В начале было слово...

Корреспонденты «НВ» выяснили, чем отличаются уроки православной культуры от Закона Божьего, о каких религиях хотят знать петербургские школьники и зачем им нужны эти знания

Корреспонденты «НВ» выяснили, чем отличаются уроки православной культуры от Закона Божьего, о каких религиях хотят знать петербургские школьники и зачем им нужны эти знания

Второе полугодие «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) преподается в качестве эксперимента в 21 петербургской школе. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования подвели первые итоги. Большинство родителей (а религию для изучения своему чаду выбирают именно они) распределились следующим образом: 61,5 процента из предложенных шести модулей выбрали «Основы мировых религиозных культур» – модуль, рассказывающий обо всех религиях понемногу. 25,5 процента – «Основы светской этики». И только 13 процентов – «Основы православной культуры». Основы исламской, буддийской и иудейской религиозных культур в северной столице пока остались без учеников. Для всех петербургских пятиклашек ОРКСЭ станут обязательными уже через полгода. Корреспонденты «НВ» побывали на нем уже сейчас.

Гимназия № 261, которую мы выбрали для журналистского паломничества, – одна из  школ Петербурга, где эксперимент по новой обязательной дисциплине внедряется с 1 сентября 2011 года. Здесь все родители единогласно (ну, или немного подумав и поменяв решение после разговора с учителем) выбрали общий курс «Основы религиозных культур». Он идет по субботам последним уроком. На него-то мы и отправились.

Сразу оговорюсь, попав на этот урок, даже стало смешно от мысли, что ходили разговоры о том, будто эту дисциплину станут преподавать священнослужители, а вместо  учебников в руках они станут держать молитвослов. Нет, все не так. Это обычный рядовой урок, который читает учитель обществознания. Более того, вся информация написана не на доске или в учебнике, а проецируется на экран с мультимедийного компьютера. 

– Тема урока «Священные сооружения», – бойко начала урок в 5-м классе учитель Наталья Савинова. – Итак, выясним, от чего они зависят, и рассмотрим древние и современные священные сооружения каждой из религий – иудаизма, христианства, буддизма и ислама.  

Далее следовал доклад одного из учеников про Стоунхендж, который сопровождался видеорядом на компьютере. Насколько ученик понимал суть того, что рассказывал, – большой вопрос. Но нужно признать: товарищи слушали его с интересом. Затем без нудных лекций учитель перешла к коротенькому фильму о Скинии – палаточном храме в Иерусалиме. 

– Когда христианство преследовалось, где проходили собрания христиан? – спросила учитель по окончании просмотра.

– В катакомбах, – блеснул эрудицией кто-то из класса.

После доклада одной из учениц о катакомбах (столь же сложного для детского понимания, как и у первого ученика) из класса задали вопрос:

– А есть катакомбы в России?

Ученица замешкалась, но на помощь пришла учительница:

– Есть, в Павловске. 

Далее рассматривали особенности священных сооружений каждой из религий. Пролистывая фото синагоги, мечети и церкви, дети с радостью узнавали места и святыни, которые они видели живьем на экскурсиях в первом полугодии. Оказывается, в освоении курса школьникам активно помогает Музей истории религии, он проводит экскурсии по всем храмам Петербурга. 

Всю услышанную терминологию дети записывали в тетради. В конце урока полученные знания проверялись с помощью кроссворда. 

То, что детям курс очень нравится, – очевидно. Не исключено, что многое из услышанного пока сложновато для восприятия 12-летнего ребенка, но не последнюю роль играет подача материала.

– Построение урока отдается на откуп учителя, – пояснила Наталья Савинова. – Можно ограничиться просто учебником, но маленькие дети лучше воспринимают наглядный материал. Поэтому используется мультимедийный компьютер, фильмы, слайды. Самое неожиданное для меня – то, что дети так восторженно воспринимают курс. Родители сейчас в него вообще не вмешиваются. 

По словам директора гимназии № 261 Инессы Петренко, чтобы избежать конфликтных ситуаций и непонимания у родителей, нужно правильно их проинформировать: заранее познакомить с учителем, ознакомить с содержанием курса, дать время подумать, чтобы выбрать модуль. 

