Те же бесы, только в профиль
Антиклерикализм набирает обороты – атака на РПЦ вышла на новый виток
Антиклерикализм набирает обороты – атака на РПЦ вышла на новый виток
В минувшую субботу патриарх Кирилл впервые высказался по поводу скандальной акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Он назвал ее глумлением над святыней, а попытки оправдания кощунства со стороны православных верующих – недопустимыми. И страсти вокруг этого происшествия вновь разгорелись. Одна из анонимных участниц группы, оставшаяся на свободе, разразилась оскорблениями в адрес Святейшего. И тут же пошел вал новых «разоблачений» патриарха и РПЦ. Похоже, подтверждаются слова анонимного офицера ФСБ, что в последнее время на дискредитацию РПЦ некими силами выделены крупные средства. Так что скандал с девичьей панк-группой лишь звено в длинной цепи. Но и на его примере уже можно сделать кое-какие выводы.
Первый, в общем-то, очевиден: мы имеем дело с полномасштабной провокацией. Но он несет в себе два вопроса: против кого именно провокация и кто ее заказчик? Ответы не так уж просты. Казалось бы, произошла очередная антицерковная акция, каких за годы церковного возрождения в России была масса. Да и раньше, в глухой застой, когда комсомольские отряды выводили из храмов на Пасху молодежь, а в церковные окна летели камни. Не говоря уж о 60-х, 30-х, 20-х годах со взорванными храмами и вскрытыми гробницами святых. Это нормально: Церковь Христова в этом мире все время находится на войне против зла…
В СМИ попадает лишь сотая часть таких историй. Не заметили бы они и «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Как не заметили выступление тех же девиц за два дня до этого в Богоявленском соборе в Елохове. По словам настоятеля храма, девушки, «развернув гитары, пытались что-то играть». Закончилась акция, как и многие подобные: служители храма и мужчины-миряне нарушительниц благочиния вывели на улицу, отчитали и отпустили с Богом. В полицию никто, конечно, не обращался – если реагировать на каждую такую выходку бесящейся молодежи, времени на службы не останется. Позже кадры перформанса в Богоявленском соборе вошли в ролик группы, посвященный «концерту» в соборе Христа Спасителя. Совершенно ясно, что это была «репетиция» перед явлением «Бунтующих вагин» (так можно перевести Pussy Riot) в главном храме страны.
Но удар был направлен не только на Церковь. Здесь полезно будет напомнить хронологию событий. В начале года Борис Березовский из Лондона понуждал патриарха Кирилла… «мирно, мудро, по-христиански» взять власть из рук Владимира Путина и передать ее народу. Вряд ли Борис Абрамович верил, что патриарх послушно включится в эту игру. Это был лишь первый ход в задуманном гамбите…
Ответный ход сделал патриарх, который на встрече кандидата в президенты Владимира Путина с религиозными деятелями четко дал понять, что РПЦ считает его кандидатуру единственно возможной.
Тогда стало предельно ясно, что с Церковью этой компании каши не сварить. И тогда в ход пошли спин-приемы. Первую «черную метку» патриарх получил от известной оппозиционной газеты, опубликовавшей статью о его «сомнительном бизнесе» и «несметных богатствах». Рассчитана статья была, разумеется, на людей светских, плохо разбирающихся в вопросе, поскольку все факты, приведенные в статье, давным-давно частью были объяснены, а частью опровергнуты. Но публикация создавала информационную почву для последующих событий.
И они не замедлили. 20 января «пуси» исполнили на Лобном месте Красной площади скабрезные куплеты, в которых хулили Путина и предлагали, по их собственным словам, «сценарий бунта в России». А 21 февраля те же разноцветные девицы устроили дебош в храме Христа Спасителя – и стало ясно, что та часть оппозиции, которая стоит за всем этим, одновременно с ненавистным им кандидатом в президенты метит в РПЦ.
Можно, конечно, сказать, что девушки пришли воззвать к Богородице о горячо желаемом ими уходе Путина. Но богохульные возгласы, которые они при этом издавали, и тот факт, что кривлялись они на священном месте (солее и амвоне, на которых могут находиться только служители храма), говорит о том, что перед ними стояла четкая задача – спровоцировать верующих. Да девицы, в общем-то, этого и не скрывают.
