Не лечи себя сам

Депутаты Госдумы намереваются запретить рекламу лекарств. Но поможет ли это решить серьезную проблему самолечения – большой вопрос

Депутаты Госдумы намереваются запретить рекламу лекарств. Но поможет ли это решить серьезную проблему самолечения – большой вопрос

В Госдуме готовятся поправки, полностью запрещающие рекламу безрецептурных препаратов. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников лично готовит такой законопроект. По его мнению, в рекламе фармпрепаратов есть глубокое противоречие: с одной стороны, «таблетка лечит навсегда и от всего». С другой стороны – реклама тут же указывает, что есть противопоказания. Напомним, парламентарии пытаются «свернуть» рекламу лекарств уже второй раз. Впервые подобное предложение выносилось на рассмотрение еще в 2008 году. Однако безуспешно. Тогда лишь удалось ограничить рекламу БАДов, которые являются лечебными препаратами. Самолечение людей – большая проблема, истоки которой на самом деле таятся не только в том, что показывают по телевидению, но и в самой системе здравоохранения. И все же насколько стоит доверять рекламе лекарств, какой она может нанести вред здоровью – на эти и другие вопросы попытался найти ответы корреспондент «НВ».

Но если отойти от рекламы, то почему наши люди предпочитают обходиться без вмешательства врача? Первая причина на поверхности: доктор не пользуется у них достаточным авторитетом. Во время визита больного он занят преимущественно заполнением бумаг, на пациента просто не остается времени. Плюс квалификация многих врачей нередко вызывает сомнение. Наконец люди откладывают посещение обыкновенной поликлиники (работающей по системе ОМС), потому что не хотят стоять два часа в очереди только ради того, чтобы им выписали безрецептурный препарат. Реклама в данном случае выступает не мотиватором самолечения, а исключительно информатором, помогающим разобраться в разнообразии таблеток.

Тут мы плавно подходим ко второй проблеме – возможности свободно купить лекарства без рецепта. В список безрецептурных препаратов, к которым по идее должны быть отнесены только лекарства без ярко выраженных побочных эффектов, у нас входят, например, корвалол и анальгин. Первый давно запрещен во всем мире, а у нас свободно употребляется. Даже препараты, содержащие кодеин, в России переводятся в рецептурные только с мая этого года. Другая спорная составляющая категории безрецептурных препаратов – лекарства с недоказанной эффективностью (например, иммуномодуляторы, пробиотики, гепатопротекторы). Все они активно рекламируются по телевизору. 

Поэтому насколько реклама оградит людей от самостоятельного выбора лекарств – большой вопрос. Единственное, к чему приведет сегодня запрет рекламы, считают специалисты – падение рекламного рынка, 40 процентов которого создают фармацевтические компании. При этом на них самих запрет как раз не отразится, они найдут другие способы продвижения.  точка зрения «Это полная дискредитация медицины»

Поддерживают запрет рекламы лекарств и сами врачи, которые считают, что покупать себе лекарства по рекламе и заниматься самолечением крайне неграмотно. О вреде рекламы фармпрепаратов и их пагубных последствиях мы поговорили с врачом, доктором медицинских наук Мариной КОМОВОЙ:

– Рекламировать лекарства нельзя. Можно рекламировать витамины и БАДы, которые являются именно добавками, а не лечащими парафармацевтиками. Рекламировать же фармацевтические препараты неправильно, потому что человек, не имеющий медицинского образования, не может выбрать лечение сам. И дело не только в противопоказаниях, которые обычно все написаны в инструкции, а в том, что самовольным приемом лекарства можно лишь заглушить процесс, притупить его, не вылечив до конца, и получить потом серьезные проблемы. 

На мой взгляд, реклама фармацевтических препаратов выгодна только фармкомпаниям и рекламному рынку, но никак не населению и не медикам. В любой группе фармпрепаратов (их достаточно много) есть свои особенности, человек не может по рекламе выбирать таблетки, так же как немыслимо выбирать их по стоимости. Во многих западных странах многие лекарства продаются только по рецепту. И это совершенно правильно. А у нас возникает следующая ситуация: человек покупает то, что считает нужным, исходя из рекламы, стоимости препарата, но не всегда понимая, подходит это ему или нет. Потому что на первое место выходят симптомы, маскирующие заболевание. Например, у человека болит голова, и он пьет обезболивающие таблетки. Предположим, головная боль вызвана серьезным процессом – кистой. Боль после таблетки, конечно, притупляется, а болезнь нарастает, и чем это закончится – никому не известно. 

