Русалочка обживается «За Черной речкой»
Сюжеты произведений главного мирового сказочника Ганса Христиана Андерсена рано или поздно использовал любой театр, в репертуаре которого есть спектакли для детей, не стал исключением и театр «За Черной речкой»
Сюжеты произведений главного мирового сказочника Ганса Христиана Андерсена рано или поздно использовал любой театр, в репертуаре которого есть спектакли для детей, не стал исключением и театр «За Черной речкой». «Русалочку» поставил молодой, но уже по достоинству оцененный театральным сообществом и зрителями режиссер кукольного театра, обладатель высшей театральной награды «Золотой софит» Петр Васильев.
Поставил буквально за семь сценических репетиций. В Петербурге, как и в России в целом, кукольный спектакль воспринимается исключительно как развлекательное представление для детей, в отличие от Европы, где спектакли кукольного формата интересуют и взрослую аудиторию. Этот спектакль оказался одинаково интересен и востребован не только детьми, но и их родителями. Но, наверное, только «старший зритель» смог по достоинству оценить многоплановость спектакля, смыслы и идеи, которые заложили в него создатели.
Главные герои постановки – авторские куклы Алевтины Торик, обладательницы «Золотой маски» и «Золотого софита», совсем не похожи на неодушевленных персонажей кукольного театра. Они оживают, как только Сказочник (Владимир Егоров) начинает рассказывать их историю. Стайка серебристых рыбок, играющих жемчужиной, морской конек, движениями больше напоминающий левретку, рыба-кит, бабушка Русалочки с огромными плавниками и хвостом и, конечно же, красавица русалка, пластичность которой не оставляет сомнений в том, что перед зрителем живое существо. Все они – герои волшебной истории, которую зритель наблюдает через окно «иллюминатора», сидя в зрительном зале, как в креслах комфортабельного корабля. Круглая рама окна начинает вращаться горизонтально – и вот уже перед нами морская водная гладь, на которой нежится Русалочка, любуясь красотой звездного неба. Рама поворачивается вертикально, и Русалочка замечает корабль прекрасного принца. Казалось бы, в кукольной постановке мало от чего может захватывать дух, но сцена бури в этом спектакле полностью опровергает это.
Читая сказки Андерсена, немногие вспоминают, что эти сюжеты в первую очередь предназначались не для детей, а для взрослых. Отсюда присущий его сочинениям драматизм, который в силах понять и прочувствовать взрослый, в то время как ребенка больше привлекает волшебная оболочка истории: чудеса, превращения, необычные герои и события. Так получилось и с постановкой «Русалочки». Маленькие зрители были в восторге от увлекательной истории, прекрасных декораций дворца, расписанного золотом и украшенного парчой, девочки по достоинству оценили прекрасное платье превращенной в девушку русалочки. А мальчики еще и долго смаковали устрашающий вид морской ведьмы, обладающей множеством щупалец и трескучим голосом. Всеобщий восторг вызвали химические опыты, показанные Сказочником, готовящим волшебное зелье. Взрослые зрители открыли для себя многослойность спектакля, обилие смыслов, почувствовали трагическую нотку в финале и искренне сочувствовали восприимчивой самоотверженной Русалочке, оказавшейся преданной принцем, но навсегда сохранившей любовь к нему. Спектакль по детской сказке оказался совсем не детским, но он одинаково увлек, заставил переживать за судьбы героев и с нетерпением ждать развития событий не только детей, но и их родителей.
Детский репертуар петербургских театров составляют кукольные и драматические спектакли: веселые и поучительные сказки для детей от 3 до 12 лет в исполнении артистов, постоянно находящихся на виду, или ярких гротескных кукол. «Русалочка» театра «За Черной речкой» резко отличается от них: актеры исполняют свои роли за ширмой и появляются перед зрителем только в финале спектакля, а выразительность кукол подчеркнута пастельными красками. Но главное отличие состоит в том, что постановочной команде действительно удалось создать на сцене «детскую сказку для взрослых», как и думал о своих произведениях великий Андерсен.