– Если кто-то один пришел и сказал, что хочет слушать буддизм, то школа должна выделить учителя даже для одного ученика. В делении учеников на группы нет никакой сложности. Если есть у вас 90 пятиклассников, из которых 50 выбрали один модуль, 30 – второй, 10 – третий, то их можно разбить на группы и вести уроки одновременно, поставив три учителя.

Лидирующие позиции интегрированного курса «Основы мировых религиозных культур»  в СПбАППО объясняют мудрым выбором родителей. Многие родители действительно мотивировали свой выбор этой дисциплины так: чтобы наш ребенок мог жить в мультикультурном городе и успешно строить карьеру, он должен знать обо всем. На этом курсе разговор идет о ценностях, о традициях, о толерантном отношении к разным людям. 

Если с общим курсом и историей конкретных религий все более-менее понятно, то курс «Светской этики» до сих пор вызывает вопросы. В академии объясняют, что он рассчитан на семьи, которые слово «религия» вообще не хотят слышать. Но поскольку курс обязательный, говорят специалисты, то таким семьям остается курс светской этики, где говорится об общечеловеческих ценностях, о традициях, правилах поведения. Учителя же называют курс «Светской этики» скорее философским. 

И еще. Сегодня у многих родителей и учителей возникает резонный вопрос: если абсолютное большинство выбрало курс «Основы мировых религиозных культур», то к чему остальные пять модулей, которые сбивают с толку родителей, заставляют готовить школы нескольких преподавателей, доставляют хлопоты директору школы, которому приходится изловчиться, чтобы вставить этот урок в сетку расписания. В образовательной среде отвечают так: у семьи каждого ученика должно быть право выбора, только так этот курс придется по душе всем. 

 

только факты

• Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» (общий курс), а также «Светская этика» (философский курс про добро и зло). 

• Модуль для изучения выбирают родители школьника, кстати, для родителей в набор учебников по предмету входит специальная брошюра.

• Урок идет раз в неделю, знания ребенка не оцениваются.

• Построение урока отдается на откуп учителю, правда, урок должен придерживаться содержания курса.

• Даже если модуль выбирает всего один ученик из школы, ему должен быть прочитан этот курс в индивидуальном порядке.

• По всей России по положению Минобразования курс преподается второе полугодие в 4-м классе и первое полугодие – в пятом. В Петербурге его ввели только в 5-м классе.

• 5-й класс для преподавания дисциплины выбрали потому, что «это тот возраст, когда связь с родительским мнением, авторитетом еще очень сильная, но ребенок уже постепенно начинает отделяться и формировать свое собственное».

• Курс рассчитан только на один год, затем он будет продолжен в других предметах.

 

Содержание курса «Основы мировых религиозных культур»:

Возникновение религий – религии мира и их основатели

Священные книги религий мира

Хранители предания в религиях мира

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Человек в религиозных традициях мира

Священные сооружения

Искусство в религиозной культуре

Религиозные ритуалы, обычаи и обряды

Паломничества и святыни

Праздники и календари

Религия и мораль, нравственные заповеди в религиях мира

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Семья

Долг, свобода, ответственность, труд

Долг и уважение к Отечеству комментарии

«Основы православной культуры – это не Закон Божий»

Георгий Фомин, священник Русской православной церкви: 

– Я хочу подчеркнуть, что все предметы, которые рекомендованы в этом цикле, являются курсами культурологическими. И будучи обязательным, один из этих предметов должен быть избран родителями ученика для тщательного изучения. Курс основ православной культуры – это не Закон Божий, об этом свидетельствует уже первая глава этого учебника. Тема первого урока – Бог. Кажется, сейчас начнутся богословские схоластические определения понятия Бога. Ничего подобного. 

Урок состоит из рассказа о мальчике, который приходит в свой класс, после того как спас котенка от собаки. Дети обступают его, спрашивают, почему он это сделал. Он говорит о том, что вот, он пожалел котенка. «Но как же ты не испугался собаки?» – спрашивают его. «А я знаю, что есть Бог и Бог меня должен защитить», – отвечает мальчик. Понимаете, сама постановка вопроса говорит о том, что перед нами попытка выработать у ученика нечто культурное, осмысленное отношение как к религии, так и, если угодно, к светской этике, если речь идет о курсе светской этики.