– Нам было важно спеть именно у алтаря, а не на улице перед храмом. То есть в месте, куда женщинам вход категорически запрещен. Дело в том, что РПЦ ведет пропаганду крайне консервативных ценностей, в которые не вписываются такие понятия, как свобода выбора и формирования политической, гендерной и сексуальной идентичности, – заявила одна из них.
Надо же, в их систему ценностей Церковь не вписывается… Вообще-то, она не вписывается в систему ценностей мира сего. Ну да ладно, простим девицам их наивную наглость и их неведение, что в алтарь женщины вообще-то входят – по благословению священника.
И можно было бы вообще простить этих не очень умных и образованных, но, очевидно, искренних в своих заблуждениях девушек – как простили их за попытку устроить дебош в Богоявленском соборе. Но… Их сняли на камеры журналисты. Вот так, случайно оказались в этот момент в храме и сняли. И сразу стало ясно, какими пешками предполагается пожертвовать в этом гамбите.После того как акция была широко растиражирована в прессе, властям не осталось ничего иного, как принимать меры. Потому что деяние подпадает под УК.
Церкви тоже ничего не оставалось, как одобрить действия властей: просто теперь, если девицы не будут наказаны, тысячи бесноватых по всей России будут знать, что в храмах РПЦ можно творить что угодно.
И вот уже в Великом Устюге сумасшедший порубил в церкви старинные иконы, а в Невинномысске другой такой же учинил в храме разгром, осквернил алтарь и чуть не зарезал священника. Очень подозреваю, что оба насмотрелись репортажей с акции Pussy Riot.
Как ни странно, больше всего заказчикам действа подыграла не широкая общественность, которая в массе склонна скорее осуждать панк-девиц, а часть православного и околоправославного сообщества. А именно люди из категории «захожан» – изредка появляющихся в храмах – и неофитов – недавно воцерковленных и пылающих «ревностью не по разуму». Впрочем, не исключаю, что среди вторых в данном случае затесались и сознательные провокаторы. Потому что последовавшие от них призывы сжечь девиц на медленном огне, подвергнуть групповому изнасилованию, посадить на колья и закатать в асфальт ничем, кроме дискредитации православия, назвать нельзя. А услышав такие вещи, представители первой группы кинулись в иную крайность – защиту «невинно страдающих девочек», которые якобы ничего плохого не хотели. Защитники эти тоже крайне агрессивны и не хотят слышать аргументов противоположной стороны. Они заранее уверены, что девушкам светит реальный срок (называют максимальный по этой статье – семь лет), и по этому поводу уже ведутся разговоры о «мученицах» и «узниках совести». Хотя любому разумному человеку ясно, что самое большее, что грозит хулиганкам, – года по два условно. К защитникам тут же пристали «революционеры», некоторые либеральные журналисты, раскольничьи группы, не признающие Московского патриархата… В общем, все те же лица, которые всегда объединяются при первом крике: «Ату РПЦ!» – и с удовольствием ее травят.
Стоит только посочувствовать Святейшему Кириллу и мужественному батюшке, главе синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества отцу Всеволоду Чаплину, не боящемуся говорить миру неудобные истины, – именно они смиренно и достойно несут крест поношений.
Тем временем вконец распоясавшиеся секулярные витии громоздят одну нелепость на другую.
– Я считаю, что РПЦ МП должна быть распущена, – заявил известный политолог Станислав Белковский. – История с Pussy Riot подталкивает нас к этому пониманию.
Кто-то договорился до того, что на месте храма Христа Спасителя вновь должен быть построен бассейн, кто-то грозит попам новым 1918 годом. Вот они, большевики и комсомольцы, ломавшие храмы и выплясывавшие на иконах. И нисколько не изменились – те же бесы, только в профиль.
Под конец пальнула тяжелая артиллерия: в только что заведенном «Живом журнале» Борис Березовский публикует удивительно циничный пост, в котором, облив грязью Россию, всех русских, православие и Церковь, претендует на роль нового «крестителя» страны, подпавшей под «языческую власть». Святый равноапостольный отче Борисе, прости Господи…
Журналист Александр Невзоров, пользуясь своей репутацией «главного антихриста» российского медиапространства, откровенно прокомментировал эти претензии:
– По видению Бориса Абрамовича, Христос в России бесхозен, и его надо приватизировать, как в свое время ЛогоВАЗ.
