«Регион еще не прошел точку невозврата»

Новый губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал о том, что считает главными задачами для исправления ситуации в Поморье

Новый губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал о том, что считает главными задачами для исправления ситуации в Поморье

К работе в должности губернатора Архангельской области 3 февраля официально приступил Игорь Орлов. Человек, прошедший школу северодвинской оборонки, с которым сегодня связывают очень много ожиданий как население области, так и его элиты. Наблюдатели сходятся во мнении, что сейчас основная задача главы Поморья – вернуть доверие к исполнительной власти, которое в регионе было основательно подорвано его предыдущими руководителями. После первых дней на новом посту Игорь Орлов поделился с «НВ» своим видением ситуации в области и основными направлениями предстоящей работы.

«Я готов принять этот вызов!» 

– Когда от главы правительства России мне поступило предложение возглавить регион, Владимир Путин произнес очень емкую фразу, которая, наверное, вообще отражает позицию губернатора в системе власти: «Это настоящий мужской вызов». Я прошел довольно серьезный путь работы как в Северодвинске, так и в Калининградской области. И опыт этот позволил мне ответить: я готов принять этот вызов! Непосильных задач для себя здесь я не вижу. 

Я внимательно изучил массу публикаций в прессе о ситуации в  регионе. И должен сказать, что сложилось ощущение почти безысходного состояния. Наверное, это имело под собой какие-то основания. Но, приехав сюда, утверждаю: не все так плохо. Да, при формировании регионального бюджета было принято много популистских решений. Однако регион не прошел ту точку невозврата, когда можно уповать исключительно на помощь федерального центра. В области огромный потенциал, позволяющий чувствовать себя комфортно даже в рамках процессов, происходящих в стране и в мировой экономике. Есть все необходимые интеллектуальные, технические, природные и логистические ресурсы – одним словом, все, что нужно для нормальной работы. Другое дело, что на какой-то момент, чисто психологически, область как единый организм оказалась словно разорванной на части. Этот факт после двухнедельного знакомства с ситуацией огорчил меня больше всего. Как можно идти к какой-то цели, будучи разобщенными? Поэтому свою первую задачу я вижу в том, чтобы обеспечить сбор всех тех здоровых сил, которые должны начать двигаться в одном направлении.  Зная регион не понаслышке, я намерен опираться прежде всего на собственные ресурсы области – в том числе кадровые. 

«Это была настоящая мобилизация, как на войне» 

–  Три года своей работы на «Янтаре» (судостроительный завод в Калининградской области. – Прим. ред.) я считаю ярчайшей страницей моей жизни. В определенный момент в Северодвинске я ощутил себя несколько недореализованным. И мне сказали: хочешь попробовать – поезжай на «Янтарь». Я изучил ситуацию – и честно говоря, тогда она была значительно хуже, чем сейчас в Архангельской области. Фактически проваленная договорная кампания, численность работающих – 1300 человек, то есть полное отсутствие кадрового ресурса. Ведь для того, чтобы построить такие корабли, нужно было иметь не менее 4 тысяч.

Но, придя на завод, я осмотрелся и понял, что для судостроения это одно из самых лучших мест в России. Мы стали восстанавливать завод, буквально за три месяца увеличили штат до 3700 человек – это была настоящая мобилизация, как на войне! За это время мы выполнили ряд серьезнейших заказов Министерства обороны, вышли на международные контракты. Уходя, я оставил завод, где только заключенных договоров было на 111 миллиардов рублей плюс проведенную модернизацию на 17 миллиардов. В общем, за свою работу там мне не стыдно. 

Когда истек срок моего контракта, мне предложили временно побыть исполняющим обязанности – Москва решала вопрос о переназначении. Но оставаться врио или кем-то еще я посчитал для себя неприличным. Контракт закончился, никаких претензий нет. На следующий день мне позвонил генеральный директор компании «Автотор» и предложил хорошую работу. Это, между прочим, вторая по производительности автомобилей компания в России. На тот момент меня это устроило. Но в декабре мне сделали другое предложение, и поэтому сегодня я в Архангельске. 

