Рады бы в рай, да долги не пускают

В Вологодской области ищут способы сокращения регионального госдолга, приблизившегося к рекордным показателям

В Вологодской области ищут способы сокращения регионального госдолга, приблизившегося к рекордным показателям

В Вологодской области начнут проводить новую бюджетно-финансовую политику. Главное ее отличие в том, что теперь основная часть денег из региональной казны станет выделяться на долгосрочные целевые программы. Причем под двойным контролем. Ведь кроме областной контрольно-счетной палаты в каждом из районов будут работать и свои независимые от местных администраций аудиторские органы. Пойти на этот шаг заставляет острая необходимость: Вологодская область, еще несколько лет назад считавшаяся регионом-донором, теперь все сильнее скатывается в финансовую яму.

Дефицит регионального бюджета достиг почти максимальной в новейшей истории 15-процентной отметки, а госдолг Вологодчины увеличился почти в 20 раз (!) и вплотную подошел к 26-миллиардной отметке. Для области, годовой консолидированный бюджет которой сейчас составляет менее 40 миллиардов рублей, это гигантская сумма.

Причем стремительный рост госдолга наблюдается на фоне вполне благополучных макроэкономических показателей. Производство растет, число официально зарегистрированных безработных упало до докризисного уровня, остатки вкладов на банковских счетах населения каждый год в среднем увеличиваются на треть.

По мнению заместителя губернатора области, начальника департамента финансов Сергея Тугарина, у этого парадокса сразу несколько причин.

– К сожалению, область по-прежнему ощущает посткризисные процессы, – считает Сергей Станиславович. – На фоне медленного восстановления цен на череповецкий прокат тарифы на основное сырье для черной металлургии растут опережающими темпами. Как следствие, рентабельность продукции комбината значительно сократилась. А 20-процентный рост производства в химической отрасли не смог компенсировать потери для казны от сократившегося поступления «металлургических» денег. Тем более что рентабельность «Аммофоса» и «Азота» в нынешних условиях тоже невысока. А тут еще основные кредиты под свою реконструкцию крупные предприятия взяли в валюте. Расплачиваться по ним также приходится по валютным процентным ставкам. И во второй половине прошлого года, когда национальная денежная единица заметно ослабела, это стало еще одним непростым испытанием для вологодской экономики. С ростом курса доллара наши крупные предприятия тогда потеряли до 600 миллионов рублей!

И во многом главный областной финансист, безусловно, прав. В прошлом году из-за снижения прибыли на ОАО «Северсталь», некогда главном налогоплательщике в областной бюджет, региональная казна недосчиталась 9 миллиардов рублей. Вот и в этом году выпадающие доходы для бюджета от самых крупных региональных предприятий оцениваются в 10–11 миллиардов. 

Вместе с тем, по мнению ряда областных депутатов, к столь плачевному положению регион привели не только объективные, но и субъективные причины. По результатам оценки Минфина, Вологодская область вошла в число регионов с низким качеством управления региональными финансами. Единственным оправданием этому может служить только то, что, заплатив дорогую цену в виде многократного роста госдолга, область все же смогла выполнить все социальные обязательства перед населением и муниципалитетами. 

– У нас нет муниципального долга, – констатировал Сергей Тугарин. – Весь груз социальной ответственности областной бюджет взял на себя.

Другое дело, что груз этот с каждым месяцем становится все тяжелее. Поэтому назрела явная необходимость в модернизации финансовой системы. 

– Оптимизация областного бюджета возможна за счет трех основных слагаемых, – считает председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Вологодской области Алексей Канаев. – Увеличения собственной доходной базы, сокращения расходов и повышения эффективности бюджетных трат. Детальный анализ развития региональной экономики в ближайшей перспективе не позволяет рассчитывать на поступление ощутимых дополнительных доходов. С учетом того, что 70 процентов областного бюджета – это различные социальные гарантии и программы, кардинально сокращать расходы мы тоже не имеем права. Остается одно – сделать ставку на более эффективное расходование имеющихся денежных средств.

В качестве одной из конкретных мер предлагается переход на программное исполнение бюджета. Сейчас доля таких расходов в областном бюджете составляет около 17 процентов и практически не меняется за последние годы. Кстати, для сравнения: в Карелии в 2010 году такие траты составили более 90 процентов, а в Ярославской области – около 66. За счет этой и других аналогичных мер предполагается, что уже к 2014 году Вологодчина снова станет финансово самодостаточной. Смогут начать жить по средствам и многие муниципалитеты. Уже к концу текущего года за счет развития экономики и малого бизнеса, а также улучшения собираемости налогов бездотационными должны стать 14 районов и 49 сельских поселений. Ну а к 2014 году в этом списке могут оказаться уже 20 городов и районов. 

При этом распределение собранных в казну бюджетных средств будет осуществляться в условиях максимальной прозрачности и открытости. В течение двух ближайших лет проекты всех без исключения долгосрочных целевых программ пройдут через обязательную процедуру публичного обсуждения и будут открыты для необходимых корректировок с учетом мнения населения. Предложено также создать и специальный интернет-сайт, на котором любой желающий сможет наглядно увидеть, как и на что расходуются бюджетные деньги области, всех районов и поселений.

 

прямая речь

Георгий Шевцов, председатель Законодательного собрания 

Вологодской области:

 – Недавно мы провели парламентские слушания по проблеме оптимизации регионального бюджета. Пытались найти ответы на два извечных вопроса: кто виноват и что делать? Услышали, что виноват всемирный экономический кризис, и обсудили предложения областных финансистов по поэтапному выходу из долговой кабалы. 

Прежде всего области необходимо сокращать расходы, не позволять нерациональных трат и начинать по-настоящему зарабатывать деньги. И, конечно, необходимо улучшать собираемость налогов. У нас немало предпринимателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, которые продолжают выдавать зарплату в конвертах и таким образом уходят от налогов. Поэтому налоговое администрирование стоит на повестке дня как никогда остро. Мы ждем, что в ближайшее время правительство области разработает конкретные меры по выходу из этой сложной ситуации. Дальше будем думать о том, как двигаться вперед. 

 

между тем… Нагрузку на бюджет снизит сокращение госгарантий

К концу 2013 года в три раза должен сократиться размер государственных областных гарантий, составляющих сейчас значительную часть регионального госдолга Вологодчины.

Финансовые госгарантии, как правило, подразумевают резервирование бюджетных средств под привлечение крупных кредитов, необходимых, например, для завершения масштабных строек областного уровня. На начало текущего года объем таких гарантий составлял 6,6 миллиарда рублей. К декабрю он должен сократиться до 4 миллиардов, а к концу 2013-го – до 2,2 миллиарда рублей. Достигнуть такого результата предполагается за счет формирования специального залогового фонда и введения платы для вновь выдаваемых гарантий крупным коммерческим компаниям.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.