Купил – сдай?
Несмотря на регулярные проверки контролирующих органов, покупателю при выборе товара стоит надеяться лишь на себя
Несмотря на регулярные проверки контролирующих органов, покупателю при выборе товара стоит надеяться лишь на себя
По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, количество обращений покупателей, недовольных качеством товаров и услуг, с 2005 года выросло в 18 (!) раз. За 2011 год их поступило более 11 тысяч. Из них примерно 10 процентов – жалобы на некачественные продукты. Однако, как отмечают специалисты надзорных ведомств, привлечь недобросовестных производителей к ответственности пока сложно из-за отсутствия технических регламентов.
– В целом качество продуктов питания на нашем продовольственном рынке удовлетворительное, – успокаивает заместитель начальника отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Вероника Тыльчевская. – По плану мы ежегодно тестируем 60 наименований продовольственных товаров, берем пробы на соответствие стандартам и проводим экспертизу. По ее результатам мы можем привлечь к ответственности: выдаем предписание об устранении нарушений, которое производитель обязан выполнить. Если же он этого не делает, тогда мы направляем иск в суд.
Лидерами в хит-параде нарушителей по-прежнему остаются молочная продукция, мясо, рыба и консервы. Но покупатели жалуются не столько на качество, сколько на отсутствие полной достоверной информации о продукте или товаре. Особенно это касается товаров, расфасованных в самих торговых сетях.
И все же как наказывают нерадивых продавцов? По словам Вероники Тыльчевской, санкции в этом году наконец ужесточились. Штрафы стали выше, что не может не радовать. С 1 января 2012 года введены поправки в статьи КоАП, где мера административной ответственности за нарушение требования технических регламентов для юрлица составила от 300 тысяч до миллиона рублей, для должностных лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.
– Эти статьи, – говорит представитель Роспотребнадзора, – касаются лишь продуктов, имеющих технический регламент. Правда, их немного: молочная, масложировая, соковая и табачная продукция. Но с июля 2013-го в силу вступают техрегламенты Таможенного союза. Тогда мы сможем принять регламенты в отношении всех групп пищевых продуктов. Например, сегодня за качество молочной продукции уже можно привлечь, а за качество мясной – еще нет, так как нет технического регламента.
Эксперты сходятся во мнении: за последние годы грамотность потребителей сильно выросла. К сожалению, этого нельзя сказать про самих предпринимателей.
– Малый бизнес не знает тех законов, которые должен знать, – говорит Александр Герман, директор Центра контроля качества товаров, работ и услуг. – В худшем случае покупателей с претензиями они отправляют на все четыре стороны, в лучшем – пытаются разобраться. Поэтому предпринимателей тоже надо учить.
Так что же делать покупателю, если он приобрел некачественный продукт? Оказывается, сегодня недостаточно просто записать претензию в книгу жалоб или обратиться с заявлением в администрацию магазина. Зачастую, чтобы вернуть свои кровные, приходится доходить до суда. А это сопряжено с кучей сложных и затратных процедур.
– Если некачественно оказана услуга или приобретен плохой товар, необходимо подтвердить это проведением экспертизы, – поясняет Галина Герцева, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Петербургу и Ленобласти. – Потребителю необходимо знание законодательства, чтобы осуществить процесс самозащиты – правильно обратиться к продавцу, изготовителю, изложить претензию и потребовать от продавца, чтобы он провел проверку качества. Кроме того, он имеет право присутствовать при этой проверке. Не всегда потребитель правильно пишет претензии в магазин, и потом, когда он начинает обращаться в органы контроля, из-за этого нарушается последовательность процесса рассмотрения претензии.
Итак, мы можем надеяться, что контролирующие органы защитят наши интересы в суде или можем попробовать отстоять свои права потребителя собственными силами и пройти через судебные тяжбы. Но в любом случае лучше не доводить дело до суда и, как говорится, проверять товар «не отходя от кассы». Именно это советуют в Обществе по защите прав потребителей.
– Потребителю надо надеяться на самого себя, на свои знания, – констатирует председатель общества Галина Козловская.