Первое место, где я побывал после своего возвращения в Поморье, был Северодвинск. Просто побродил по знакомым местам. Северодвинск – это не только промышленный, но и мощнейший инновационный центр региона, кузница способных кадров. И этот центр надо максимально использовать в интересах области. 

«Губернатор и мэр Архангельска конфликтовать не могут»

– Архангельск – безусловное лицо региона. Поэтому то, как выглядит Архангельск, как он взаимодействует с региональной властью, в конечном счете формирует имидж главы Поморья. Вообще тема конфликта губернатора и мэра регионального центра – это из области… всплывают чисто мужские сравнения. В общем, безобразие! Поэтому я сразу нашел время поговорить с мэрами статусных городов, в том числе и Архангельска. Я ни в коем случае не собираюсь выстраивать наши отношения в режиме конфликта. Более того, я готов идти на какие-то уступки, когда речь идет об Архангельске. Но в интересах движения вперед, а не топтания на месте или отступления назад.

Что касается предстоящих выборов мэров некоторых городов – Архангельска, Коряжмы и Новодвинска, – я никоим образом не смотрю в сторону выборных процессов, происходящих в городе. Но я жду выражения позиции населения. Потому что, если посмотреть на тех, кто участвует в борьбе за пост мэра, – это все достойные люди, которые вправе на него претендовать. Другое дело, насколько кандидаты смогут работать не в режиме популизма, а внятной программой доказать людям, что им нужны именно они.

«Без протекционизма нам не обойтись»

– Грядущее вступление России в ВТО не страшилка, а объективная реальность. Не нужно забывать, что это не только то, что заставит нас работать иначе, но и обязательства иностранных компаний перед нами. Задача номер один – сохранить то, что работает, должно продолжать работать. Ведь если потерять, например, Архангельский порт – это значит потерять огромную логистическую составляющую будущего развития области, даже если принять во внимание, что с точки зрения рынка порты Мурманска или Санкт-Петербурга в чем-то удобнее. С другой стороны, уверен – будут специальные программы поддержки со стороны государства, ведь, как ни крути, без такого протекционизма не обойтись. 

«Уже готов к губернаторским выборам!»  

– Сейчас активно обсуждается возвращение выборности губернаторов. Конечно, если бы мне предложили баллотироваться на пост главы Архангельской области, когда я жил в Калининграде и работал на «Янтаре», я бы отказался. Ведь человек, идущий на эту должность, должен понимать, что его ждет. Сейчас мне сделали предложение, от которого трудно отказаться, – это бы означало поставить крест на себе, на своих амбициях. И я вправе рассчитывать на поддержку людей, которых я знаю, с которыми работал. И сегодня я уже готов принять участие в выборах главы Поморья! Это хорошая работа для того, чтобы самореализоваться. Видимо, я один из последних губернаторов, которые были назначены сверху. Но у меня есть некоторый запас времени, чтобы что-то сделать – и впоследствии побороться за эту должность на выборах. досье «нв»

Игорь Анатольевич Орлов родился 17 августа 1964 года в городе Дебальцево Донецкой области, Украина.

В 1987 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности «электрооборудование летательных аппаратов» с квалификацией инженера. Рабочий путь начал электромонтером по ремонту электрооборудования машиностроительного предприятия «Звездочка», затем работал инженером и заместителем начальника отдела научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега» в Северодвинске. В городе корабелов прошел путь до заместителя генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка». 

В феврале 2008 года переезжает в Калининград, где работает заместителем генерального директора по экономике и финансам, а позже – генеральным директором ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Последнее место работы – директор по производству автосборочного предприятия ООО «Автотор-Холдинг», Калининград.

Член Центрального совета Союза машиностроителей России, с 2003 года – член партии «Единая Россия». Кандидат экономических наук, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями Петра Великого, «За трудовую доблесть» и нагрудным знаком «Ударник XII пятилетки». Женат, воспитывает сына и дочь. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.