Новые эпизоды давнишнего «сериала»

В суде по делу о возможных поджигателях ухтинского торгового центра «Пассаж» всплывают сенсационные подробности

В суде по делу о возможных поджигателях ухтинского торгового центра «Пассаж» всплывают сенсационные подробности

Сегодня в Верховном суде Коми после перерыва должен возобновиться процесс по самому громкому и самому загадочному делу последних лет – над подозреваемыми в организации поджога торгового центра «Пассаж» в Ухте. Тогда 11 июля 2005 года 25 человек погибли и еще десять получили ожоги и травмы. На скамье подсудимых – уроженцы Дагестана братья Фахрудин и Асрет Махмудовы и Валентин Гаджиев. 

Судебный процесс должен был начаться еще 2 ноября прошлого года. Однако дважды откладывался. Сначала из-за того, что к назначенному сроку не смогли этапировать признанных виновными в поджоге и осужденных к пожизненному заключению Алексея Пулялина и Антона Коростелева (сейчас проходящих по делу в качестве свидетелей и потерпевших). Затем они заявили ходатайство о том, чтобы им предоставили возможность ознакомиться с копией обвинительного заключения. И только в конце января после того, как были отобраны 12 присяжных заседателей, судья Александр Мищенко смог приступить к рассмотрению дела по существу. Но тогда дело до конца довести не удалось из-за плановой госпитализации одного из адвокатов…

Версия обвинения, изложенная государственным обвинителем Юрием Овчинниковым, похожа на современный детективный сериал. Все началось с того, что Коростелев и Пулялин в баре ухтинского ночного клуба «Домино» в марте 2005 года повздорили с неким Давидом Махмудовым. Дагестанец по сотовому телефону позвонил своему дяде – известному в городе бизнесмену Асрету Махмудову. Тот незамедлительно прибыл в клуб вместе с Валентином Гаджиевым, и они потребовали от Коростелева и Пулялина больше в баре не появляться.

Однако через несколько дней молодые люди нарушили запрет и вновь появились в «Домино». Узнав об этом, Асрет Махмудов и Валентин Гаджиев отвезли Пулялина в лесной массив в районе аэропорта, избили и заявили, что отныне оба молодых человека должны им заплатить 500 тысяч рублей, иначе их изобьют или убьют. Но ребята платить отказались. И через некоторое время братья Фахрудин и Асрет Махмудовы и Валентин Гаджиев снова увезли Пулялина и Коростелева в лесной массив в местечке Крохаль и избили. Хотя молодые люди плакали и клялись, что у них таких денег нет… 

На третьей встрече от них потребовали отработать долг, устроив поджог «Пассажа», с владельцами которого у братьев Махмудовых и Валентина Гаджиева сложились неприязненные отношения. На этот раз Пулялин и Коростелев согласились.

Инструкции, как это сделать, молодые люди получили 10 июля в джипе, в котором сидели Гаджиев, Асрет и Магомед (самый старший из братьев, сейчас находится в федеральном розыске) Махмудовы. На следующий день в 11 часов молодые люди должны прийти в условленное место, где им передадут сумки с горючей жидкостью, которую нужно разлить и поджечь. В сумках будет также одежда, в которую нужно переодеться перед преступлением. 

В назначенное время они пришли к ресторану «Чибью» рядом с «Пассажем», сели в джип, в котором находились Гаджиев, Асрет и Магомед Махмудовы. Ребят еще раз проинструктировали. Затем их высадили возле автобусной остановки, и они направились к указанному мусорному контейнеру за одеждой и горючей жидкостью. Переодевшись, пришли к «Пассажу», некоторое время вели наблюдение, чтобы выбрать удобный момент для отхода после совершения преступления, зашли в торговый центр, разлили около десяти литров той самой горючей жидкости, подожгли ее и убежали.

Эту историю гособвинитель изложил в первый день суда, а все последующие заседания напоминали подробный пересказ предыдущего сериала. Но даже повтор стал преподносить сюрпризы.

Так, свидетельница Юлия Акинина, зашедшая в тот роковой день в торговый центр с подругой, заявила, что за несколько минут до пожара чувствовала явственный запах газа. Причем именно такой, какой бывает у нее самой, когда гаснет газовая горелка на кухне. Чтобы не отравиться, они с подругой покинули магазин, что их и спасло. Через пять минут, когда женщины стояли в очереди в расположенном напротив кафе «Сластена», подруги услышали вой сирен и увидели бегущих к торговому центру людей.