Авторы создали учебник, который минимизирует издержки учителя при преподавании этого предмета. То есть любой среднестатистический учитель получает в руки учебник, опираясь на который он может довольно внятно преподавать предмет «Основы православной культуры», не впадая в крайности, не мешая своей собственной личностью осмыслять ученику этот предмет. 

«Буддизм, стоящий на одной ступени с другими религиями, – шаг вперед»

Александр Иларионов, буддист:

– Отрадно, что наряду с другими религиями школьники теперь более досконально могут изучать «Основы буддистской культуры». Ожидаемо, что этот предмет будет пользоваться меньшей популярностью, чем, скажем, общий курс «Основы мировых религий» или «Основы православной культуры». Но тот факт, что буддизм поставили на одну ступень с другими религиями и подросткам предоставили право выбора, можно считать большим шагом вперед. Уверен, что со временем найдутся школьники, которые выберут «Основы буддистской культуры» для более подробного изучения. 

«Час новой дисциплины вряд ли что-то изменит»

Светлана Феактистова, учитель истории, будущий преподаватель ОРКСЭ в одной из городских школ: 

– Курсы повышения квалификации показались мне очень сумбурными, хоть и длились они 72 часа, что не так уж мало. Но за это время сформировать целостное представление о новой дисциплине не удалось – сложилось впечатление, что и сами организаторы не вполне понимают, о чем говорят. По поводу самого ОРКСЭ у меня противоречивые чувства. С одной стороны, понимаю, что это предмет важен и нужен. Что говорить, уровень нравственности наших детей стремительно падает, и надо влиять на этот процесс. Если в семье бездействуют, то должна подключаться школа. Но я сомневаюсь, что в том виде, в котором он сейчас существует, курс будет по-настоящему полезен, а не окажется простой формальностью. У меня лично возникает ряд вопросов. Первый: если дети разделятся на несколько групп, значит, им нужно найти свободные классы по количеству выбранных модулей. Где их взять? В условиях современной школы это не так-то просто. Второй: в расписании появится лишний урок. Но родители и так жалуются, что дети слишком перегружены. Не логичнее ли было сделать данную дисциплину факультативной? Не говоря уже о том, что это колоссальная временная и психологическая нагрузка на учителя. Ведь к таким вопросам, как религия, нужно подойти со всей ответственностью, пропустить через себя, перечитать много материала. Это должен быть очень серьезный и откровенный разговор. Но на что я могу рассчитывать, если прихожу раз в неделю? Как дети воспримут мои слова? Не будут ли относиться просто как к приходящей тетеньке, которая и оценок-то не ставит? Понимаю, что нужно воспитывать в детях нравственность. Но тут вспоминаются слова Бальзака о том, что нищее общество не может быть нравственным. Нужно менять другие вещи. То, что мы добавим час новой дисциплины, вряд ли что-то изменит.

«Здесь много рисуют, общаются, размышляют»

Ольга Журавлева, заведующая кафедрой социального образования Академии постдипломного педагогического образования:

– Опрос родителей, учащихся и учителей по первым итогам показал, что в общем все очень благоприятно. Никаких конфликтных ситуаций, вопреки опасениям, не было. Ученики тоже довольны, потому что это творческий урок, где они много рисуют, общаются, могут поразмышлять, высказать свою точку зрения. Многие родители боялись, чтобы это не стало навязыванием какого-то религиозного мировоззрения. Но здесь уже задача учителя себя контролировать, даже если он приверженец какой-то религии.

Приглашая на курсы подготовки учителей, мы просили, чтобы это были преимущественно педагоги с гуманитарным уклоном – истории, литературы, обществознания. Потому что социально-гуманитарное образование именно та база, которая позволяет достаточно быстро вникнуть в курс. Хочу еще раз подчеркнуть, что он не религиозный, а культурологический. Занятия ведут только светские преподаватели – это принципиальная позиция правительства. Детям рассказывают о литературных и культурных памятниках, обычаях, кухне, праздниках. Ведь чтобы понимать истоки культуры любого народа, необходимо изучить его традиции, а они проистекают из религии. Без этого не понять ни художественные произведения, ни фольклор, ни живопись.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.