Летний сад ждет второй очереди
Что необходимо для завершения реставрации «жемчужины Петербурга»
Что необходимо для завершения реставрации «жемчужины Петербурга»
Это компьютерная модель музейной экспозиции, посвященной археологическим раскопкам в Летнем саду, в павильоне Голубятня
В Летнем саду еще вовсю ведутся работы первой очереди реставрации-реконструкции, хотя его открытие запланировано на конец мая. При этом уже активно обсуждаются планы второй очереди работ: на днях в прессе появилась информация, что Министерство культуры РФ и правительство Петербурга согласовали выделение средств на реставрацию Летнего дворца Петра. В который, кстати, посетители Летнего сада не смогут попасть после открытия. О том, что реально происходит сейчас на территории памятника садовой архитектуры, и о планах на будущее рассказывает Владимир БАЖЕНОВ, заместитель директора Русского музея по комплексной реставрации и капитальному ремонту.
– Владимир Петрович, насколько реально выделение средств на реставрацию Летнего дворца и действительно ли этот вопрос уже решен?
– О второй очереди работ по реставрации-реконструкции Летнего сада, в которую входят реставрация Летнего дворца и Домика Петра I, мы говорили еще в 2009 году на коллегии Министерства культуры, я сам делал тогда доклад с перечнем необходимых работ. Это два уникальных исторических здания, в которых действительно жил основатель Петербурга и которые дошли до нас с начала XVIII века. Но они оба находятся в очень тяжелом состоянии и требуют комплексной реставрации. К сожалению, с 2009 года мы так и не получили средств даже на разработку проектно-сметной документации. На этот год мы просили у Министерства культуры всего 40 миллионов рублей для разработки хотя бы части этой документации, но нам снова ничего не выделили. На днях у нас в музее был заместитель министра культуры Константин Геннадьевич Черепенников, с которым мы в очередной раз обсуждали этот вопрос, – к сожалению, пока он остается открытым, хотя в министерстве понимают, насколько важно его решить.
– Как бы вы могли оценить состояние Летнего дворца и Домика Петра I?
– Как очень тяжелое, там много всего надо сделать, особенно в домике. Его много раз реставрировали, к сожалению, неудачно: например, были засыпаны воздушные каналы для вентиляции и проведено паровое отопление. Из-за этого древесина рассыхается и рушится. Сейчас в домике подлинных конструкций, дошедших до нас со времен Петра I, немногим более 40 процентов – все остальное было заменено, в значительной части еще до революции. Летний дворец тоже требует срочной реставрации – туда уже нельзя пускать посетителей, там слишком все обветшало. Мы предварительно оценили всю проектно-сметную документацию примерно в 79 миллионов рублей, но по опыту реставрации и реконструкции Летнего сада знаем, что в результате все выльется в более значительные суммы. Тем более и в домике, и во дворце надо будет полностью делать искусственный климат, чтобы поддерживать низкую и влажную температуру ради максимального сохранения обоих зданий.
– Кофейный павильон и Чайный домик в Летнем саду войдут во вторую очередь? И что ждет Невскую ограду – ее реставрация тоже не вошла в первую очередь?
– Кофейный и Чайный павильоны мы сделаем своими силами, там не так все запущено. А вот на реставрацию Невской ограды тоже придется искать средства: во время работ первой очереди мы только вернули ей историческую композицию – для этого перекатили колонны и произвели текущий ремонт. Но там тоже требуется реставрация, и мы уже обратились к некоторым потенциальным спонсорам с просьбой помочь ее провести.
– Изначально речь шла о том, что вторая очередь реставрации-реконструкции – это не только реставрация Летнего дворца, но и воссоздание тех объектов, которые не вошли в первую очередь. Во всяком случае, автор проекта первой очереди, архитектор Иванов, не раз говорил о воссоздании Лабиринта, Амфитеатра, других утраченных объектов.
– Это все мечты. Сначала надо посмотреть, как воспримут наши горожане, гости города то, что сделано сейчас в Летнем саду. Потому что новых сооружений в Летнем саду немало. К тому же во время археологических раскопок на месте Лабиринта не нашли ничего, кроме фундаментов под скульптуру, нет достаточного материала для воссоздания, нет и его внятной иконографии. А выдумывать 38 фигурок из басен – это несерьезно. Тем более что пришлось бы сносить очень много деревьев.
– Работы по первой очереди очень сильно затянулись – официально проект финишировал 31 декабря 2011 года, а до сих пор в Летнем несколько объектов еще не завершены в значительной степени. Почему так случилось?
– В первую очередь потому, что на зиму глядя нельзя было делать многие работы – например, то, что связано с деревом, – и открыть полностью фонтаны. Не только те, что на центральной аллее, но и Коронный фонтан в Парадном партере – он же весь украшен раковинами, золочеными масками. Все коммуникации проведены, но окончательное декоративное оформление не сделано. Зимой мы не рискнули вешать раковины и маски – может, и на следующую зиму мы будем их снимать, это пока не решено окончательно. Но самое главное – объект считается введенным, когда приходят документы от Минрегионразвития и из Ростехнадзора о принятии всех объектов в работу. Эта комиссия уже трудится с 1 января 2012 года, идут пуско-наладочные работы – отдельно принимается охранная сигнализация, отдельно вентиляция, отдельно тепло, водопровод. Сейчас Летний сад еще у подрядчика, который сдает объект комиссии Минрегионразвития и Ростехнадзора. Мы 31 декабря приняли выполненные работы по проектно-сметной документации. Кое-какие работы можно сделать только в теплое время года, когда сойдет снег, например все дорожки и аллеи. Только в теплое время года на ворота в боскеты и на павильоны будут установлены золоченые детали. Да и открывать Летний сад без фонтанов, согласитесь, неинтересно. К тому же, когда мы прошли вторую госэкспертизу на музейное оборудование для экспозиции в павильоне Голубятня, нам документы утвердили, а средства не выделили – на компьютеры, мониторы, новые витрины, мебель. Нам пришлось обращаться за финансовой поддержкой в «Газпром».
– Существует ли какой-то гарантийный срок на ту работу, которая сделана в Летнем саду?
– Да, гарантийный срок – 5 лет. Поэтому если в фонтанах или в пруду будут неполадки, то подрядная организация за свой счет все отремонтирует.
– В какой стадии сейчас вторая очередь?
– Боюсь, что в этом году нам не выделят на нее средства. Хотя мы очень надеемся, что будут первые лица на открытии, мы будем просить об этом. И сейчас губернатор Петербурга подписал письмо, и оно находится у президента РФ. На министерство мы давно не надеемся.
– А что с Невской оградой?
– Пока ничего. Могу показать почти десяток писем – документация на ее реставрацию прошла госэкспертизу, но средств на нее так и не выделили. Так что пока мы ее почистили, настанет теплая погода – покрасим и саму решетку, и декоративные украшения. Мы уже обратились за финансовой поддержкой на ее реставрацию в «Газпром», надеемся, что помогут.
– Вы планируете как-то подготовить посетителей Летнего сада к тому, что они увидят? Ведь им предстоит встреча с совершенно новым Летним садом, не тем, какой они помнят.
– Да, мы готовим новую навигацию по саду, там будет много информационных щитов с подробной информацией об истории – что и когда находилось в Летнем саду, будут аудиогиды.