так родился на излете советской власти и КПСС сериал «Раскол» о том, как начиналась партия большевиков. А уже в новом веке он поставил свою версию рассказов Тэффи «Потерянные в раю». Теперь все мы знаем, что это был его последний фильм…