Василий Бархатов отважился на «атомный эксперимент»
На экраны вышел первый фильм, снятый на действующих АЭС. Петербургская премьера романтической комедии «Атомный Иван» состоялась в кинотеатре «Формула Кино Галерея». Это кинодебют молодого, но уже хорошо известного по постановкам в Мариинском и Большом театрах режиссера Василия Бархатова
На экраны вышел первый фильм, снятый на действующих АЭС. Петербургская премьера романтической комедии «Атомный Иван» состоялась в кинотеатре «Формула Кино Галерея». Это кинодебют молодого, но уже хорошо известного по постановкам в Мариинском и Большом театрах режиссера Василия Бархатова.
Можно было бы сказать, что фабула картины «Атомный Иван» банальна: от физика Вани (Григорий Добрыгин) уходит возлюбленная (Юлия Снигирь), которая в свободное от написания диссертации время занимается в театральной студии, куда приходит новый худрук… Но особенность истории в том, что молодые люди живут в «городе атомщиков» и театральная студия при АЭС…
Впервые за всю историю кинематографа съмочную группу пустили на действующую атомную станцию. Даже на две – в Сосновом Бору и в Удомле – это Тверская область. На экране же, так сказать, собирательный образ российских АЭС.
Генеральный продюсер кинокомпании «Телесто» Елена Гликман объяснила, почему именно эти станции:
– Они нам были интересны по интерьерам и экстерьерам. На одной нас пустили в учебный центр, который полностью имитирует центр управления. Там проходили основные съемки. А на другой мы снимали преимущественно натуру, потому что она там более живописна. Такие декорации в павильоне не построишь.
К разговору подключилась Виктория Громик, исполнительный продюсер картины:
– Режиссеру очень хотелось снимать на реакторе. Благодаря обаянию Василия Бархатова ему сделали экспресс-тур на обе станции. Но работники АЭС, наши консультанты, говорили, что лучше там находиться недолго, во всяком случае никак не весь съемочный день, который у нас длится 12 часов.
Елена Гликман уточнила:
– Когда подвели к реактору, Вася спросил: «Сколько мы здесь можем снимать?» – «Минут пятнадцать». – «Нам хотя бы часа три». – «Нет-нет, здесь можно находиться минут пятнадцать, не больше». За это время даже свет не выставить…
Конечно же, все состоялось благодаря госкорпорации «Росатом», которая как организация заинтересованная пошла навстречу кинематографистам. «Атомная тема» в российском, а если точнее, в советском кинематографе освещалась только однажды – в самом начале 60-х Михаил Ромм снял шедевр «Девять дней одного года». Александр Миндадзе свою «ядерную историю» снимал одновременно с Василием Бархатовым. Просто его фильм «В субботу» вышел раньше.
Авторы картины «Атомный Иван» своей работой пытаются вернуть утраченное человеком доверие к мирному атому.
– Как и многие, я полон атомных страхов. Я чувствую в себе не только любовь, но и ненависть, – признается автор сценария Максим Курочкин. – Но я влюблен в будущее, будущее умеет жить с атомом мирно. Иначе его, будущего, нет. Сейчас же мы только учимся диалогу с энергией.
Валий Бархатов:
– Чаще всего, когда мы говорим: атомная промышленность, подразумеваем сразу Чернобыль, катастрофу, какие-то ужасы и кошмары. (Фильм снимался до аварии на АЭС «Фукусима-1». – Прим. ред.) Одна из моих задач состояла в том, чтобы изменить негативное отношение к «атомной» теме, «перебив» его простой, ироничной, теплой человеческой историей про любовь и мирный атом.
Кстати, во время финальной сцены, снимавшейся вблизи станции, к Василию Бархатову привезли его маленькую дочь Марину, соскучившуюся по папе, и он не поспешил вернуть ее в столицу.
Один из представителей Росатома рассказал корреспонденту «НВ», как достигалась договоренность о съемках и осуществлялся проход кинематографистов на станции:
– Заявка у нас подается за 30 дней: либо она удовлетворяется службой безопасности, либо отвергается. Команда Бархатова первое письмо отправила за полтора-два месяца. У директора станции был шок – никогда ничего подобного не просили. Это же не просто экскурсия, а 80 человек съемочной группы с камерой, генераторами, машинами и прочим необходимым имуществом. Но в Росатоме пошли киношникам навстречу. В виде исключения. А дальше – все как обычно: проверка пропусков, проверка проносимого, провозимого. Проход на станцию занимал около двух-двух с половиной часов. На съемках всегда находились сотрудники службы безопасности. Да, еще же был облет станции на вертолете! Такого тоже никогда не делалось на российских АЭС. Так что съемка – уникальная!
Картину уже назвали «атомным экспериментом».
Василий Бархатов на премьере много шутил, иронизировал. Так, например, он предложил зрителям:
– Огромная просьба – опуститься до моего интеллектуального уровня, мне кажется, мой интеллектуальный уровень виден в затемненном зале даже с последнего ряда. И на этом интеллектуальном уровне смотреть мое кино.
Иронизирует он и на экране, как говорится, на века. Ближе к финалу сотрудники АЭС показывают фильм «Девять дней одного года», и один герой говорит другому (героине): «Хорошее кино. Почему сейчас так не снимают?..»