Раскадровка
Какие кадровые и структурные изменения могут произойти в федеральном правительстве
Какие кадровые и структурные изменения могут произойти в федеральном правительстве
Владимир Путин готовится вступить в должность президента, Дмитрий Медведев – занять пост премьер-министра. Пожалуй, это единственная кадровая перестановка в высших эшелонах российской власти, в которой можно не сомневаться. Но кто из нынешних членов правительства сохранит свое кресло, а кто будет вынужден уйти? О шансах нынешнего состава кабинета министров и задачах, которые будут стоять перед новыми, размышляют эксперты «НВ».
Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:
– Серьезные перестановки в правительстве будут, и в обязательном порядке. Думаю, кабинет изменится процентов на пятьдесят. Да, первые лица государства считают, что нынешнее правительство в целом справилось с задачей стабилизации социально-экономической обстановки в кризисные годы. Но вместе с тем значительное число министров за это время превратилось в народных антигероев. В обществе сформировался четкий запрос на кадровое обновление властной верхушки. И этот запрос, скорее всего, будет учтен.
С одной стороны, очевидно, что теперь правительство будет «двуядерным»: люди Путина, люди Медведева (среди фигур, которых может привести в правительство действующий глава государства, чаще всего называют советника президента Михаила Абызова, помощника президента по экономическим вопросам Аркадия Дворковича и бывшего губернатора Калининградской области Георгия Бооса, который может заняться территориальным развитием). С другой – команда Дмитрия Анатольевича – составная часть команды Владимира Владимировича.
Что касается первого вице-премьера Виктора Зубкова, то, несмотря на свой высокий аппаратный вес, мне кажется, он может уйти. Наиболее же весомые шансы сохранить свой пост из нынешних вице-премьеров имеет Игорь Сечин, которого считают другом Владимира Путина. Ну а кто из министров точно сохранит свой пост, так это Сергей Лавров. Очевидно также, что останется в команде «новичок» Дмитрий Рогозин. Хотя из кресла вице-премьера он может перекочевать на пост министра обороны. Анатолий Сердюков в этом случае, скорее всего, переместится на должность министра финансов. И такое назначение на столь важную должность будет означать дальнейшее ослабление позиций Алексея Кудрина в российском истеблишменте – ведь нынешний глава Минфина Антон Силуанов считается его креатурой. Кроме того, если говорить о перестановках, то думаю, что Дмитрий Козак может заменить Юрия Чайку на посту генпрокурора.
Что же касается отставок, то можно предположить, что в жертву будут принесены самые непопулярные фигуры: Татьяна Голикова (по слухам, ее министерство разделят на два), Андрей Фурсенко (прорабатывается вариант, при котором он станет ректором МГУ), Игорь Левитин, Юрий Трутнев (может переместиться на работу в администрацию президента).
Шансы же министра сельского хозяйства Елены Скрынник сегодня оцениваются как 50 на 50. (Поговаривают, что против нее настроен Виктор Зубков, который, как уже было сказано, имеет колоссальный аппаратный вес.) Причем на этот пост метит экс-министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, и его шансы совершить успешный «камбэк», судя по всему, не стоит недооценивать.
Тем временем министр культуры Александр Авдеев фактически уже объявил о своей отставке. Кто может прийти ему на смену? По большому счету это может быть абсолютно любая крупная фигура из мира культуры, включая Никиту Михалкова. Эксперты прогнозируют также уход главы МЧС Сергея Шойгу – летние пожары 2010-го развеяли миф о его всесилии. И Александр Хлопонин (полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе) тоже, скорее всего, уйдет – сейчас, когда ситуация в регионе и вокруг него обостряется, на эту должность требуется настоящий силовик.
Что же касается Виталия Мутко, то в таких случаях эксперты говорят, что «эта фигура имеет шансы как потерять, так и удержать свой пост». Я говорю туманно? Может быть. Зато, как сказал сам Виталий Леонтьевич, «фром май харт» (англ. from my heart – «от всего сердца»).
Ну и, конечно, вполне вероятно, что Владимир Путин приготовил несколько кадровых сюрпризов.
Юрий Крупнов, политолог, председатель общественной организации «Движение развития»:
– Полагаю, что нынешнее правительство было последним «бюрократическим правительством», которое действовало частично из аппаратно-номенклатурных соображений, а частично – из сугубо неолиберальных установок. И большинство членов этого правительства не могут похвастаться высокими результатами. Огромное число вопросов вызывает уже сама квалификация министров. Многие из них способны контролировать финансовые потоки и проводить в жизнь некие идеологические схемы, но я глубоко сомневаюсь, что они всей душой болеют за свою конкретную отрасль – для этого нужно быть выходцем из той сферы, за которую ты отвечаешь в правительстве. Неудивительно, что большое количество министров стали в народе не просто антигероями, а презираемыми фигурами.
Так что смена кадрового состава правительства – один из важнейших вызовов, стоящих перед новым президентом. Да, высокий процент голосов, полученный Владимиром Путиным на президентских выборах, является прежде всего колоссальным кредитом доверия со стороны россиян. Но этот кредит выдан гражданами России под очень большие проценты. Ведь в основе голосования, состоявшегося 4 марта, не столько одобрение курса, которое проводило правительство в предыдущие четыре года, сколько ожидание и даже требование к новому-старому лидеру: осуществить переход к политике развития.
Сегодня политика лавирования между интересами различных групп влияния в правящем истеблишменте себя исчерпала. В ситуации усугубляющегося глобального финансового кризиса, постепенно перерастающего в полноценную катастрофу, у Владимира Путина есть примерно полгода для того, чтобы отработать выданный ему избирателями кредит. В противном случае он столкнется с крайне тяжелой ситуацией. И это, возможно, произойдет уже ближайшей осенью, когда и глобальный финансовый кризис, и связанное с этим падение цен на энергоносители могут совпасть со вступлением в силу всех отложенных и непопулярных мер по сокращению объема социальных платежей. Тут надо вспомнить и неизбежный рост тарифов на ЖКХ, и последствия вступления в ВТО, и начало реализации Федерального закона № 83 «О бюджетных организациях», который эксперты называют «монетизацией образования и медицины»…
В такой ситуации Владимир Путин будет вынужден формировать не бюрократическое, а идеологическое правительство. И тут есть два варианта его формирования.
Первый путь – раздать министерские портфели сторонникам праволиберальной модели, которые уже вовсю готовят второе издание экономической и социальной политики Егора Гайдара (обновленную «Стратегию-2020»).
Второй путь (и я считаю его оптимальным) связан с привлечением в верхушку госаппарата новых кадров и взятием на вооружение совершенно новых принципов государственного правления, чтобы решать задачу технологического перевооружения российской промышленности и создания полноценной национальной промышленной системы.
Именно такая «развилка» ожидает Владимира Путина уже в ближайшем будущем. Отсюда делаем вывод: реальные «выборы» начнутся для него осенью. И избранному президенту придется не просто привести в правительство новых людей, но и кардинально изменить его структуру. России необходим целый ряд министерств нового типа, среди которых ключевыми должны стать министерство авиации, министерство технологии и промышленного развития. Ведь если мы не сможем в кратчайшие сроки мобилизовать страну на модернизацию, то мы обречем себя на роль вечного сырьевого придатка западных экономик.