И богатые тоже любить умеют!..

Состоялась премьера нового сериала «Личные обстоятельства»

Состоялась премьера нового сериала «Личные обстоятельства»

Все познается в сравнении. И когда в течение недели ты наблюдаешь одновременно в эфире одного из главных телевещателей страны сразу два сериала, то невольные сопоставления напрашиваются сами собою. Тогда один аудиовизуальный продукт поневоле выступает в роли «комментатора» другого. И наоборот. При той суете, которую Первый канал развел вокруг «новой Гай Германики», реклама другого эфирного творения – мини-сериала «Личные обстоятельства» – показалась даже чересчур скромной. Но свою аудиторию лента режиссера Алексея Лебедева все же нашла. Более того, приходилось уже сталкиваться с мнениями о том, что «Личные обстоятельства» привлекают к себе гораздо больше внимания, чем выспренные постановочные потуги и претензии «Леры Калигулы».

Ситуация с точки зрения профессии вполне объяснима, так как Алексей Лебедев далеко не новичок в большом кино и сериальном бизнесе. Еще в середине 1980-х его «Фуфло» привлекло внимание критиков своей необычной постановкой вопроса о современном герое, лишенном моральных координат в жизни. Затем были более или менее успешные попытки режиссуры в сериальном кино, в том числе и в одном из лучших сериалов 90-х – «Охота на Золушку». И вот новое десятилетие, и «новый Лебедев», уверенно осваивающий социальные и бытовые реалии российской действительности времен стабильности поры второго и третьего президентов. Очевидно, что и драматургические открытия в подобной ситуации возможны там, где хотя бы что-то происходит. А посему жанр криминальной мелодрамы оказался для режиссера наиболее адекватен в решении творческих задач – поведать необычную историю о социальной несправедливости и о любви, которая сию несправедливость помогает преодолевать.

Хотя, если бы социологи вооружились своими научными лупами и микроскопами опросов и исследований, то они наверняка бы обнаружили в главном герое «Личных обстоятельств» – докторе Германе Кузнецове – все признаки наличия принадлежности к тому самому среднему классу, который нынче так громко заявляет о себе в сфере политической, но пока еще не обрел своих певцов и летописцев в сфере художественной. Выбор узнаваемого актера, Андрея Соколова, на главную роль стоит назвать удачным, ибо ему всегда удавалось передать ощущение реальности поведения своих героев, даже тогда, когда сценаристы, продюсеры и режиссеры изобретали самые невероятные личные обстоятельства. В нынешнем их варианте сюжет закручен так лихо, что поневоле кажется нереальным и почти фантастическим, если бы не одно «но»… Его событийные отголоски можно обнаружить в ряде резонансных дел, связанных с громкими ДТП и широко освещавшимися в СМИ в последнее время. Достаточно вспомнить трагическую историю столкновения двух иномарок на Ленинском проспекте в Москве. Или трагедию на пешеходном переходе в Брянске.

Впрочем, Алексей Лебедев как автор не настаивает на точном соответствии фабулы своего сериала тому, что происходит нынче на российских дорогах. Стартовый зачин фильма – лишь отправная точка для повествования о том, что и богатые тоже любить умеют, а социальная справедливость – вещь достижимая не только с помощью правоохранительных органов, но и могучей Всемирной сети. Хотя в контексте сюжета «Личных обстоятельств» иные повороты интриги приобретают характер достаточно вольного допущения. Могло быть так, как показано в сериале. А могло и не быть…

Оказаться участником ДТП с жертвами может любой гражданин. Что, собственно, и происходит с героем Соколова. Но не в каждом ДТП виновницей становится дочь богатея Сундукова. Врач Кузнецов мужественно борется за жизнь девочки, чьи родители погибают в аварии. А вот девушка-мажор Ирина (Валентина Лукашук) качает права и получает от героя заслуженную пощечину. Дальше начинается месть олигарха Сундукова, который всеми правдами и неправдами пытается поставить зарвавшегося, с его точки зрения, эскулапа на место. Владимир Меньшов играет эту роль сочно и со вкусом, демонстрируя пролетарское прошлое и брутальную классовую уверенность хозяина жизни в своих силах, возможностях, а главное – праве решать, кто прав и кто не прав в этом мире. Только в его системе ценностей оказывается слабое звено – молодая жена Катя (Олеся Судзиловская). Ее-то и похищает обиженный на Сундукова доктор Кузнецов…

Думаю, дальше пересказывать сюжет не имеет смысла, так как зрители со стажем сразу догадаются о последствиях подобной уголовно наказуемой акции со стороны главного героя. Возникающая коллизия придает сериалу дополнительный драматургический импульс и лишает его банального линейного развития. Возникающая симпатия между похитителем и похищенной – мотив, не однажды обыгранный в литературе и кино. В сериале Алексея Лебедева он преображает жанр фильма из криминальной драмы в любовную мелодраму. Режиссер, наверное, не без умысла соединил вместе Соколова и Судзиловскую. Пара, надо сказать, получилась убедительная и красивая. Особенно если помнить о том, кто у героини муж. Чувства возлюбленных оказываются сильнее социальных перегородок и предрассудков. И как-то уже особенно не задумываешься ни о логичности действий мстителя Сундукова, ни о причудливости мотивов, по которым он меняет свое отношение к происходящему, ни о методах, применяемых к непокорному доктору. Все эти уголовно-правовые аспекты как-то растворяются в отношениях главной пары героев с теми людьми, которые их окружают. И, наверное, это и спасает сериал от банальности сценарных выдумок, необходимости рисовать картину достоверного оправдания поступков основных фигурантов истории с похищением.

Оно оказалось опасным. Очень опасным. Но, как известно, в наших сериалах при всех крайностях фабульных интриг должны сохраняться и устойчивая вера в лучшее, и надежда на разрешение всех мыслимых и немыслимых конфликтов. В этом смысле «Личные обстоятельства» подобным требованиям отвечают, оставляя в финале в зрительской душе сладкое чувство социальной справедливости по отношению к сильным мирам сего, которые – о чудо! – не властны над чувствами тех, кто от них зависит. Чем заканчивается подобное заблуждение для таких «масштабных» личностей нашего времени, убедительно продемонстрировано Алексеем Лебедевым в сериале. Только, к сожалению, на всех олигархов не хватит выдумки сериальных сценаристов. И не на каждого Сундукова найдется свой доктор Кузнецов. И в этом есть суровая правда жизни, отличающая реальность вокруг нас от реальности экранной. А пока мы можем сполна порадоваться за любовь красивой пары героев, которой уже никакой олигарх не страшен.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.