Однако Березовский – не кукловод, его тоже используют. Кто? Этим вопросом задаются многие, в том числе и депутаты Госдумы, группа которых предложила запросить в Следственном комитете и Генпрокуратуре информацию об организаторах и заказчиках «панк-молебна». Заказчики, безусловно, есть. Это люди, проигравшие президентские выборы. Но не те, которые значились кандидатами. Все это время они пребывают в тени, сидя в очень высоких властных кабинетах. И их не будут арестовывать за организацию хулиганства – они просто тихо уйдут со своих постов. Как проигравшие.
Потому что они проиграли и в этот раз. Все потуги провокаторов-хулителей закончились пшиком – не достигнув целей, страсти утихают. Представители всех традиционных религий на Межрелигиозном совете осудили акцию и ясно определили ее как кощунство. Лишь неуемный Борис Абрамович грозится в светлую Пасху объявить о создании христианской партии, которая разгонит в России все темные силы. Смотрится это комично. Хотя до смеха ли?..
Второй же вывод из этой истории неприятен для православного сообщества России. Если так много мирян и даже священников РПЦ повелись на дешевую провокацию и кинулись защищать людей, которые, по идее, должны были оскорбить их религиозные чувства, то, значит, среди множества православных существует некое недопонимание сущности исповедуемой ими веры. Они переходят на позиции толстовского непротивленства, забывая, что это учение осуждено Церковью. Да и в той ли Церкви они пребывают, в какой хотели бы?..
– Если вдруг отлучат от Церкви, что будет совсем уже странно, перейду в другую христианскую конфессию, – равнодушно уронила в интервью антицерковному порталу 24-летняя Лида Мониава, первой поместившая в своем «ЖЖ» письмо в защиту «пусей».
Православна ли девушка, готовая так легко уйти из Церкви, которую, вообще-то, должна считать единственно истинной?..
С явлением «православия-лайт» РПЦ придется еще много и терпеливо разбираться. Пока же можно сделать третий вывод: церковные реформы, начатые патриархом Кириллом, расширение православной миссии и твердая позиция Святейшего в поддержке курса Владимира Путина на укрепление страны до беснования раздражают врагов нашего государства.
«Антиклерикалами движет реальный, но сладкий страх»Виталий Каплан, редактор отдела культуры журнала «Фома»:
– Современными антиклерикалами движет вполне реальный страх. Они действительно боятся, что Церковь получит политическую власть в стране и установит тоталитарную диктатуру, начнет силовыми способами подавлять всякое инакомыслие, загонит несогласных в концлагеря. Иные договариваются и до костров инквизиции. Но у такого страха есть интересные оттенки. Я бы сказал, что это сладкий страх. Чем-то сродни ужастикам про Черную Простыню и Красное Пятно, которые дети в летних лагерях рассказывают после отбоя. Очень заметно, что антиклерикалам нравится бояться. Это ведь очень эстетично – надвигающаяся Тьма, и горстка безупречных борцов встает у нее на пути, и предполагаемый их пепел будет стучать в чьих-то сердцах, а память – жить в будущих веках. Но подобная эстетика всегда завязана на догадке, что все-таки обойдется, что минует чаша сия.
«Надеть крест – оскорбление, нагадить в храме – свобода творчества?»Отец Андрей Кураев, миссионер:
– В мире набирает силу идеология, радикально враждебная по отношению к христианству и к традиционным религиям в целом. Например, в Англии сейчас запретили носить крестики на работу, из Америки пришла новость, что нельзя теперь поздравлять с Рождеством Христовым. А выходка Pussy Riot не выходка одиночек, боюсь, что за этим стоит серьезная группа людей с жесткими представлениями о том, каким должен быть мир (а не их квартал). Эта сила называется «крайний либерализм», но ведет она себя на самом деле крайне тоталитарно. Она считает себя вправе запрещать христианам все что угодно, а «своим людям» поощряет любые издевательства над христианской верой. Если я пришел на работу с нательным крестиком, это оскорбляет нерелигиозных людей, а если кто-то пришел и нагадил в храме, то это свобода творчества. Это проявление установки на изживание остатков христианства из современного (сначала западного, а потом уже, наверное, и вообще) мира.
