«Критические отзывы я изучаю лично»

Улучшение налогового климата – основная задача налоговых органов Санкт-Петербурга

 

Улучшение налогового климата – основная задача налоговых органов Санкт-Петербурга

 

Мало кто любит общаться с налоговой службой, но все понимают, что без этой службы – точнее, без собираемых ею налогов – страна не прожила бы и дня. К тому же, по мнению людей, которым лично приходится заниматься налогами – руководителей и бухгалтеров фирм, индивидуальных предпринимателей, «свободных художников», – в последние годы работать с Федеральной налоговой службой намного комфортнее, чем раньше: меньше стало волокиты, придирок, практически не возникает конфликтных ситуаций. О том, как улучшается налоговый климат, – наш разговор с руководителем Управления Федеральной налоговой службы (ФНС) по Санкт-Петербургу Валентиной КОРЯЗИНОЙ. 

– Валентина Анатольевна, начнем разговор с главной проблемы: как выполняется задание по сбору налогов? 

– Не могу согласиться с тем, что это – проблема, во всяком случае в Петербурге. Управление в 2011 году обеспечило поступления доходов в бюджет в сумме 315 миллиардов рублей, что на 10,7 процента выше, чем в 2010 году. В городской бюджет было перечислено 232 миллиарда рублей, что на 30 миллиардов больше, чем в 2010 году.

Пользуясь случаем – предложением вашей газеты рассказать о налоговом климате в Петербурге, я хотела затронуть тему электронных услуг, которые мы предоставляем гражданам и организациям. 

– Это дань моде? Сейчас на каждом втором совещании в правительстве говорят об электронном правительстве, о переходе на электронный документо­оборот…

– Если это и мода, то она пришла всерьез и надолго. Объясню, почему для нас, налоговиков, так важна тема электронных услуг: мы стремимся сделать нашу службу максимально дружественной к налогоплательщикам.

Сегодня налоговая служба функционирует как хорошо отлаженный механизм. Подавляющее большинство плательщиков вовремя сдают отчеты, корректно высчитывают суммы, которые необходимо уплатить в бюджет. Благодаря совместной работе налоговых органов с налогоплательщиками постоянно повышается уровень налоговой грамотности населения, социальной ответственности бизнеса. Налоговые органы, со своей стороны, создают максимально комфортные и благоприятные условия для исполнения налогоплательщиками их налоговых обязательств. Мы хотим максимально упростить общение с нами, сделать его минимально затратным по времени, а проще всего это осуществить, переведя общение в электронную форму, на бесконтактные формы взаимодействия.

– И как именно интернет поможет общению с вами?

– Перечислять все было бы слишком долго, сейчас Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам 22 электронных онлайн-сервиса, например, «Узнай свой ИНН», «Заполнить платежное поручение», «Подача заявления физического лица о постановке на учет», «Подача электронных документов на государственную регистрацию», «Узнай свою задолженность».

 – Это услуги для юридических лиц или для граждан?

– Мы заинтересованы в том, чтобы электронными услугами пользовались как физические, так и юридические лица. Но с компаниями, предприятиями, где работают опытные руководители и бухгалтеры, проблем нет – они хорошо знают наш сайт. А вот у обычных граждан, которые платят налоги, к примеру, раз в год – за машину, за имущество, или декларируют свои доходы, – нет навыка заполнения налоговых документов, иногда они даже не в курсе требований законодательства. К примеру, человек получил требование об уплате транспортного налога – но машины у него уже нет, продал по доверенности. Когда он приходит в районную налоговую, ему, конечно, помогают, объясняют, что если он не снял машину с учета в ГИБДД, то она будет числиться за ним и транспортный налог должен заплатить именно собственник. Но когда таких плательщиков под миллион человек, вы представляете, сколько времени это требует. На нашем же сайте гражданин может найти ответы на все вопросы по налогообложению и касательно деятельности налоговых органов Петербурга, там же можно скачать или оформить часть документов.

Многим налогоплательщикам известны сервисы «Узнай свою задолженность», или, например, «Проверь себя и контрагента», где можно проверить партнеров по бизнесу, в частности, узнать, вовремя ли сдает фирма, с которой вы хотите заключить договор, налоговую отчетность. Если нет – лучше дела с ней не иметь.

– А если мне что-то не нравится в работе инспекции, в которой я отчитываюсь, но я опасаюсь конфликтовать с ней?

