«Регион еще не прошел точку невозврата»
Новый губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал о том, что считает главными задачами для исправления ситуации в Поморье
Новый губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал о том, что считает главными задачами для исправления ситуации в Поморье
К работе в должности губернатора Архангельской области 3 февраля официально приступил Игорь Орлов. Человек, прошедший школу северодвинской оборонки, с которым сегодня связывают очень много ожиданий как население области, так и его элиты. Наблюдатели сходятся во мнении, что сейчас основная задача главы Поморья – вернуть доверие к исполнительной власти, которое в регионе было основательно подорвано его предыдущими руководителями. После первых дней на новом посту Игорь Орлов поделился с «НВ» своим видением ситуации в области и основными направлениями предстоящей работы.
«Я готов принять этот вызов!»– Когда от главы правительства России мне поступило предложение возглавить регион, Владимир Путин произнес очень емкую фразу, которая, наверное, вообще отражает позицию губернатора в системе власти: «Это настоящий мужской вызов». Я прошел довольно серьезный путь работы как в Северодвинске, так и в Калининградской области. И опыт этот позволил мне ответить: я готов принять этот вызов! Непосильных задач для себя здесь я не вижу.
Я внимательно изучил массу публикаций в прессе о ситуации в регионе. И должен сказать, что сложилось ощущение почти безысходного состояния. Наверное, это имело под собой какие-то основания. Но, приехав сюда, утверждаю: не все так плохо. Да, при формировании регионального бюджета было принято много популистских решений. Однако регион не прошел ту точку невозврата, когда можно уповать исключительно на помощь федерального центра. В области огромный потенциал, позволяющий чувствовать себя комфортно даже в рамках процессов, происходящих в стране и в мировой экономике. Есть все необходимые интеллектуальные, технические, природные и логистические ресурсы – одним словом, все, что нужно для нормальной работы. Другое дело, что на какой-то момент, чисто психологически, область как единый организм оказалась словно разорванной на части. Этот факт после двухнедельного знакомства с ситуацией огорчил меня больше всего. Как можно идти к какой-то цели, будучи разобщенными? Поэтому свою первую задачу я вижу в том, чтобы обеспечить сбор всех тех здоровых сил, которые должны начать двигаться в одном направлении. Зная регион не понаслышке, я намерен опираться прежде всего на собственные ресурсы области – в том числе кадровые.
«Это была настоящая мобилизация, как на войне»– Три года своей работы на «Янтаре» (судостроительный завод в Калининградской области. – Прим. ред.) я считаю ярчайшей страницей моей жизни. В определенный момент в Северодвинске я ощутил себя несколько недореализованным. И мне сказали: хочешь попробовать – поезжай на «Янтарь». Я изучил ситуацию – и честно говоря, тогда она была значительно хуже, чем сейчас в Архангельской области. Фактически проваленная договорная кампания, численность работающих – 1300 человек, то есть полное отсутствие кадрового ресурса. Ведь для того, чтобы построить такие корабли, нужно было иметь не менее 4 тысяч.
Но, придя на завод, я осмотрелся и понял, что для судостроения это одно из самых лучших мест в России. Мы стали восстанавливать завод, буквально за три месяца увеличили штат до 3700 человек – это была настоящая мобилизация, как на войне! За это время мы выполнили ряд серьезнейших заказов Министерства обороны, вышли на международные контракты. Уходя, я оставил завод, где только заключенных договоров было на 111 миллиардов рублей плюс проведенную модернизацию на 17 миллиардов. В общем, за свою работу там мне не стыдно.
Когда истек срок моего контракта, мне предложили временно побыть исполняющим обязанности – Москва решала вопрос о переназначении. Но оставаться врио или кем-то еще я посчитал для себя неприличным. Контракт закончился, никаких претензий нет. На следующий день мне позвонил генеральный директор компании «Автотор» и предложил хорошую работу. Это, между прочим, вторая по производительности автомобилей компания в России. На тот момент меня это устроило. Но в декабре мне сделали другое предложение, и поэтому сегодня я в Архангельске.