– Приведите пример рекламы, которая вас поразила, как врача?

– Несколько лет назад я была в ужасе, когда увидела в метро рекламу: на плакате изображена девушка с приспущенными джинсами, и справа внизу живота нанесено ярко-красное пятно – место «приложения «Нурофена». Как гинеколог, я была в ужасе, потому что в этом месте у женщины находятся яичник, аппендикс, то есть любой доктор знает, что боли в животе снимать обезболивающими таблетками категорически нельзя, потому что человек может попросту умереть! Это может быть киста яичника, которая разорвется, или воспаление аппендикса, которое будет продолжаться дальше как нераспознанное и может закончиться катастрофой. В этом случае таблетка, конечно, снизит боль, но человек рискует жизнью. 

– Правда ли, что от самовольного приема медицинских препаратов страдает печень?

– Печень – это один из важнейших органов в нашем организме. Она выполняет функции фильтра и производителя гормонов и биологически активных веществ. Но самое главное – печень занимается очищением нашей крови. Конечно, все, что мы принимаем, проходит через печень. Воздействие на печень может быть очень сильным. Поэтому нельзя принимать лекарства бесконтрольно. И прежде чем снять боль таблеткой, стоит 100 раз подумать: «А может, обойтись без нее?» Более того, я не знаю, например, болезни, которая бы лечилась каким-то одним препаратом. Как правило, врач выписывает схему лекарств. В организме все взаимосвязано, поэтому лечение любого заболевания всегда сопряжено с восстановлением печени, например, или поддержкой печени. Поэтому это всегда комплекс лечебный, поддерживающий, восстанавливающий. 

– Можно ли сказать, что прием лекарств по рекламе лишь снимает симптомы, но не лечит болезнь?

– Именно. Реклама лекарств – полная дискредитация медицины. Если вы видите рекламу мази, которая помогает от боли в пояснице, вы можете поверить, что эта мазь оказывает эффект, но вы не знаете, нужна вам эта мазь или другая. Я не говорю, что реклама – ложь. Как правило, это соответствует какому-то действию препарата, но речь не об этом – можно всегда взять аннотацию и прочитать. Самое плохое, что это преподносится как лечение. Например, болит у вас спина, вы намажетесь и будете здоровы! Может, да, а может быть, и нет. Поэтому я считаю, что отмена рекламы абсолютно справедлива. Наша медицина и так симптоматическая сама по себе, но совсем доводить это до абсурда неправильно. И заниматься лишь только снятием симптомов вредно. 

– Сейчас – в период всплеска гриппа и ОРЗ – по радио и телевизору активно рекламируются иммуномодулирующие препараты. Насколько вреден их бесконтрольный прием?

– Сегодня много препаратов, которые с точки зрения иммунологов не только нельзя рекламировать, но с ними нужно достаточно осторожно обращаться. Это то, что стимулирует иммунитет. Сегодня часто встречаются аутоиммунные заболевания. Другими словами, ошибка в иммунной системе, когда вырабатываются антитела к собственным тканям – щитовидной железе, поджелудочной железе, кишечнику, суставам – к чему угодно. Наш иммунитет и так не в очень хорошем состоянии. Поэтому стимулировать его, перегружать, назначая иммуномодулирующие различные препараты, нельзя. Иммунологи на всех заседаниях говорили, что без развернутой иммунограммы вы не имеете права назначать такой препарат. Потому что можно перестимулировать иммунную систему, а потом получить такой откат, что вы не будете знать, как восстанавливать иммунитет. Аутоиммунные заболевания очень сложно поддаются лечению. Поэтому я считаю, что закон о запрете на рекламу лекарств абсолютно правильный. У людей представления о своем организме просто отсутствуют, они не понимают, как он устроен. Я сталкиваюсь с таким невежеством, когда люди с высшим образованием не знают о своем организме элементарных вещей. Тогда как эти люди могут сами выбирать себе лечение? 

– Но ведь зачастую в рекламе внизу можно увидеть мелкую подпись: «Есть противопоказания, перед применением проконсультируйтесь с врачом». Значит, рекламщики предупреждают людей об особенностях этих препаратов?

– Тогда зачем рекламировать это лекарство? Врач его и так назначит. Другое дело, что человеку намного проще купить препарат, чем идти к врачу, сидеть в очереди, сдавать анализы. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.