Не рой яму другого...

Старорусский суд отклонил жалобу черного копателя и оставил в силе вынесенный ему приговор. В среде «браконьеров от археологии» это вызвало большое замешательство, ведь долгие годы они оставались безнаказанными

Старорусский суд отклонил жалобу черного копателя и оставил в силе вынесенный ему приговор. В среде «браконьеров от археологии» это вызвало большое замешательство, ведь долгие годы они оставались безнаказанными

Похоже, в Новгородской области правоохранительные органы всерьез взялись за борьбу с так называемыми черными археологами. Первый обвинительный приговор прозвучал в мае 2011 года. Речь шла о правонарушении, предусмотренном статьей Кодекса об административном правонарушении (КоАП РФ), – «ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением». 

Тогда в Великом Новгороде были осуждены и оштрафованы два жителя Петербурга, промышлявшие с металлодетекторами возле деревни Еруново Новгородского района на археологическом памятнике Селище-1. Примечательно, что петербуржцы были людьми не бедными. Оба сотрудники крупного ГУПа, один – ведущий специалист, другой – руководитель направления.

Второй обвинительный приговор по той же самой статье был вынесен 1 февраля 2012 года. Теперь уже в отношении жителя города Старая Русса Николая Героева, которого также взяли с поличным 26 ноября 2011 года в поле между деревнями Буреги и Солобско Старорусского района (тоже, между прочим, человека не бедного – предпринимателя).

Здесь следует отметить, что случаев, когда выявляли черных археологов, в России имеется предостаточно. Но эти дела чаще всего просто не доходили до суда, например, из-за неправильных действий настоящих археологов, пытавшихся самостоятельно задерживать нарушителей, либо из-за плохо оформленных документов. Если же дело принималось к рассмотрению, то рассыпалось из-за слабой доказательной базы и сильных адвокатов, которых нанимали черные археологи.

Старорусский случай тоже мог бы не дойти до рассмотрения в суде, если бы не настойчивость и грамотные действия руководителя Старорусской археологической экспедиции Елены Тороповой. Именно она и ее коллеги-археологи во время поездки из Новгорода в Руссу обратили внимание на мужчину, который недалеко от дороги ходил по полю с металлоискателем и лопатой. Ученые остановились на обочине и вызвали полицию. А в ожидании представителей правопорядка – фотографировали и вели видео­съемку. 

При появлении полицейских, кинув лопату, мужчина бросился наутек, разбирая на бегу металлоискатель и разбрасывая его детали по сторонам. Он попытался залечь в кустах, но был задержан. Данные действия убегавшего полностью соответствуют широко тиражируемым в интернете «рекомендациям» по уходу от ответственности за ведение незаконных археологических разведок и раскопок в случае, если человека застали на месте правонарушения.

При задержанном Николае Героеве было обнаружено несколько предметов из черного и цветного металлов, которые археологи квалифицировали как бронзовые. Эти находки наряду с подобранными полицейскими деталями миноискателя стали вещдоками в деле об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. 

Задержанный нанял адвоката и неоднократно менял показания. Документы, направленные на него в мировой суд, возвращались в полицию как «неправильно оформленные». Но даже когда формальности были соблюдены и дело рассматривалось в мировом суде, черный археолог Николай Героев не признал своей вины. На заседании он выдвинул очередную версию – выполнял по договору с владельцем земельного участка «очистку территории от мусора».

Однако мировой судья судебного участка № 22 Старорусского района Сергей Власов с учетом всех обстоятельств квалифицировал действия подозреваемого как административное правонарушение.

– В соответствии с российским законодательством, – подчеркнул он, – археологические исследования на территории России проводятся только при наличии открытого листа, выданного Росохранкультурой. Проведение «изыскательных и локальных земляных работ, сопряженных с изъятием археологических находок», также требует получения разрешения, вне зависимости от того, относится данный земельный участок к памятнику археологии или нет. В противном случае подобные действия квалифицируются как незаконные и подпадают под действие Административного и Уголовного кодексов. 

Соответствующего разрешения на ведение исследований на памятниках археологии у старорусца не было. В результате ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией изъятых предметов и оборудования (металлодетектора и лопаты).

Героев пытался обжаловать решение мирового судьи в вышестоящей инстанции, но Старорусский районный суд, рассмотрев все материалы и обстоятельства дела и вновь допросив свидетелей, постановил решение мирового судьи о привлечении Николая Героева к административной ответственности оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 

из первых уст

Елена Торопова, руководитель Старорусской археологической экспедиции, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории НовГУ:

– Черные копатели – это бич современной археологии. Они разворовывают курганы и могильники, безвозвратно уничтожают археологические памятники. И тот факт, что впервые за долгие годы в Новгородской области стало возможным привлекать этих правонарушителей к ответственности, является большим достижением нашего общества. И я благодарна правоохранительным органам за понимание и содействие. В мае 2011 года был создан прецедент – наказали двух черных археологов в Новгородском районе. В феврале 2012 года наказан еще один в Старой Руссе. Это впервые за долгие годы на Северо-Западе, да и в России в целом. В среде черных археологов это вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Они никак не могут смириться с мыслью о том, что их действия незаконны и что за это государство наказывает.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.