Первое место, где я побывал после своего возвращения в Поморье, был Северодвинск. Просто побродил по знакомым местам. Северодвинск – это не только промышленный, но и мощнейший инновационный центр региона, кузница способных кадров. И этот центр надо максимально использовать в интересах области.
«Губернатор и мэр Архангельска конфликтовать не могут»– Архангельск – безусловное лицо региона. Поэтому то, как выглядит Архангельск, как он взаимодействует с региональной властью, в конечном счете формирует имидж главы Поморья. Вообще тема конфликта губернатора и мэра регионального центра – это из области… всплывают чисто мужские сравнения. В общем, безобразие! Поэтому я сразу нашел время поговорить с мэрами статусных городов, в том числе и Архангельска. Я ни в коем случае не собираюсь выстраивать наши отношения в режиме конфликта. Более того, я готов идти на какие-то уступки, когда речь идет об Архангельске. Но в интересах движения вперед, а не топтания на месте или отступления назад.
Что касается предстоящих выборов мэров некоторых городов – Архангельска, Коряжмы и Новодвинска, – я никоим образом не смотрю в сторону выборных процессов, происходящих в городе. Но я жду выражения позиции населения. Потому что, если посмотреть на тех, кто участвует в борьбе за пост мэра, – это все достойные люди, которые вправе на него претендовать. Другое дело, насколько кандидаты смогут работать не в режиме популизма, а внятной программой доказать людям, что им нужны именно они.
«Без протекционизма нам не обойтись»– Грядущее вступление России в ВТО не страшилка, а объективная реальность. Не нужно забывать, что это не только то, что заставит нас работать иначе, но и обязательства иностранных компаний перед нами. Задача номер один – сохранить то, что работает, должно продолжать работать. Ведь если потерять, например, Архангельский порт – это значит потерять огромную логистическую составляющую будущего развития области, даже если принять во внимание, что с точки зрения рынка порты Мурманска или Санкт-Петербурга в чем-то удобнее. С другой стороны, уверен – будут специальные программы поддержки со стороны государства, ведь, как ни крути, без такого протекционизма не обойтись.
«Уже готов к губернаторским выборам!»– Сейчас активно обсуждается возвращение выборности губернаторов. Конечно, если бы мне предложили баллотироваться на пост главы Архангельской области, когда я жил в Калининграде и работал на «Янтаре», я бы отказался. Ведь человек, идущий на эту должность, должен понимать, что его ждет. Сейчас мне сделали предложение, от которого трудно отказаться, – это бы означало поставить крест на себе, на своих амбициях. И я вправе рассчитывать на поддержку людей, которых я знаю, с которыми работал. И сегодня я уже готов принять участие в выборах главы Поморья! Это хорошая работа для того, чтобы самореализоваться. Видимо, я один из последних губернаторов, которые были назначены сверху. Но у меня есть некоторый запас времени, чтобы что-то сделать – и впоследствии побороться за эту должность на выборах. досье «нв»
Игорь Анатольевич Орлов родился 17 августа 1964 года в городе Дебальцево Донецкой области, Украина.
В 1987 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности «электрооборудование летательных аппаратов» с квалификацией инженера. Рабочий путь начал электромонтером по ремонту электрооборудования машиностроительного предприятия «Звездочка», затем работал инженером и заместителем начальника отдела научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега» в Северодвинске. В городе корабелов прошел путь до заместителя генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка».
В феврале 2008 года переезжает в Калининград, где работает заместителем генерального директора по экономике и финансам, а позже – генеральным директором ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Последнее место работы – директор по производству автосборочного предприятия ООО «Автотор-Холдинг», Калининград.
Член Центрального совета Союза машиностроителей России, с 2003 года – член партии «Единая Россия». Кандидат экономических наук, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями Петра Великого, «За трудовую доблесть» и нагрудным знаком «Ударник XII пятилетки». Женат, воспитывает сына и дочь.