 – На сайте размещена анкета для граждан, при помощи которой они могут оценить работу налоговых инспекторов, высказать, чем недовольны или что им понравилось. Критические отзывы и оценки работы наших сотрудников я изучаю лично, рассматриваю каждую претензию. Особенно стыдно и обидно становится, когда поступают жалобы на некорректное, а иногда и хамское отношение к налогоплательщикам. Такие поступки инспекторов не остаются без внимания, и при поступлении такого рода жалобы следует жесткая реакция вплоть до увольнения. Правда, частым поводом для недовольства граждан служат очереди в инспекциях, особенно в периоды массовой сдачи отчетности. Но ведь именно для того, чтобы не было очередей, мы и вводим электронные услуги. Также планируем в ближайшее время установить во всех инспекциях в помещениях для посетителей веб-камеры, чтобы человек, прежде чем идти в инспекцию, мог посмотреть, велика ли очередь. Такой сервис уже реализован в двух инспекциях – это Единый центр регистрации и межрайонная ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу, одна из крупных инспекций, расположенная в Выборгском районе.

– Ваши электронные услуги востребованы?

– Да, например, в 2010 году сервисом «Узнай свою задолженность» граждане воспользовались 1 миллион раз, в прошлом – уже полтора миллиона. 

– Я несколько раз получал уведомления, что не заплатил 3 или 5 рублей какой-то пени – притом что здоровенный конверт, в котором приходило письмо, стоит рублей 10, да еще марок на нем рублей на 30 наклеено. 

– Именно об этом я и говорю: вместо того чтобы ждать письма, человек должен сам проверить наличие задолженности и погасить ее. Мы же не имеем права самостоятельно «прощать» долги, решая, какой большой, какой маленький. 

Всего за гражданами числится недоимка более чем в 7 миллиардов рублей – в основном по транспортному налогу. Она будет взыскиваться всеми предусмотренными законодательством способами, в том числе через суд.

– 7 миллиардов – сумма солидная. А сколько должны юридические лица?

– Порядка 19 миллиардов рублей. Эта сумма включает в себя и задолженность банкротов, и отсутствующих должников. Однако и среди организаций, активно ведущих хозяйственную деятельность, количество должников остается очень значительным. С ними мы тоже работаем, например, те фирмы, материалы на которые мы передали в Следственный комитет, не дожидаясь возбуждения уголовных дел и судов, заплатили 130 миллионов рублей недоимки.

С физических лиц задолженность тоже может быть взыскана в судебном порядке, поэтому – лучше заплатить свой долг, чем лишиться возможности выезда за рубеж или даже имущества. 

– Все ли, кроме части «забывчивых» авто­владельцев и обанкротившихся фирм, честно платят налоги? Кто еще пытается уклониться, смошенничать?

– Честно рассчитываются с государством подавляющее большинство плательщиков, но не все. Один из известных способов ухода от налогов – выдача «серых» зарплат. Но при управлении работает межведомственная комиссия, на которую мы приглашаем работодателей и предлагаем объяснить: как это у них люди соглашаются работать за 5–7 тысяч рублей в месяц? Такие беседы, как правило, помогают. Работодатели погашают задолженность по уплате налога на доходы физических лиц, перестают занижать налогооблагаемую базу, а это напрямую связано с увеличением поступления налога в бюджет. Именно налог на доходы физических лиц является основным источником доходов Петербурга – 42 процента в общей массе поступлений. 

Также проблемным налогом остается налог на добавленную стоимость, так как недобросовестные налогоплательщики используют возможность возмещения данного налога из бюджета в противоправных целях. Так, в 2011 году налоговые органы провели 18 тысяч налоговых проверок по вопросу обоснованности возмещения НДС, в ходе которых выявлялись случаи применения различных схем для незаконного возмещения НДС. По результатам таких проверок отказано в возмещении налога на добавленную стоимость более чем 14 миллиардов рублей. 

По инициативе управления в 2011 году в целях предотвращения незаконного возмещения НДС из бюджета было скоординировано взаимодействие с правоохранительными органами, прокуратурой города и Следственным комитетом.

– Но есть еще один способ минимизировать налоги – «договориться» с вашими сотрудниками. В прежние годы такие прецеденты были, в том числе – по соучастию налоговиков в рейдерских захватах, по незаконному возмещению НДС.

– Да, в прошлом году было возбуждено два уголовных дела в отношении сотрудников налоговых органов. Это результат совместной работы службы собственной безопасности управления и Следственного комитета.

По вопросу коррупционных проявлений управление занимает жесткую позицию – мы без сожаления расстаемся с сотрудниками, утратившими доверие. А уголовные дела – это уже компетенция правоохранительных и судебных органов.

К сожалению, текучесть кадров в налоговых органах Санкт-Петербурга – около 20 процентов в год. Люди набираются опыта и уходят в коммерческие фирмы, в иные органы власти и управления, на их место приходят новички. Но это не снижает уровня ответственности сотрудников – мы должны соответствовать требованиям, которые предъявляет нам служба.

В заключение повторю: если у вас есть претензии, пожелания к налоговой службе – пожалуйста, обращайтесь, пишите на наш сайт, заполняйте анкеты – все ваши замечания будут внимательно рассмотрены и учтены.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.