Алла Сигалова: «Танцу надо учить агрессивно»

Известный хореограф отмечает, что классические танцовщики поначалу презирают современный танец, а потом начинают его искать

Известный хореограф отмечает, что классические танцовщики поначалу презирают современный танец, а потом начинают его искать

Ее считают сильной женщиной и главным профи среди российских хореографов в современном танце, именуемым contemporary dance. Алла Сигалова постигала направление этого танца в Америке и Европе, улавливая новые веяния, дух свободного, раскованного, не сжатого условностями танца. В течение 11 лет – с 1989 по 1999 год – руководила созданным ею театром «Независимая труппа Аллы Сигаловой», и в это время родились потрясающие по силе и вдохновению спектакли «Игра в прятки с одиночеством», «Отелло», «Пиковая дама», «Пугачев», La Divina, «Циники». Работала как актриса, хореограф и режиссер на разных театральных площадках в Москве, Новосибирске, Берлине, Вильнюсе, Риге. Один из последних проектов с участием Аллы Сигаловой – мюзикл «Кастинг», который будет показан 23 февраля в Петербурге на сцене ДК «Выборгский». Это спектакль Театра им. Моссовета, в котором Сигалова выступает как режиссер и хореограф.

– Алла, знаю, что спектакль сделан по мотивам культового бродвейского мюзикла «Кордебалет»  а также одноименного голливудского фильма, в котором сыграл Майкл Дуглас. Московская пресса представляет эту историю как вашу личную – вы, руководитель мюзикла, проводите кастинг, и ваша героиня – дама с твердым характером. Вы – прообраз?

– Нет, нет, я играю совершенно другую женщину, она не повторяет меня – это собирательный образ хореографа. Может быть, есть отсыл к балерине Анне Павловой, потому что мою героиню зовут Анна Павловна. Но я другая. 

– Вы о себе не в одном интервью заявляли, что вы человек жесткий. И даже с детьми не позволяете себе сантиментов… 

– Ну, где-то я жесткий человек, где-то не жесткий. Но зачем же я буду жесткой с людьми, которых люблю, которые во мне нуждаются? Думаю, за последнее время, которое принесло немало потерь близких людей, в том числе моего мужа (режиссера Театра имени Моссовета Романа Козака. – Прим. ред.), я помудрела и, безусловно, стала мягче, научилась прощать. Хотя при том, что с возрастом человек отчасти корректируется, суть его остается.

– Но вы сильный человек?

– Я не очень люблю это выражение. Не хочу быть сильным человеком. Я хочу быть нормальной, обыкновенной женщиной. Думаю, не самое лучшее качество в женщине – все время что-то преодолевать.

– И все же наверняка ваша героиня меняется в течение спектакля?

– Там есть любовная линия, есть развитие характера. В том жестком кастинге, который проводит Анна Павловна, она научается больше понимать через чужие истории саму себя и в итоге приходит к выводу, что создана не только для работы, но и для женского счастья.  

– Кому принадлежит идея спектакля?

– Режиссеру Театра имени Моссовета Юрию Еремину. Он фантастический режиссер и прекрасный педагог. Юрий Иванович взял лишь канву знаменитого мюзикла Джеймса Кирквуда и сделал срез нашей жизни. В спектакле проводится кастинг, на который приходят артисты и показывают  танцевальные номера. Есть грузинка в пачке, танцующая лезгинку. Есть стриптизер, который исполняет русскую плясовую, влюбленный смешной недотепа с номером для Лаймы Вайкуле, есть женоподобный юноша сосценой из «Служанок»…

– В «Кастинге» больше смешного или грустного?

– Там всего хватает. Это замечательный легкий спектакль. Даже я, человек театральный, считаю, что порой в субботу вечером невозможно смотреть Достоевского. Хочется посидеть, раскинувшись в кресле, и просто получать удовольствие. В Москве премьера прошла еще весной и очень хорошо была принята и критиками, и зрителями.

– Знаю, что, кроме одного артиста – солиста Латвийской оперы Алексея Овечкина, – профессиональных танцовщиков в мюзикле нет. С драматическими актерами вам, как хореографу, интереснее работать, чем с профессиональными танцовщиками? 

