«Раньше я требовал, теперь прислушиваюсь»

Евгений Рукавицын, тренер Ксении Макаровой, рассказал «НВ» о шансах своей подопечной на чемпионате мира по фигурному катанию и о том, как приходится менять принципы в работе

В Ницце стартовал чемпионат мира по фигурному катанию. Позади – квалификационные соревнования, впереди – решающие баталии. Поздним вечером в субботу, 31 марта, будет разыгран последний комплект наград – среди одиночниц. Петербург представлен в этом виде программы единственной фигуристкой – Ксенией Макаровой (другая коренная ленинградка Алена Леонова в межсезонье перебралась под покровительство московской спортшколы «Воробьевы горы»). Корреспондент «НВ» побеседовал перед отлетом в Ниццу с наставником Макаровой – Евгением РУКАВИЦЫНЫМ.

 

– Не могу первым делом не спросить про готовность Макаровой к турниру в Ницце. Она, по моим ощущениям, понемногу превращается в «королеву короткой программы», уютно и комфортно там себя чувствует, а когда доходит до произвольной – происходит не пойми что. Чего стоит ждать от Ксении на чемпионате мира? 

– Не буду бить себя кулаками в грудь и кричать, что Ксюша в Ницце всех порвет. Но мы много времени потратили на работу над произвольной программой. Посмотрим, что из этого получится. 10 марта в Петербурге прошел контрольный прокат, после которого в общем-то и было принято окончательное решение послать Макарову на чемпионат мира. Президент Федерации фигурного катания Александр Георгиевич Горшков наблюдал за этим. 

– Какой прокат Ксюши на чемпионате мира вас лично удовлетворит?

– Чистый. Занятое место меня волнует в меньшей степени. Если откатает программы без ошибок – буду доволен. Прежде всего нужно справиться с прыжковыми элементами. Все остальное Ксения и так стабильно выполняет на должном уровне.

– В нынешнем сезоне в вашей группе впервые сложился «пасьянс» из четырех серьезных спортсменов – прошлогодние чемпионы страны Константин Меньшов и Ксения Макарова, а также ближайший резерв сборной Владислав Сезганов и Мария Артемьева. Каково вам в такой ситуации работать? 

– Влад, к большому моему сожалению, пока не дотягивает до сборной. Что касается Маши Артемьевой – я все больше верю в нее. Она, перейдя ко мне и попав в эту компанию, когда рядом и Ксения, и Костя, поменяла отношение к работе, к тренировкам и к спорту вообще. Когда я работал только с Костей, то много инициативы и ответственности брал на себя. А сейчас больше инициативы и ответственности даю ребятам. А сам выбираю выжидательную политику. И, хочу сказать, в этом есть плюс: ребята привыкают брать ответственность на себя, выполняют больший объем работы. Сама по себе конкурентная борьба дает каждому из них возможность роста. На тренировках спортсмены, безусловно, посматривают друг на друга. И, поскольку в крови у них это есть – быть первым,  они конкурируют подсознательно. Даже порой не отдавая себе в этом отчета. Я ставлю перед каждым четкую задачу. Но если вижу временами у кого-то из них апатию – не стараюсь их подхлестывать. Это сделают их же товарищи.

– Тяжело делить время между спортсменами?

– Поскольку сейчас к турнирам готовится только Ксюша, наибольшее время уделяю ей. А вот перед финалом Кубка России я время поделил иначе. Когда стало понятно, что из-за болезни Макарова пропустит турнир, я переключился больше на Костю. И это принесло плоды. Мне это было важно сделать –после провального чемпионата страны Косте нужно было снова почувствовать себя спортсменом высокого уровня. Меньшов выступил на этом финале достойно: 40 баллов отрыва от второго места. Я надеюсь, что его оставят в сборной. И что он еще поборется за поездки на крупные международные турниры.

– Какие уроки преподал вам нынешний сезон?

– Конечно, главный опыт – это работа с прекрасным полом. Это нечто другое (смеется). Нужно быть более осторожным, более гибким. Не давить. Если видишь, что план, который ты задал, утвержденный и спортсменкой, и тобой, не идет, – не стоит давить. Правильнее уйти в сторону. 

Ко мне нередко возникали претензии – мол, иду на поводу у спортсмена. Хотя на самом деле это не так: наоборот, я во многом настаивал на своем – по нагрузкам, по другим вопросам. Сейчас стал больше прислушиваться – нет, не к желаниям спортсмена, а к своим ощущениям. «Слушаю», насколько могу «продавить» еще, чтобы это не привело к срывам. Давлю, давлю, давлю... Если чувствую: «Оп!» – приторможу. Стал гибче. Такой вот урок этого сезона.

Надо быть более внимательным к спортсменам такого высокого уровня. Нужно их чувствовать. Но порой, к сожалению, это невозможно. Потому что они все – сложные люди. Если бы они всегда делились тем, что их в тот или иной момент беспокоит. Но иногда они молчат. Иногда тренеру нужно уметь читать между строк. Это довольно сложно.

– Не могу не спросить про вашу совместную работу с корифеем тренерского цеха Виктором Кудрявцевым. Чья была идея? И какие уроки вы извлекли из совместной работы?

– Идея моя. Так складывалось, что последние годы мы с Виктором Николаевичем, приезжая на сборы в Новогорск, селились в одном номере. Много разговаривали о фигурном катании. Он интересный человек. Опытный, много знающий. Он с удовольствием помогал, консультировал. И в какой-то момент я решился попросить его приехать к нам, в академию. Он любезно согласился. Провел здесь неделю, ходил на все тренировки. Даже на детские, где работает мой ассистент Кирилл Давиденко. Помогал не только Ксюше, но и остальным. Мы тренировали детей, вместе делали с ними какие-то упражнения. 

Я благодарен Виктору Николаевичу. Все время советуюсь с ним. Он плотно участвует в нашей работе. Мне, считаю, вообще везет на людей. Общение с Игорем Борисовичем Москвиным – это тоже потрясающий опыт. Здорово, что это было и есть. То, что я когда-то работал на одном катке с Алексеем Николаевичем Мишиным, – для меня тоже ценно. Мне улыбнулась судьба, что в свое время в «Юбилейном» у нас была единая группа высшего спортивного мастерства. Когда Алексей Николаевич готовил к чемпионатам мира и Олимпийским играм Женю Плющенко, я рядом, на том же льду, тренировал своих учеников. И, соответственно, смотрел, впитывал... 

– В Ницце медали у женщин и мужчин в одиночном катании будут разыграны в самый последний день чемпионата, с интервалом в несколько часов. Ваш прогноз?

– Первое место у одиночников отдаю, конечно, Патрику Чану. Канадец действительно впереди планеты всей. На второе и третье места претендовать может кто угодно. Нельзя сбрасывать со счетов француза Бриана Жубера. Могут подняться на пьедестал те, чей козырь не сложность, а стабильность. Скажем, американец Джереми Эбботт.

Что касается девочек, претенденток – полно. Когда конкурировали Ким Ю На и Мао Асада, можно было сказать: есть эти фигуристки и есть остальные. Сейчас столь явных лидеров нет. Кто сумеет справиться с нервами и классно откатает программы – та и выиграет.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.