Провокации и информационные войны против РПЦ в современной России
1990 год
• Убит протоиерей Александр Мень, настоятель Сретенской церкви в Новой деревне. Неизвестный рассек ему голову, предположительно топором. Убийца не найден.
1991 год
• Архиерейский собор раскольничьей «Украинской православной церкви» 1 ноября сопровождался активной кампанией против РПЦ в украинской и мировой прессе.
1993 год
• В Пасхальную ночь в Оптиной пустыни убиты монахи Василий, Трофим и Ферапонт. Убийца, объявивший себя сатанистом, признан психически больным. Многие СМИ поместили интервью с ним.
1997 год
• Показ по НТВ в Великий пост фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», по мнению православных содержащего кощунственные сцены, заставил патриарха и Священный синод сделать заявления, в ответ на которые со стороны СМИ была предпринята атака на РПЦ (более 30 публикаций). Заявления патриарха и Синода нигде в светских СМИ не были опубликованы.
1998 год
• После массового возмущения православных перформансом «Юный безбожник», в ходе которого художник-концептуалист Авдей Тер-Оганьян публично разрубил топором несколько православных икон, на его защиту встали светские СМИ.
Конец 1990-х – начало 2000-х годов
• Публикации в некоторых российских СМИ обвиняют митрополита Кирилла в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х годов правительством РФ налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции. Бывший в 1999–2000 годах главой налоговой службы России Александр Починок уверенно опроверг эти обвинения, тем не менее они порой звучат и сейчас.
1999 год
• Убит иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель Свято-Троицкого храма в поселке Тура Красноярского края. Убийца – последователь кришнаизма – отрезал жертве голову.
• Художник-концептуалист Олег Мавроматти провел в Великий пост на территории Института культурологии Минкульта РФ акцию, в ходе которой его привязали к кресту из досок, после чего ассистенты прибили его руки гвоздями. На спине Мавроматти бритвой были вырезаны слова: «Я не сын Бога».
• Перед прославлением в лике святых царя-страстотерпеца Николая выходит роман Бориса Акунина «Коронация, или Последний из Романов», содержащий клевету на царя и его семью.
2003 год
• Некоторые экспонаты художественной выставки «Осторожно, религия!» в Общественном центре имени Андрея Сахарова настолько оскорбили верующих, что несколько православных молодых людей попытались учинить на ней погром. Это стало поводом для очередного всплеска обвинений против Церкви.
2007 год
• После подписания Акта о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ в зарубежных и части отечественных СМИ прошла кампания дискредитации объединения, что отозвалось отколами от РПЦЗ нескольких групп верующих.
• Опубликовано открытое письмо десяти академиков РАН президенту Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. Там была открыта борьба против преподавания в школах основ православной культуры, которая не утихает до сих пор.
2008 год
• После того как в храме равноапостольной княгини Ольги в Стрельне была вывешена икона святой Матрены Московской, рядом с которой был изображен Иосиф Сталин, либеральные издания долго обвиняли РПЦ в «сталинизме», хотя инициатива вывесить икону исходила только от настоятеля храма.
• Скандал с извергнутым из сана епископом Чукотским Диомидом, пошедшим на открытый конфликт со священноначалием, был подхвачен как либеральными, так и крайне консервативными критиками РПЦ, которые некоторое время смаковали сценарий церковного раскола.
• Договор государства и Церкви о возможности временного экспонирования иконы «Троица» Андрея Рублева в Троице-Сергиевой лавре для поклонения верующих вызвал резкое неприятие части общественности и новый шквал нападок на РПЦ.
2009 год
• В храме Апостола Фомы в Москве смертельно ранен выстрелами из пистолета настоятель храма отец Даниил Сысоев, известный православный публицист и миссионер.
2010 год
• Публикации и демонстрации против передачи РПЦ зданий, бывших до революции церковными.
• Подожжен храм преподобного Серафима Вырицкого в Петербурге. Поджигатель избил сторожа и алтарника. Обвиняемым по этому делу сейчас проходит Вячеслав Дацик – Рыжий Тарзан.
2011 год
• Возмущение либеральной общественности призывом к православным главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «быть смелее в проявлении своей веры». Отец Всеволод становится любимым жупелом антиклерикалов.