– Как сказать. В чем-то интереснее, потому что игра у драматических актеров глубже. Но ведь очень важно, чтобы актеры владели пластической выразительностью. Благодаря работе с телом они порой отыскивают в себе такие удивительные резервы, о которых и сами не догадывались. Увлекательно было работать с Ольгой Кабо, прекрасной драматической актрисой, бывшей гимнасткой. А иногда от кого-то в спектакле не требуется пластических движений, например от Анатолия Адоскина, который играет 95-летнего ветерана театра оперетты. 

– Можете сказать, что за последнее время у нас в России произошел рывок в современном танце?

– Нет никаких рывков. Развиваемся очень медленно, постепенно. Наверное, это наш путь такой. Я слишком хорошо знаю ситуацию у нас в стране и в других странах, и у меня нет иллюзий, что в современном танце можно что-то насадить революционным способом. Во всяком случае, в России я не видела пока такого уровня танцевальных постановок, как на Западе. Увы.

– Вы наблюдаете ревность классических исполнителей к современным танцам?

– Я вижу презрение классических танцовщиков к современному танцу. Но потом, когда они подходят к определенной черте мастерства, начинают желать этого, искать этого. Кому-то удается, а кому-то уже нет. В идеале здесь требуется параллельное развитие. Но это очень сложный путь. Даже в Парижской опере те, кто танцует Одетту и Одиллию, не всегда смогут станцевать в экспериментальных балетах Анжелена Прельжокажа или Матца Эка. А с другой стороны, когда в прошлом году Уйэн Макгрегор приехал в Большой театр, то нашлись те танцовщики, которые с честью справились с  задачами, – а ведь его хореография сверхсложная. Думаю, вот это параллельное занятие современными танцами надо в России не с театров начинать, а со школы, с хореографических училищ, то есть с обучения. У нас в России ничего не преподается на том уровне, на котором все это уже существует во всем мире.

– Читаешь иной раз признания состоявшихся балерин, они рассказывают, что их нарочито унижали, чтобы вызвать нужные эмоции, могли ударить. Это правильно?

– Не думаю, что надо обижать и оскорблять в обучении. Я вот вспоминаю Вагановку, которую окончила в 1978 году, с признательностью и благоговением. Меня учили замечательные педагоги Ирина Георгиевна Генцлер, Наталья Михайловна Дудинская. Но то, что нужно заставлять, и очень агрессивно заставлять, – это да. Такая профессия. И никто с огромной радостью этим тяжелым трудом не будет заниматься с детства. И меня заставляли учиться через силу. За что и благодарна. 

– Что заставило вас уйти из классического балета? 

– Тяжелая травма позвоночника. Это заставило отказаться от больших физических нагрузок и изобретать другие движения, укрепив особым способом мышцы позвоночника. То есть я могла танцевать, но не классику.

– А если бы не травма, вы пришли бы к современному танцу?

– Я обязательно бы пришла к нему. Потому что самое главное в моей жизни – это свобода. В том числе свобода самовыражения. А классический балет этой возможности не дает. 

– Вы стали известны после «Служанок» в театре Романа Виктюка, где ставили хореографию. Поразительно, вы были так молоды, а казалось, что видишь почерк зрелого мастера. Откуда к вам приходили эти удивительные движения?

– Я не знаю. Из головы. Но что об этом вспоминать? Столько великолепных спектаклей у меня уже случилось в жизни. Хоть я и стала известной именно со времени выхода «Служанок», у меня вообще-то много сомнений было, что спектакль настолько хороший, как о нем говорили вокруг.

– До сих пор сценическая хореография продолжает быть главным делом вашей жизни? 

– Сегодня я со сценами стараюсь связываться как можно меньше. Хотя впереди два больших спектакля. Уже год как работаю с художниками, подбираю музыку к будущему спектаклю «Отелло» в Латвийской национальной опере. Он совсем не будет похож на тот, который я ставила двадцать лет назад. Не люблю перепевов. Да и не смогу так, как раньше. Я стала в сто раз глупее (смеется). А увлекает меня теперь телевидение. Я долго шла к нему, и вот уже два года на телеканале «Культура» продолжаются съемки моей авторской программы «Глаза в глаза». 

– А помимо работы? 

– Забочусь о своих сыне и дочери, радуюсь их успехам. Но… не затихает боль от ухода мужа. Мы очень многого с Ромой не успели сделать в совместном творчестве, я сыграла только в одном его спектакле «Джан». Продолжаю с ним мысленно разговаривать, и у нас находится множество важных тем.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.