Учитель разбивает стереотипы
Режиссер Алексей Учитель начал съемки фильма «Восьмерка» по мотивам повести одного из самых востребованных молодых российских писателей Захара Прилепина
Режиссер Алексей Учитель начал съемки фильма «Восьмерка» по мотивам повести одного из самых востребованных молодых российских писателей Захара Прилепина.
Интересно, что повесть еще не издана, и поначалу Алексей Ефимович с Захаром Николаевичем условились, что книга появится одновременно с выходом картины в прокат, однако на днях все-таки решили, что повесть правильнее издать этой весной. Впрочем, книжная «Восьмерка» будет отличаться от киношной уже хотя бы потому, что сценарий пишет не сам автор, а известный кинодраматург Александр Миндадзе. Оператором картины стал Юрий Клименко, с которым Учитель снял свои лучшие фильмы.
В кинематографических кругах принято сетовать на то, что нынче большой дефицит сценарных идей, но при этом продюсеры и режиссеры предпочитают не обращать внимания на современную российскую литературу. А ведь тиражи книг наших писателей в России выше, чем у переводных западных авторов, и, как мудро заметил Михаил Веллер, «наши работают достойно, а что сегодня пишут товарищи французы и американцы – это просто тихий ужас!».
Алексей Учитель решил разорвать замкнутый круг и обратился к новой литературной волне:
– Мне самому удивительно, как меня зацепила эта повесть! Действие происходит накануне нового, 2000 года. Четыре друга-героя – омоновцы, только что отслужившие в армии, им противостоят бандиты. История жесткая: один из мушкетеров-омоновцев полюбил подружку бандита… Когда я рассказываю это друзьям, они улыбаются: «Вот и ты начал ментовские сериалы снимать!» Но это лишь внешний слой, потому что история на самом деле глубокая, искренняя, вечная. Здесь и «Ромео и Джульетта», и анти-«Бригада», и «Три мушкетера» – очень много пересечений, дружба, любовь, предательство. Есть и экшен, есть и юношеская романтика. Я постоянно читаю сценарии, романы, повести, но впервые встретил современное литературное произведение, в котором герои, очень зависимые от государственных и личных обстоятельств, вдруг почувствовали внутреннюю, в первую очередь духовную, свободу. Такого состояния я давно не встречал ни в беллетристике, ни на экране. «Восьмерка» – это один из символов 1990-х, я ездил тогда на белой «восьмерке», но это еще и знак бесконечности…
Все хорошо, но удастся ли маститым режиссеру и оператору, перешагнувшим 60-летний рубеж, снять молодежное кино по повести 36-летнего писателя?
– Мы намеренно не будем гнаться за молодежной киностилистикой, – говорит Алексей Ефимович. – Если бы я ударился в такие эксперименты, точно бы провалился, потому что каждый должен работать в той манере, которая ему близка.
Чтобы добиться правдивости, Учитель сделал ставку на абсолютно неизвестных молодых актеров. Главного героя сыграет омич Алексей Манцыгин, его возлюбленную – второкурсница Щукинского училища Дарья Урсуляк.
Алексей Учитель взялся разбить еще один стереотип: действие фильма происходит под Новый год, и режиссер хочет снять новогоднее кино не как пустышку-комедию, а как настоящую драму, прямое и честное кино.
В отличие от предыдущей высокобюджетной, щедро спонсируемой РЖД и обласканной Первым каналом картины Учителя «Край» нынче все будет скромнее. История должна тронуть зрителя не эффектными сценами, а искренностью. Основные съемки пройдут на территории Кировского завода, где, по словам режиссера, он нашел целый город с улицами, площадями, индустриальной натурой.
Съемки продлятся до конца осени, и если все сложится удачно, фильм выйдет в конце года или в начале следующего.