А бывшая продавщица павильона «Дамское белье» в «Пассаже» Татьяна Медведева услышала хлопок, подобный тому, какой бывает, когда загорается газовая горелка. Затем она увидела, как от центральной лестницы по коридору пронеслась смесь красного пламени с черным дымом. Ей чудом удалось спастись…

Выходит, «Пассаж» никто не поджигал, трагедия случилась в результате повреждения газового оборудования? Но тушившие огонь пожарные показали, что чувствовали запах легковоспламеняющейся жидкости, а около центрального входа были обнаружены фрагменты полимерной сумки и горлышко от пластиковой бутылки.

Эти бутылки, из которых, вероятно, была вылита легковоспламеняющаяся жидкость, еще более запутывали картину происшествия. Ведь видеосъемка в день пожара зафиксировала, как их извлекают из-под обломков сплющенными, но чудесным образом сохранившимися в самой гуще ада.

Появился на процесс один из важнейших персонажей предыдущего «сериала» – старший оперуполномоченный ОВД по Сосногорскому району Александр Хозяинов. В тот злосчастный день он, в то время оперуполномоченный УВД Ухты, зашел с женой в магазин «Сотовик», расположенный в правом крыле первого этажа «Пассажа», а когда вышел, увидел, как из торгового центра выскочили двое молодых людей. Милиционер решил, что они что-то похитили, и пошел вслед за ними. Спустя год оперуполномоченный признал в одном из них Пулялина. И именно это свидетельское показание послужило основанием для обвинения молодых людей в поджоге. 

Но бывший заместитель прокурора Ухты Григорий Чекалин на первом процессе над поджигателями «Пассажа» заявил о том, что следственно-оперативная группа, расследующая поджог торгового центра, совершила фальсификацию: вскоре после пожара Хозяинов под протокол признался, что не может опознать выбегавших из «Пассажа» людей. В результате на том процессе Пулялина и Коростелева оправдали, на втором факт фальсификации не был принят во внимание. И теперь молодые люди отбывают пожизненное заключение, а Григорий Чекалин отбывает срок за дачу ложных показаний.

И совсем сенсационный эпизод появился в «сериале» буквально накануне перерыва. Он родился в результате показаний свидетельницы Натальи Ким, бывшего руководителя отдела закупок магазина «Сотовик». Оказалось, что владелец этого магазина Олег Сенюков накануне трагедии забрал из него все свои вещи, а на следующий день уехал на своей машине в Сыктывкар. Часть документов «Сотовика» во время пожара сгорела, а оставшуюся часть сложили в мешок, вывезли и вроде даже сожгли. Со слов жены Сенюкова стало известно, что он сам, находясь в Сыктывкаре, хотел покончить жизнь самоубийством…

«Сериал» по законам жанра прервался на самом интересном месте. Новые «серии», начинающиеся сегодня, видимо, преподнесут новые сюрпризы, разбираться с которыми придется не только профессиональному судье, а, в первую очередь, присяжным заседателям.

 

только факты

Из героев в антигерои

Имя Валентина Гаджиева получило известность по поводу пожара «Пассажа» уже в первый день трагедии. Он на своем черном джипе подъехал к горящему торговому центру, подцеплял тросом решетки на окне и вырывал их с корнем. Таким образом было спасено несколько десятков человеческих жизней. 

Газеты писали о нем как о герое. Глава администрации Ухты Антонина Каргалина пригласила Валентина Гаджиева на прием, пожала ему руку и предложила отремонтировать его машину за счет города. Его хотели даже наградить. Однако вместо ордена объявили в федеральный розыск как возможного заказчика преступления. 26 августа 2010 года он вместе со своим адвокатом явился в следственное управление СКП РФ по Коми и оформил явку с повинной. Свой поступок он объяснил тем, что его замучила совесть.

Теперь бывший герой сидит на скамье подсудимых вместе с братьями Махмудовыми.

Мемориал на месте трагедии

Почти сразу после пожара «Пассажа» глава администрации Ухты Антонина Каргалина заявила, что восстанавливать торговый центр не будут, а на его месте воздвигнут часовню в память жертв трагедии.

Однако между этим заявлением и воздвижением мемориала прошло более пяти лет. Правоохранительные органы в интересах следствия долгое время не давали разрешения на снос обгоревшего здания. Только к сентябрю 2010 года, уже при другом мэре, в Ухте появилась долгожданная мемориальная часовня. Авторами проекта выступили ухтинцы Вячеслав Ситников и Александр Тютюнников. Они же выполнили художественную гравировку на стеле, где запечатлены имена всех 25 жертв трагедии. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.